Правильное христианское отношение в семьях не подразумевает деспотизма<br><span class="bg_bpub_book_author">Протоиерей Максим Первозванский</span>

Правильное христианское отношение в семьях не подразумевает деспотизма
Протоиерей Максим Первозванский

(2 голоса3.5 из 5)

Муж­чи­ны пыта­ют­ся тре­бо­вать от жен­щин послу­ша­ния, а жен­щи­ны пыта­ют­ся тре­бо­вать от муж­чин люб­ви. Долж­но быть не так, счи­та­ет про­то­и­е­рей Мак­сим Пер­во­зван­ский, кли­рик хра­ма Соро­ка муче­ни­ков Сева­стий­ских у Новоспас­ско­го моста, глав­ный редак­тор жур­на­ла «Наслед­ник», отец девя­ти детей.

– Пра­во­слав­ный муж гово­рит жене: я тебе запре­щаю рабо­тать, ты меня долж­на слу­шать­ся. Рас­ти детей, вари борщ и помень­ше выска­зы­вай свое мне­ние, осо­бен­но в Церк­ви. Это по-церковному?

– Муж не име­ет пра­ва ниче­го подоб­но­го сво­ей жене ска­зать, если он насто­я­щий пра­во­слав­ный муже­ствен­ный муж­чи­на. В отли­чие от того же исла­ма, в Пра­во­сла­вии муж­чи­на не име­ет пра­ва от жен­щи­ны тре­бо­вать послу­ша­ния. Если мы вни­ма­тель­но вчи­та­ем­ся в сло­ва апо­сто­ла Пав­ла, кото­ры­ми обос­но­вы­ва­ет­ся такое отно­ше­ние, то там вовсе не мужу, а жене ска­за­но, что она долж­на слу­шать­ся мужа. Мужья этих слов вооб­ще не долж­ны слы­шать. Мужу ска­за­но воз­лю­бить свою жену, как Хри­стос воз­лю­бил Цер­ковь и Себя пре­дал за Нее.

А у нас все про­ис­хо­дит наобо­рот. Муж­чи­ны пыта­ют­ся тре­бо­вать от жен­щин послу­ша­ния, а жен­щи­ны тре­бу­ют от муж­чин люб­ви. Долж­но быть не так. Муж­чи­на от себя дол­жен тре­бо­вать люб­ви, а жен­щи­на – от себя тре­бо­вать послу­ша­ния. Любая нор­маль­ная пра­во­слав­ная жен­щи­на сама реша­ет слу­шать­ся мужа или нет. А муж не име­ет пра­ва застав­лять жену слу­шать­ся. У него дру­гая зада­ча – уме­реть на кре­сте, если у него жена будет непослушная.

У Клай­ва Лью­и­са на эту тему есть пре­крас­ный афо­ризм. Он гово­рит, что никто не может отнять у него пра­во быть сорас­пя­тым со Хри­стом соб­ствен­ной женой. И непо­слуш­ная жена не может это пра­во отнять, а лишь утвер­жда­ет мое упо­доб­ле­ние Хри­сту в Его стра­да­ни­ях от непо­слу­ша­ния людей. Поэто­му пра­виль­ное хри­сти­ан­ское отно­ше­ние в семьях вовсе не под­ра­зу­ме­ва­ет дес­по­тиз­ма со сто­ро­ны мужа и попы­ток загнать жену на кухню.

Пра­виль­ное отно­ше­ние под­ра­зу­ме­ва­ет любовь, когда муж­чи­на и жен­щи­на сов­мест­но опре­де­ля­ют, кто из них и как будет зара­ба­ты­вать день­ги, кто будет гото­вить ужин и так далее. Ни в Свя­щен­ном Писа­нии, ни в пре­да­нии Церк­ви я не встре­чал ни сло­ва о том, что жена долж­на гото­вить ужин, а муж, при­дя с рабо­ты, дол­жен сесть, напри­мер, с газе­той у теле­ви­зо­ра. Я знаю мно­же­ство пра­во­слав­ных семей, где муж пред­по­чи­та­ет гото­вить и мыть посу­ду, а жена зара­ба­ты­вать деньги.

– Как, утвер­ждая в Церк­ви муже­ствен­ность, не впасть в пре­зри­тель­ное отно­ше­ние к жен­щи­нам и жено­не­на­вист­ни­че­ство? Ведь есть, кажет­ся такая про­бле­ма, что раз пер­вая роль в Церк­ви у муж­чи­ны, то на жен­щи­ну, яко­бы, мож­но смот­реть свысока. 

– По насто­я­щем муж­ская ответ­ствен­ность раз­ви­ва­ет­ся, когда муж­чи­на начи­на­ет отве­чать за свою семью. Если мы вспом­ним, то осно­вой тра­ди­ци­он­ной рус­ской демо­кра­тии был семей­ный чело­век. На дере­вен­ском схо­де пра­во голо­са имел муж­чи­на, выде­лив­ший хотя бы одно­го сына в само­сто­я­тель­ное хозяй­ство. А Досто­ев­ский гово­рил, что готов высту­пать за демо­кра­тию, если бы пра­во голо­са име­ли толь­ко мно­го­дет­ные отцы. То есть насто­я­щая муже­ствен­ность сопря­же­на с тем, что муж­чи­на на деле отве­ча­ет за свою семью. Какое здесь может быть жено­не­на­вист­ни­че­ство, мне даже в голо­ву не приходит.

Это как раз отсут­ствие муже­ствен­но­сти, когда муж­чи­на не осо­зна­ет себя по-насто­я­ще­му муж­чи­ной, не отве­ча­ет ни за что, и в этой свя­зи испы­ты­ва­ет ком­плекс муж­ской непол­но­цен­но­сти, кото­рый обрат­ной сто­ро­ной выли­ва­ет­ся в жено­не­на­вист­ни­че­ство. Поэто­му наобо­рот, чем боль­ше у нас в Церк­ви будет муже­ствен­но­сти, тем боль­ше жен­щи­ны будут защи­ще­ны от пре­не­бре­жи­тель­но­го отно­ше­ния к сво­ей жен­ской сути.

– Пра­во­сла­вие – это муже­ствен­ная рели­гия? А если да, то в чем заклю­ча­ет­ся мужественность? 

– Я не пони­маю это­го сло­во­со­че­та­ния «муже­ствен­ная рели­гия». Но мож­но ска­зать, что Пра­во­сла­вие тре­бу­ет от чело­ве­ка муже­ства. Нуж­но спер­ва понять – что такое муже­ствен­ность. В нашем язы­ке сло­ва искон­но мно­го­знач­ные, а в совре­мен­ном сло­во­упо­треб­ле­нии к нему еще при­ли­па­ют самые раз­ные ассо­ци­а­ции. Под сло­вом муже­ствен­ность часто под­ра­зу­ме­ва­ют какой-то мачизм, муску­лин­ность, и еще нечто подоб­ное. Но муже­ствен­ность, это в прин­ци­пе нечто дру­гое. Муже­ствен­ность, это преж­де все­го ответ­ствен­ность, и спо­соб­ность к рефлек­сии, то есть осо­зна­нию себя и про­ис­хо­дя­ще­го вокруг. Но преж­де все­го ответ­ствен­ность. Насто­я­щий муж­чи­на отве­ча­ет за то, что он дела­ет и как он живет, за себя, свою семью и работу.

Муже­ствен­ность, это не сино­ним сло­ва «сила». Если мы ска­жем, что Пра­во­сла­вие – это вера силь­ных людей, то мы можем вой­ти в про­ти­во­ре­чие с апо­сто­лом Пав­лом, кото­рый гово­рит «не мно­го сре­ди вас силь­ных», обра­ща­ясь к христианам.

Если взять двух сла­бых людей и попы­тать­ся понять, кто из них муже­ствен­ный, то нему­же­ствен­ный пой­дет и выпьет, или уко­лет­ся, или пустит­ся во все тяж­кие, что­бы забыть­ся. В кон­це кон­цов вклю­чит теле­ви­зор или ком­пью­тер и ска­жет «не хочу ниче­го знать». Как край­ний вари­ант – шаг­нет в окно. Это будет крайне нему­же­ствен­ный посту­пок. Очень часто совре­мен­ные муж­чи­ны ста­ра­ют­ся убе­жать от про­блем, с кото­ры­ми они стал­ки­ва­ют­ся в жизни.

А муже­ствен­ность – это попыт­ка отве­тить на вопро­сы жиз­ни, ответ­ствен­но най­ти выход из ситу­а­ции, в кото­рой чело­век нахо­дит­ся. Поэто­му муже­ствен­ность в этой ситу­а­ции не будет про­ти­во­ре­чить сла­бо­сти. Очень часто доста­точ­но силь­ные сами по себе люди, ока­зы­ва­ясь в ситу­а­ции миро­воз­зрен­че­ско­го кри­зи­са, не зная, как посту­пить, при­хо­дят в Цер­ковь от осо­зна­ния соб­ствен­ной бес­по­мощ­но­сти. Имен­но от осо­зна­ния. Пото­му что, как я уже ска­зал, муже­ствен­ность свя­за­на с рефлек­си­ей. И это тоже муже­ствен­ный поступок.

Но, к сожа­ле­нию, ино­гда люди при­хо­дят в Цер­ковь не от ответ­ствен­но­сти за свою жизнь, а желая пол­но­стью пере­ло­жить всю ответ­ствен­ность, ска­жем, на батю­шек. И тогда воз­ни­ка­ет не совсем здо­ро­вое явле­ние псев­до-послу­ша­ния. Псев­до в том смыс­ле, что чело­век вро­де бы отре­ка­ет­ся от сво­ей воли, но не для того, что­бы узнать волю Божию, а что­бы не отве­чать за то, что он делает.

– Поче­му в Церк­ви муж­чин мень­ше, чем жен­щин, и мень­ше, чем в мечети. 

– Могу пред­по­ло­жить, что муж­чи­на ищет дей­ствия. Он не ищет уте­ше­ния, тем более если это силь­ный муж­чи­на. Он часто даже не ищет руко­вод­ства, пото­му что это часто гор­дый муж­чи­на. Но он ищет дей­ствия, что­бы ему ска­за­ли – что делать. К сожа­ле­нию, часто он не нахо­дит в Пра­во­сла­вии отве­та на этот вопрос. Он может услы­шать ответ – ты молись, борись с гре­ха­ми. Но этот ответ ему кажет­ся недо­ста­точ­ным, надо же что-то делать. В этом частич­но может быть кро­ет­ся ответ на ваш вопрос.

Но я мос­ков­ский свя­щен­ник, и, чест­но гово­ря, у себя на при­хо­де не наблю­даю, что­бы муж­чин было намно­го мень­ше. У меня вооб­ще ощу­ще­ние от мос­ков­ской цер­ков­ной жиз­ни, хотя я спе­ци­аль­но этот вопрос не иссле­дую, что все про­ис­хо­дя­щее в хра­мах нахо­дит­ся в вопи­ю­щем про­ти­во­ре­чии с дан­ны­ми офи­ци­аль­ной ста­ти­сти­ки. У нас в хра­мах про­ис­хо­дит мно­го кре­стин, даже летом – несколь­ко кре­стин в неде­лю. И я вижу посто­ян­но при­хо­дя­щие новые семьи, вез­де на кре­сти­нах при­сут­ству­ет отец. Более того, когда во вре­мя таин­ства кре­ще­ния свя­щен­ник отда­ет ребен­ка обо­им роди­те­лям, что­бы его потом при­ча­стить, ребен­ка часто берет отец. При­чем я гово­рю ско­рее о захо­жа­нах, чем о при­хо­жа­нах. Я вижу более ответ­ствен­ное отно­ше­ние муж­чин к Церк­ви и про­ис­хо­дя­ще­му здесь и к сво­ей жиз­ни. Поэто­му я не могу ска­зать, что в цер­ков­ной жиз­ни про­ис­хо­дит пре­об­ла­да­ние жен­щин. По край­ней мере, в Москве.

– Ста­ли ли Цер­ков­ная жизнь, Цер­ковь, более жен­ствен­ной? Или, гру­бо гово­ря, обабилась? 

– Я могу ска­зать, что цер­ков­ная жизнь за послед­ние два деся­ти­ле­тия для мно­гих в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни обмир­щи­лась. Это свя­за­но во мно­гом с тем, что ощу­ще­ния ката­стро­фи­че­ские, ожи­да­ния рас­па­да Рос­сии, если не кон­ца све­та, гос­под­ство­вав­шие в 1990‑е у мно­гих цер­ков­ных людей, серьез­но сти­му­ли­ро­ва­ли отказ от мира и посвя­ще­ние себя цер­ков­ной жизни.

Сей­час таких настро­е­ний, как мне кажет­ся, намно­го мень­ше. Люди отно­сят­ся к сво­ей жиз­ни очень спо­кой­но. Это про­яв­ля­ет­ся, напри­мер, в том, что в 1990‑е воцер­ко­в­лен­ные хри­сти­ане в каче­стве шко­лы для сво­их детей виде­ли толь­ко пра­во­слав­ную шко­лу, а в каче­стве ВУЗа толь­ко ПСТГУ или Иоан­но-Бого­слов­ский Уни­вер­си­тет. А сей­час мно­гие совер­шен­но спо­кой­но учат­ся в свет­ских шко­лах, посту­па­ют в свет­ские вузы, и не видят в этом про­ти­во­ре­чия со сво­ей духов­ной жизнью.

А что­бы цер­ков­ная жизнь «оба­би­лась»? Не знаю, мне это не очень замет­но. Посколь­ку для меня в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни муже­ствен­ность ассо­ци­и­ру­ет­ся с ответ­ствен­но­стью, то мне как раз кажет­ся, что у муж­чин посте­пен­но про­ис­хо­дит воз­врат к тому, что у них было отня­то весь XX в.

Одной из глав­ных при­чин муж­ско­го кри­зи­са в сего­дняш­ней Рос­сии было то, что в СССР муж­чин лиши­ли воз­мож­но­сти отве­чать за себя, за свою жизнь, за свои семьи, была отня­та соб­ствен­ность, не было воз­мож­но­сти твер­до сто­ять на ногах на этой зем­ле. А сей­час такая воз­мож­ность у мно­гих вновь появ­ля­ет­ся. Даже если люди живут бед­но, то ощу­ще­ние, что они могут чего-то добить­ся, что-то сде­лать, при­сут­ству­ет намно­го силь­нее, чем рань­ше. С этим я свя­зы­ваю рост чис­ла ответ­ствен­ных муж­чин в Церк­ви. Они, с одной сто­ро­ны, уже отве­ча­ют за себя, но они пони­ма­ют, что без помо­щи Божи­ей их уси­лия не могут увен­чать­ся пол­ным успехом.

Запи­сал Кирилл Миловидов

Источ­ник: пра­во­слав­ный жур­нал «Нескуч­ный сад»

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки