О таинстве брака, венчании, отношениях между мужчиной и женщиной<br><span class="bg_bpub_book_author">Игумен Петр (Мещеринов)</span>

О таинстве брака, венчании, отношениях между мужчиной и женщиной
Игумен Петр (Мещеринов)

(1 голос5.0 из 5)
Оглав­ле­ние

287. Почему Таинство Брака? Почему Церковь отводит столь большое значение такому событию, как заключение брака между мужчиной и женщиной?

Уче­ние о бра­ке, кото­рое содер­жит Цер­ковь, очень глу­бо­ко. Еще не было Хри­сто­вой Церк­ви, мало того, еще не про­изо­шло гре­хо­па­де­ния, а брак уже был; еще в раю ска­зал Бог пер­вым двум людям, Ада­му и Еве: «оста­вит чело­век отца сво­е­го и мать свою, и при­ле­пит­ся жене сво­ей; и будут одна плоть» (Быт. 2:24). Брак – это некое Таин­ство «само по себе», Таин­ство до Таинств; его смысл – что двое ста­но­вят­ся «в плоть еди­ну»; то есть как бы одним суще­ством. Здесь мы сопри­ка­са­ем­ся с осно­ва­ми Тво­ре­ния: чело­век, как лич­ность, отдель­ная, само­сто­я­тель­ная, само­цен­ная – наде­ля­ет­ся спо­соб­но­стью в бра­ке состав­лять некое над­лич­ност­ное един­ство. Брак есть есте­ствен­ный по фак­ту тво­ре­ния союз муж­чи­ны и жен­щи­ны. Но в чем же Цер­ковь видит здесь не про­сто бла­го­сло­ве­ние Божие, от нача­ла почи­ва­ю­щее на этом сою­зе, – но имен­но Хри­сто­во Таинство?

Крат­ко мож­но ска­зать так. После гре­хо­па­де­ния жизнь чело­ве­ка раз­дроб­ле­на во всех сво­их про­яв­ле­ни­ях; в част­но­сти, появи­лось про­ти­во­по­став­ле­ние зем­ной жиз­ни – жиз­ни веч­ной. Одним из спа­си­тель­ных пло­дов совер­шен­но­го Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом дела наше­го искуп­ле­ния было раз­ру­ше­ние сре­до­сте­ния меж­ду Богом и чело­ве­ком. В Церк­ви, в ее Таин­ствах и вооб­ще в жиз­ни Свя­то­го Духа, Кото­рый усва­и­ва­ет каж­до­му чело­ве­ку пло­ды совер­шён­но­го Хри­стом спа­се­ния, в зем­ное суще­ство­ва­ние людей вхо­дит веч­ность, Цар­ство Божие, уже при­шед­шее в силе, и при­об­ща­ет нас Богу. И брак, кото­рый после гре­хо­па­де­ния был есте­ствен­ным и бла­го­сло­вен­ным сою­зом людей, но для зем­ной лишь жиз­ни, – в Церк­ви при­об­ре­та­ет веч­ноеизме­ре­ние и соот­но­сит­ся с Хри­стом Гос­по­дом; не про­сто союз двух людей – но во Хри­сте; не про­сто для этой, вре­мен­ной жиз­ни – но навсе­гда, в веч­но­сти. Хри­сти­ан­ский брак не исклю­ча­ет ни про­дол­же­ния рода, ни иму­ще­ствен­ных и про­чих фор­маль­но-обще­ствен­ных отно­ше­ний, но это ста­но­вит­ся не глав­ным. Глав­ное – что брак из фор­мы зем­ной, и толь­ко зем­ной жиз­ни пре­об­ра­зу­ет­ся в рели­ги­оз­но-твор­че­ское суще­ство­ва­ние, и одно­вре­мен­но – зада­чу. Любое цер­ков­ное Таин­ство дает­ся чело­ве­ку как семя для взра­щи­ва­ния, для рас­кры­тия бла­го­дат­ных пло­дов; так и брак, и может быть – брак осо­бен­но, пото­му что это бла­го­дат­ное семя полу­ча­ет не лич­ность, как в осталь­ных таин­ствах, а союз двух лич­но­стей. Плод, кото­рый дол­жен явить­ся в резуль­та­те рели­ги­оз­но­го твор­че­ства супру­гов – Цар­ство Божие, его пред­на­ча­тие на зем­ле; дру­ги­ми сло­ва­ми гово­ря – любовь. Любо­вью брак начи­на­ет­ся – любо­вью есте­ствен­ной, вза­им­ной сим­па­ти­ей, при­тя­же­ни­ем души и тела; но взра­щи­вать­ся долж­налюбовь Хри­сто­ва, пре­вы­ша­ю­щая вся­кое разумение.

