Array ( )
Можно ли спасти семью, если один из супругов задумался о разводе? <br><span class=bg_bpub_book_author>Священник Георгий Харин</span>

Можно ли спасти семью, если один из супругов задумался о разводе?
Священник Георгий Харин

Священник – о том, что такое развод и измена с точки зрения Православия и как вера способна укрепить брак.

По статистике, больше всего заявлений на расторжение брака подается в январе. Причины просты: во-первых, январь традиционно диктует нам «начать все с чистого листа», а во-вторых, в новогодние каникулы супруги непривычно много времени проводят вместе, и застарелые конфликты вспыхивают вновь. А что такое развод с точки зрения православия? И какие вопросы стоит себе задать до того, как решиться на столь отчаянный шаг? На эту деликатную тему мы беседуем со священником Георгием Хариным, настоятелем Свято-Никольского храма. И, возможно, его советы заставят вас задуматься, даже если вы не относите себя к православным верующим.

– С точки зрения православной веры развод – это всегда трагедия, – говорит отец Георгий. – Причем трагедия, в которой много пострадавших. Это и сами участники конфликта, то есть муж и жена, и, к сожалению, дети. Я вижу это в своем приходе, на реальных примерах: для ребенка развод родителей, даже если он проходит относительно спокойно, – это всегда травма, последствия которой аукаются затем всю жизнь.

Священник подчеркивает: участники развода страдают не только эмоционально, но и духовно.

– С одной стороны, развод, как правило, является результатом борьбы страстей в человеке, с другой же, он часто погружает тебя в еще худшее состояние, – объясняет отец Георгий. – Я знаю пары, где развод положил начало блуду. Да, сегодня это называется «активный поиск», но по большому счету это блуд: человеку нужно заменить того, с кем он расстался, и он устраивает настоящий кастинг – по-другому и не скажешь. Перебирает варианты, меняет партнеров. И остановиться бывает очень трудно, так как хочется найти идеального человека. Но ведь таких не бывает!

В итоге, говорит отец Георгий, человек гибнет душой. Почему? Первое: он разменивает свою любовь на этот нелепый, ненужный кастинг. Второе: он разочаровывается в любви как таковой. Третье: он теряет время, которое Бог дал ему для создания семьи. Четвертое: как ни крути, это грех блуда и прелюбодеяния. В итоге человек мечется в этих псевдоотношениях, никуда не ведущих и ничем не заканчивающихся, и вместо того, чтобы исцелиться, он идет от прелюбодеяния к блуду, от блуда к гневу, от гнева к отчаянию, от отчаяния к унынию, увязая в грехе все глубже и глубже.

Три главных вопроса о разводе

Вот почему всем, кто задумывается о разводе, священник советует подумать о трех очень важных вещах.

– Спросите себя «А что я скажу Богу на Страшном суде в свое оправдание, как объясню Ему, почему развелся?», – говорит отец Георгий. – Есть у вас ответ? Что именно случилось, почему вы не хотите больше жить в браке? Вы не сошлись характерами, потому что не хотели смиряться? Или вас не устраивало что-то в быту? Или причина в деньгах? А может, во внешнем виде партнера? Разве все это – вместе или по отдельности – может быть причиной для развода? Перед Богом – может?

– Второй вопрос – цели развода. Спросите: «Что я хочу получить?». Например, вы не хотите больше видеть друг друга. Ну так попробуйте расстаться на время – для этого необязательно разводиться. Заодно и решите, действительно ли вам это нужно. Главное, не спешите с разводом. Сломать что-то легко, а вот выстроить заново – очень трудно, – подчеркивает отец Георгий.

И, наконец, третий вопрос, не менее серьезный: как вы объясните своим детям, почему решили развестись?

– Воспитывается ребенок в полной или в неполной семье, имеет колоссальное значение – я говорю это как священник, каждый день общающийся с людьми, – объясняет Георгий Харин. –Нельзя искусственно научить семейной жизни, если семьи как таковой нет. Такие дети, повзрослев, часто сами несчастны в браке. Приведу пример. Бывает, что мужчина думает о разводе, так как не может жить со своей женой. Когда он начинает описывать свои отношения, становится ясно, что эта женщина воспитывалась без отца, а потому ведет себя как мужчина, ведь она привыкла видеть мать, которая заменяла ей и маму, и папу. Для нее это естественно, а для ее мужа – нет. Он не может жить с женщиной, которая привыкла к мужской линии поведения. В результате оба несчастны.

– Вот почему, когда пара, имеющая детей, обращается с вопросом о разводе, то обычно священник отговаривает их от этого шага, не жалея времени на то, чтобы разобраться в ситуации и попытаться им помочь, – продолжает отец Георгий. – Многое можно понять и простить, и многое на самом деле – ерунда по сравнению с трагедией разрушения семьи.

В церковной традиции измена – каноническая причина развода

А если измена?..

Один из самых деликатных и сложных вопросов – вопрос измены.

– Церковь учит, что человек – существо немощное, греховное, – говорит отец Георгий. – Все мы ошибаемся, но бывают ошибки, которые мы можем исправить, а бывают ошибки непоправимые, которые полностью меняют нас. Измена, безусловно, относится ко вторым, ведь она бросает тень на всю нашу жизнь. Это незаживающая рана, которая никогда не затянется до конца и о которой ты всегда будешь помнить. Церковь относится к изменам как к тягчайшему греху, который оскверняет брак, отравляет жизнь, заставляя долгие годы расплачиваться муками совести за минутную слабость.

Выход одновременно прост и сложен: не изменять никогда и ни при каких обстоятельствах. Не поддаваться искушению, сведя к минимуму риск измены. Не отзываться на заманчивые предложения, не встречаться с бывшими партнерами, чувства к которым могут вспыхнуть вновь, избегать сомнительных, двусмысленных ситуаций.

Но если это все-таки случилось?

– Общего рецепта тут нет, и в каждом отдельном случае человек по-своему справляется с этой бедой, – констатирует отец Георгий. – Если бы ко мне пришли и обратились с вопросом, что делать, то я бы в первую очередь попросил эту связь прекратить, а во-вторых, попросил, чтобы тот, кого предали, никогда об этом не узнал. Ведь близкий не виноват в том, что произошло, и потому вы не имеете никакого права так его ранить. Искренне любящий вас супруг или супруга просто не выдержат этого груза. И когда человек говорит: «Я не могу с этим жить, я должен все рассказать», это эгоизм! Это попытка снять с себя ответственность, попытка успокоить свою совесть – мол, я покаялся и потому прощен. Ничего подобного! Ты согрешил, и это только твой грех, твоя вина, твоя болезнь, с которой ты должен бороться покаянием, которую должен нести через всю жизнь как тяжкий крест.

Наконец, если об измене все-таки стало известно, вернуться к прежней жизни будет очень сложно, причем обоим супругам.

– Простить предательство очень сложно, и, конечно, священник должен помочь в этом, – говорит отец Георгий. – И огромным духовным трудом вы, возможно, и добьетесь у человека прощения, но забыть измену он не сможет никогда.

Браки, в которых один или оба супруга воцерковлены, нередко оказываются крепкими, так как Церковь может многое дать человеку в отношении опыта семейной жизни. Вера учит нас трезвости суждений, учит осознавать свои недостатки и недостатки партнера, мириться с ними, но при этом видеть и его достоинства. Церковь учит договариваться, искать компромиссы, а главное – любить искренне, всем сердцем. А еще Православие может помочь супругам вывести брак из кризиса, укрепить его с помощью молитв, советов батюшки, откровенного разговора.

Георгий Харин, настоятель храма Святителя Николая, ижевский священник

Елена Кардопольцева

Источник: cетевое издание Izhlife

Комментировать

«Азбука супружества»
в Telegram.
t.me/azmarriage