Это дей­стви­тель­но – зада­ние, при­чем на всю жизнь: когда есте­ствен­ные чув­ства путем вза­им­ных нрав­ствен­ных рели­ги­оз­ных уси­лий с тече­ни­ем вре­ме­ни пре­тво­ря­ют­ся в насто­я­щую любовь, когда зем­ная жизнь посте­пен­но про­ни­ка­ет­ся начат­ка­ми Цар­ствия Небес­но­го и ста­но­вит­ся им уже здесь. Тем самым в бра­ке, с одной сто­ро­ны, рас­кры­ва­ет­ся бла­го­дать Божия, она все боль­ше и боль­ше про­ни­ка­ет всю жизнь супру­гов; с дру­гой – реа­ли­зу­ет­ся в пол­ной мере и чело­веч­ность по обра­зу и подо­бию Божию. Как Бог явля­ет свою любовь к Церк­ви и в Церк­ви, так и супру­ги полу­ча­ют в Таин­стве Бра­ка бла­го­дать Божию на упо­доб­ле­ние Богу в твор­че­ской люб­ви; семья ста­но­вит­сядомаш­ней цер­ко­вью – един­ством раз­ных лич­но­стей в люб­ви. И на сози­да­ние этой домаш­ней церк­ви, на един­ство семьи во Хри­сте, и пода­ет­ся бла­го­дать Свя­то­го Духа в Таин­стве Бра­ка. Хри­сти­ан­ство упо­доб­ля­ет брак Церк­ви, Цер­ковь – бра­ку, а Цар­ство Божие – брач­но­му пиру. И в Церк­ви, и в хри­сти­ан­ском бра­ке мы сози­да­ем Цар­ство Божие, явля­ем его уже здесь, на зем­ле. Раз­мыш­ляя об этом Таин­стве, мы видим и глу­бо­кие тай­ны, кото­рых толь­ко отча­сти можем кос­нуть­ся; видим и вели­кую муд­рость наше­го Бога, Кото­рый всю, ска­жем так, шко­лу рели­ги­оз­ной жиз­ни, все усло­вия воз­рас­та­ния чело­ве­ка во Хри­сте пола­га­ет не где-то на сто­роне, ради чего нуж­но все бро­сать, пред­при­ни­мать какие-то запре­дель­ные уси­лия и т. п.; а вво­дит непо­сред­ствен­но в есте­ствен­ную чело­ве­че­скую жизнь – в семью.

288. Мне хотелось бы узнать точку зрения Церкви вот по какому поводу. Почему в Церкви так важно освещение брака через венчание? Раньше этого обряда не было. Не было особого чина. В раннем средневековье был отдельный чин для Таинства Крещения, Миропомазания и т.д., но для бракосочетания не было. Просто епископ или священник благословлял молодых, и на этом вмешательство Церкви в данный процесс исчерпывалось. А сам обряд совершался согласно римскому праву. Почему Венчание вдруг стало Таинством? Это наследие византийской приверженности обрядам?

Ваш вопрос исхо­дит из пред­став­ле­ния о Церк­ви, выра­жен­но­го Вашей же фра­зой: «…вме­ша­тель­ство Церк­ви в дан­ный про­цесс исчер­пы­ва­лось». Цер­ковь для хри­сти­ан не есть нечто «вме­ши­ва­ю­ще­е­ся», испол­ня­ю­щее адми­ни­стра­тив­ные, реги­стри­ру­ю­щие и над­зор­ные функ­ции, и затем «исчер­пы­ва­ю­щее себя». Хри­сти­ане и есть Цер­ковь во всей пол­но­те – и зем­ной, и небес­ной – сво­е­го суще­ство­ва­ния; «исчер­пать цер­ков­ное вли­я­ние» – зна­чит пере­стать быть хри­сти­а­ни­ном. Дей­стви­тель­но, в древ­ней Церк­ви брак заклю­чал­ся соглас­но граж­дан­ским тра­ди­ци­ям и зако­нам; Таин­ством его дела­ло сов­мест­ное при­ча­ще­ние супру­гов и бла­го­сло­ве­ние епи­ско­па. При этом пред­по­ла­га­лась все­сто­рон­няя цер­ков­ная жизнь супру­гов, дея­тель­ная, нефор­маль­ная при­над­леж­ность их хри­сти­ан­ской общине; в этой ситу­а­ции цер­ков­ное бла­го­сло­ве­ние бра­ка было не чем-то внеш­ним, а углуб­ле­ни­ем цер­ков­но­го суще­ство­ва­ния, обо­га­ще­ни­ем его ещё одной гра­нью чело­ве­че­ско­го бытия. Со вре­ме­нем в Церк­ви, парал­лель­но охла­жде­нию общин­ной жиз­ни, фор­ми­ру­ет­ся кра­си­вый обряд вен­ча­ния. Его позд­нее воз­ник­но­ве­ние вовсе не озна­ча­ет, что рань­ше не было Таин­ства; про­сто оно не совер­ша­лось в такой форме.

289. Как надо действовать паре, которая решила обвенчаться?

Преж­де все­го паре нуж­но очень хоро­шо осо­знать, по каким при­чи­нам она реши­ла обвен­чать­ся. Если «по тра­ди­ции», или пото­му что «кра­си­во», или для того, что­бы «семья была креп­че» и «как бы чего не вышло», что­бы муж не загу­лял, жена не раз­лю­би­ла, или по подоб­ным при­чи­нам – тогда вен­чать­ся не надо. У нас в цер­ков­ной и око­ло­цер­ков­ной сре­де (в том чис­ле и сре­ди нема­ло­го коли­че­ства пас­ты­рей) рас­про­стра­не­но мне­ние, что «обыч­ный» брак, то есть заклю­чён­ный в обще­стве и заре­ги­стри­ро­ван­ный госу­дар­ством, не есть брак (ну или, по край­ней мере, пред­став­ля­ет собою некий «не-до-брак»). Это глу­бо­кое заблуж­де­ние. Заклю­чён­ный госу­дар­ством брак все­гда при­зна­вал­ся Цер­ко­вью имен­но как пол­но­цен­ный брак; мало того, в пер­вое тыся­че­ле­тие хри­сти­ан­ской исто­рии брак и заклю­чал­ся госу­дар­ством, а совер­ше­ние Таин­ства не име­ло зна­че­ния какой-то допол­ни­тель­ной «небес­ной леги­ти­ми­за­ции» начав­шей­ся семей­ной жиз­ни; о цер­ков­ном зна­че­нии Таин­ства мы ска­за­ли выше. Со вре­ме­нем, когда сама функ­ция заклю­че­ния бра­ка была адми­ни­стра­тив­но пере­да­на Церк­ви, нача­лось непра­виль­ное пони­ма­ние и Таин­ства Бра­ка, и обря­да вен­ча­ния: до сих пор люди счи­та­ют, что брак в Таин­стве имен­но «заклю­ча­ет­ся», «совер­ша­ет­ся». Такое пони­ма­ние при­во­дит к жут­ко­му фор­ма­лиз­му и магиз­му. (Вот, для примера:

290. Одна моя знакомая сказала, что во время обряда венчания на молодоженах обязательно должны быть крестики, надетые при крещении, это правда?

– даже не буду отве­чать на этот вопрос…) На самом деле брак в Таин­стве вовсе не «заклю­ча­ет­ся»; в Вен­ча­нии он вос­пол­ня­ет­ся бла­го­да­тью Божи­ей на сози­да­ние семьи как домаш­ней церк­ви. Для совер­ше­ния Таин­ства Вен­ча­ния необ­хо­ди­мо соблю­де­ние весь­ма жёст­ких усло­вий, а имен­но: муж и жена долж­ны быть созна­тель­ны­ми цер­ков­ны­ми хри­сти­а­на­ми, для кото­рых глав­ное в жиз­ни – не обу­стро­е­ние быта и зем­ное сча­стье (хотя и это всё хоро­шо, жела­тель­но и закон­но), и даже не дето­рож­де­ние (хотя без него не может быть пол­но­цен­ной семьи), но Хри­стос, жизнь Им и с Ним. Отсю­да сле­ду­ет созна­тель­ное жела­ние супру­гов стро­ить свою сов­мест­ную жизнь как малую цер­ковь. Вот имен­но на это – на то, что­бы любовь чело­ве­че­ская пре­тво­ря­лась в любовь Хри­сто­ву, что­бы в жизнь зем­ную вно­си­лось Цар­ство Небес­ное – и пода­ют­ся бла­го­дат­ные силы и бла­го­сло­ве­ние Божие в Таин­стве Вен­ча­ния. Про­ще гово­ря, важ­ней­шим побу­ди­тель­ным моти­вом к «обвен­ча­нию» долж­но быть стрем­ле­ние мужа и жены жить по-хри­сти­ан­ски, по-еван­гель­ски; на это-то и даёт­ся помощь Божия в Таин­стве. Если же тако­го стрем­ле­ния нет (а быва­ет, что люди не толь­ко совер­шен­но не веда­ют норм хри­сти­ан­ской жиз­ни, но когда узнают их, то и реши­тель­но их отвер­га­ют. В самом деле: хри­сти­а­ни­ну нуж­но быть доб­рым, крот­ким, нес­тя­жа­тель­ным, чест­ным, поря­доч­ным, цело­муд­рен­ным чело­ве­ком, не при­ни­ма­ю­щим уча­стия в мир­ском тще­сла­вии, живу­щим «не-стад­но» и дума­ю­щим сво­ей голо­вой, оце­ни­ва­ю­щим всё исклю­чи­тель­но с еван­гель­ской точ­ки зре­ния: да кто ж так сей­час живёт?), то уча­стие в Таин­стве Вен­ча­ния ни к чему хоро­ше­му не при­ве­дёт, и может послу­жить людям даже и «в суд и в осуждение».

291. Мои друзья хотели повенчаться перед тем, как зарегистрироваться в ЗАГСе, но настоятель храма, где должно было проходить Венчание, категорически отказался. Почему не венчают без росписи в ЗАГСе?

Имен­но пото­му, что Цер­ковь не заклю­ча­ет брак, а вос­пол­ня­ет его небес­ным совер­шен­ством, при­вно­сит в него бла­го­дать Божию. Преж­де вен­ча­ния брак дол­жен быть засви­де­тель­ство­ван перед обще­ством; сего­дня такую функ­цию испол­ня­ет реги­стра­ция бра­ка в соот­вет­ству­ю­щем госу­дар­ствен­ном органе.

292. В Церкви так много говорится о том, что гражданский брак – это плохо, но что плохого в гражданском браке? Люди ведь, по сути дела, муж и жена, живут вместе, любят друг друга, не изменяют друг другу. Зачем нужны эти формальности?

Брак – явле­ние не толь­ко лич­ное, каса­ю­ще­е­ся двух людей, но и обще­ствен­ное. Насто­я­щий, закон­ный брак охва­ты­ва­ет все сто­ро­ны жиз­ни чело­ве­ка: и иму­ще­ствен­ную, и юри­ди­че­скую, и граж­дан­скую, и соци­аль­ную. То, что Вы назва­ли фор­маль­но­стью, на самом деле вовсе не фор­маль­ность, а очень важ­ная вещь – реа­ли­за­ция пол­но­ты ответ­ствен­но­сти мужа и жены друг за дру­га, сви­де­тель­ство­ва­ние этой ответ­ствен­но­сти перед все­ми. Неже­ла­ние «рас­пи­сы­вать­ся», ста­вить «штамп в пас­пор­те» есть не что иное, как оче­вид­ное стрем­ле­ние этой ответ­ствен­но­сти избе­жать, или, по мень­шей мере, её огра­ни­чить. Что в этом пло­хо­го? То, что чело­век уни­жа­ет своё Богом дан­ное досто­ин­ство, при­ми­ти­ви­зи­руя важ­ней­шую, выс­шую сфе­ру сво­е­го бытия, пред­по­чи­тая её «под­рост­ко­во­му» по сути, невзрос­ло­му, полу­со­зна­тель­но­му суще­ство­ва­нию. Такая дур­но пони­ма­е­мая сво­бо­да никак не может при­вет­ство­вать­ся Хри­сто­вой Цер­ко­вью. Цер­ковь не при­ни­ма­ет сво­бо­ды без ответ­ствен­но­сти; ещё и поэто­му не может быть заклю­чён цер­ков­ный брак без пред­ва­ри­тель­но­го «рас­пи­сы­ва­ния» в ЗАГСе.

293. Разрешает ли Православная Церковь венчание, если один из новобрачных не крещеный? Я крещеная и для меня очень важно обвенчаться в церкви, но мой жених не крещеный и не готов пока к крещению. Как быть в такой ситуации? Можно ли получить церковное благословение на такой брак?

Как я уже ска­зал, ни одно Таин­ство не пони­ма­ет­ся людь­ми столь непра­виль­но, как цер­ков­ное заклю­че­ние бра­ка. Вот для Вас очень важ­но обвен­чать­ся в церк­ви – но спро­си­те себя, из каких осно­ва­ний исхо­дит эта важ­ность? Дерз­ну пред­по­ло­жить, что не из цер­ков­ных, коль ско­ро Вы все­рьёз спра­ши­ва­е­те, мож­но ли вен­чать­ся с некре­щё­ным чело­ве­ком. Если Вы хоти­те создать свою буду­щую семью по обра­зу сою­за Хри­ста и Церк­ви, то Вашей забо­той будет хри­сти­а­ни­за­ция, воцер­ко­в­ле­ние Ваше­го избран­ни­ка – и не фор­маль­ная, но име­ю­щая сво­ею целью истин­ное, живое един­ство во Хри­сте, в вере, в нрав­ствен­но­сти. Если же ни Вы, ни Ваш жених не заду­мы­ва­лись все­рьёз над этим – то, спра­ши­ва­ет­ся, зачем Вам цер­ков­ное бла­го­сло­ве­ние на такой брак? Не бери­те на себя вещей сверх вашей сов­мест­ной, на сего­дняш­ний день, меры: заклю­чай­те закон­ный брак и живи­те нрав­ствен­но и счаст­ли­во, ста­ра­ясь осо­зна­вать истин­ные нача­ла хри­сти­ан­ства. Если Вы «нащу­па­е­те» под­лин­ный, не фор­маль­но-маги­че­ский, путь веры, то в своё вре­мя Гос­подь при­ве­дёт вас обо­их к Сво­е­му Таин­ству, и вы созна­тель­но вос­пол­ни­те ваш союз бла­го­да­тью веч­ной любви.

294. Я вышла замуж, мы с моим мужем обвенчались, у нас не сложилась жизнь, нам пришлось расстаться. У него сейчас другая семья. Как быть дальше? Имею ли я право снова выйти замуж, если являюсь женой живого мужа? Можно ли как-то расторгнуть церковный брак?

Вопро­сы о рас­тор­же­нии цер­ков­но­го бра­ка явля­ют­ся пря­мым след­стви­ем пол­но­го непо­ни­ма­ния его сути и край­не­го лег­ко­мыс­лия при заклю­че­нии его. Рас­тор­гай­те брак закон­ным госу­дар­ствен­ным поряд­ком, выхо­ди­те замуж за дру­го­го – это пол­ное Ваше пра­во; но при чём тут Цер­ковь? Цер­ковь сего­дня бра­ки не заклю­ча­ет, и, сле­до­ва­тель­но, не рас­тор­га­ет. Если Вы захо­ти­те в Вашем вто­ром бра­ке дей­стви­тель­но создать хри­сти­ан­скую семью, то Цер­ковь может дать Вам, так ска­зать, повтор­ное на это бла­го­сло­ве­ние. Для это­го нуж­но пред­ста­вить епар­хи­аль­но­му епи­ско­пу справ­ку о рас­тор­же­нии пер­во­го бра­ка и сви­де­тель­ство о заклю­че­нии ново­го. Но при этом на Вашем реше­нии о заклю­че­нии Таин­ства бра­ка будет лежать и большая ответ­ствен­ность.

295. Если семейная пара, состоящая в светском браке, не успела обвенчаться до рождения ребенка – какие последствия это влечет для ребенка и для родителей, с точки зрения Церкви? Сможет ли исправить ситуацию венчание после рождения ребенка? Оба родителя – верующие люди, православные христиане.

Навер­ное, Вы име­е­те в виду рас­хо­жие «стра­шил­ки» о том, что такой ребё­нок будет болеть, пло­хо учить­ся, карье­ра у него не сло­жит­ся, семей­ная жизнь будет несчаст­ли­ва, под маши­ну он попа­дёт, и т.п. Это магизм чистой воды. Послед­ствия для ребён­ка будет иметь, полу­чил он или не полу­чил в семье нрав­ствен­ное и хри­сти­ан­ское вос­пи­та­ние. Вен­ча­ние роди­те­лей долж­но моти­ви­ро­вать­ся не жела­ни­ем «как бы чего с дитём не вышло», а, как мы уже гово­ри­ли, исклю­чи­тель­но осо­знан­ным жела­ни­ем жить пол­но­той хри­сти­ан­ской жиз­ни, сози­дая из сво­ей семьи домаш­нюю цер­ковь.

296. Могу ли я венчаться с моим же бывшим мужем? Мы развелись 2 года назад, но фактически остались супругами, несчастье сплотило нас, и мы хотели бы оформить отношения и повенчаться, но нам говорят, что это грех.

Кто же это гово­рит вам, что это грех? Наобо­рот, ваши отно­ше­ния про­шли через гор­ни­ло испы­та­ний, и теперь они будут и креп­че, и глуб­же. Если вы уже вен­ча­лись, то, при повтор­ном заклю­че­нии бра­ка, повто­рять вен­ча­ние не нуж­но. Если же ваш брак не был цер­ков­ным, то вы вполне може­те без вся­ко­го пре­пят­ствия вен­чать­ся – разу­ме­ет­ся, при созна­тель­ном и цер­ков­ном отно­ше­нии к Таин­ству, о чём мы уже мно­го говорили.

297. Охладели чувства, хотим развенчаться. Раньше мы просто не могли спокойно находиться рядом друг с другом – а теперь весь интерес исчез, остался лишь холод и равнодушие. Что делать?

Уж вы сами решай­те воз­ник­шие меж­ду вами слож­но­сти. К ваше­му быв­ше­му вен­ча­нию это вряд ли име­ет какое-либо отно­ше­ние, ибо если бы вы участ­во­ва­ли в этом Таин­стве с долж­ным осо­зна­ни­ем и вели бы соот­вет­ству­ю­щую совер­шив­ше­му­ся над вами вен­ча­нию хри­сти­ан­скую и цер­ков­ную жизнь, то ваши отно­ше­ния и не зашли бы в такой тупик. Что каса­ет­ся раз­вен­ча­ния, то, фор­маль­но гово­ря, оно воз­мож­но толь­ко при вступ­ле­нии одно­го из вас в новый закон­ный брак.

298. Мы хотели бы обвенчаться в марте месяце. Но это, как правило, время Великого Поста. Можно ли венчать в этот период? Если нет, то когда это будет возможно?

В пост­ное вре­мя Таин­ство вен­ча­ния в Церк­ви не совер­ша­ет­ся. Вен­ча­ния начи­на­ют­ся после Свет­лой сед­ми­цы, то есть через неде­лю после празд­ни­ка Пасхи.

299. Какую ответственность берет на себя мужчина, вступая в церковный брак с женщиной?

Ров­но такую же, какая нала­га­ет­ся и на жен­щи­ну. Муж и жена долж­ны любить друг дру­га, стро­го хра­нить супру­же­скую вер­ность, сов­мест­но воз­рас­тать во Хри­сте, молить­ся, участ­во­вать в Таин­ствах Церк­ви, поучать­ся в Свя­щен­ном Писа­нии, соблю­дать еван­гель­ские запо­ве­ди, друг дру­гу вся­че­ски помо­гать и друг о дру­ге жерт­вен­но забо­тить­ся, хра­нить в семье мир, вос­пи­ты­вать детей в люб­ви и бла­го­че­стии – всё это в рав­ной сте­пе­ни дело как мужа, так и жены.

300. Меня давно интересует один вопрос… Что должны испытывать молодожены в первую брачную ночь, с христианской точки зрения? Почему бывает так, что они даже не прикасаются друг к другу? Здесь какой-то мистический смысл?

В первую брач­ную ночь муж и жена познают пол­но­ту люб­ви, объ­еди­ня­ю­щую их не толь­ко на духов­ном и душев­ном, но и телес­ном уровне. Хри­сти­ане не состав­ля­ют из это­го, обще­го для всех людей и дан­но­го Богом есте­ствен­но­го чина жиз­ни, ника­ко­го исклю­че­ния. Если супру­ги не при­ка­са­ют­ся друг ко дру­гу, то здесь не толь­ко нет ника­ко­го мисти­че­ско­го смыс­ла, но это тре­вож­ный симп­том. Им нуж­но или обра­тить­ся к вра­чам соот­вет­ству­ю­щей спе­ци­аль­но­сти, или пере­смот­реть свои совер­шен­но не хри­сти­ан­ские, псев­доас­ке­ти­че­ские лже­ду­хов­ные взгля­ды на нор­му плот­ско­го обще­ния в супру­же­ской жизни.

301. Почему Церковь против добрачных половых отношений между мужчиной и женщиной? Но как можно понять, узнать, что проживешь с этим человеком всю жизнь? А если твой будущий муж (или жена) в чем-то будет не удовлетворять тебя? Вдруг ввиду воздержания супругам придется столкнуться с такой проблемой, что физически не подходят друг другу. Отсюда возникают измены, которые разрушают брак…

Физи­че­ски не под­хо­дят друг дру­гу беге­мот и птич­ка колиб­ри. А люди физи­че­ски друг дру­гу как раз пол­но­стью под­хо­дят, пото­му что так сотво­рил их Бог. Все раз­го­во­ры, что «отсю­да воз­ни­ка­ют изме­ны», сви­де­тель­ству­ют толь­ко о том, что для людей, рас­суж­да­ю­щих подоб­ным обра­зом, брак – это преж­де все­го некое закон­ное сред­ство удо­вле­тво­рять свою похоть. Для хри­сти­ан­ских же супру­гов плот­ское обще­ние явля­ет­ся лишь завер­ше­ни­ем и выра­же­ни­ем на телес­ном уровне гораз­до более важ­но­го и глу­бо­ко­го для них духов­но­го и душев­но­го един­ства. При нали­чии под­лин­ной люб­ви и ува­же­ния друг к дру­гу супру­ги вполне могут отре­гу­ли­ро­вать эту сфе­ру сво­ей жиз­ни, даже если в ней и нали­че­ству­ют неко­то­рые шеро­хо­ва­то­сти. Добрач­ные же поло­вые отно­ше­ния явля­ют­ся тяж­ким гре­хом – блу­дом, кото­рый Цер­ковь ни при каких обсто­я­тель­ствах одоб­рить не может.

Источ­ник: игу­мен Петр (Меще­ри­нов), Цер­ковь и совре­мен­ность. Вопро­сы и ответы

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки