Развод по-христиански? <br><span class="bg_bpub_book_author">Протоиерей Владимир Чабан</span>

Развод по-христиански?
Протоиерей Владимир Чабан

(4 голоса3.3 из 5)

«Нехорошо быть человеку одному» (Быт. 2:18), «оставит человек отца и мать, прилепится к жене своей; и будут одной плотью» (Мф. 19:5). Это в идеале. В жизни: 81% разводов. По сути, подтверждение евангельских слов «И когда умножится беззаконие, во многих оскудеет любовь» (Мф. 24:12). О сути брака и о сопутствующих явлениях, которые могут поставить под угрозу супружеский союз, зашла речь в беседе с председателем Канонической комиссии Брянской епархии протоиереем Владимиром Чабаном. 

«По жестокосердию вашему…»

Отец Владимир, любой запрет на развод воспринимается в современном мире как проявление жестокости: разве не бывает так, что дальнейшее пребывание в браке невозможно?

– Дело в том, что очень часто под этим «жить невыносимо» подразумевается, на самом деле, элементарное нежелание работать над собой. Человеку не хочется смотреть на себя критически, признавать свою вину. Потому-то он и рассматривает разрушение взаимоотношений как выход из сложившегося тупика.

Сознание человека очень изменилось даже по сравнению с советским временем. Сейчас господствует тенденция к подражанию модели западного мира, где отношения до брака, а также в браке – абсолютно формальные и не останавливают людей в их поведении. Потеряно целомудрие, изменилось понимание смысла брака: его рассматривают не как путь к спасению, а как форму получения удовольствия.

Стена

Однажды ко Христу привели женщину, которую застали в прелюбодеянии. Книжники и фарисеи хотели Его обличить. Как Он отнесется к этому? «По жестокосердию вашему Моисей дал вам право давать отпускное письмо». По жестокосердию! В этих словах для нас с вами сказано очень много. А что именно? Брак – незыблем, свят и должен быть до конца. Если брак не сложился, то ты должен рассматривать это как расплату за свое безрассудство. Нужно использовать все возможности, чтобы союз спасти. Однако да, есть ситуации, когда развод, с точки зрения Церкви, возможен.

Расскажите о них подробнее.

– Причин для расторжения не так много, даже с учетом дополнений, указанных в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» (медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа).

Есть две основные, из которых следуют остальные. Первая – смерть одного из супругов. В этом случае брак прекращается физически, и овдовевший супруг может вступить в новый брак согласно словам апостола Павла (1 Кор. 7:8-9). К этой же причине приравниваются долгое отсутствие супруга по неизвестному поводу или осуждение его на пожизненное заключение. Вторая причина – прелюбодеяние, нарушение обета верности.

Однако, определяя причины для разводов, Церковь исходит из того, что перечисленные поводы являются для одного из супругов только возможностью, но не требованием. В основном они зависят от нашей с вами жертвенности.

Рассмотрим три таких момента. Первый — супружеская измена. И даже в этом случае мы должны друг друга прощать и делать шаги к исправлению ситуации. Почему? Потому что можно сесть и решить проблему. «Почему ты это сделал, ведь я так тебя люблю!» И тут же ответ: «Прости меня, что-то я поддался, не смог совладать с собой, давай еще раз попробуем». Конечно, такой диалог возможен при условии, если оба хотят сохранить брак.

Разбитая любовь

Или такой повод для развода – невменяемость одного из супругов. Может ли муж (жена) положить свою жизнь, ухаживая за больным человеком? Зависит от его (ее) жертвенности и принимается решение трезво и правдиво, в первую очередь, перед Богом и самим собой. Готов – крепись, трудись, уповай. Не можешь – разводись, и никто не имеет права тебя осудить.

Третий повод, близкий по сути второму, – алкоголизм одного из супругов. Человек в таком состоянии агрессивен, опасен, и когда все способы вразумления исчерпаны, развод дает возможность избежать страшных последствий.

Про деньги, роли и пятую заповедь

Отец Владимир, молодежи порой не хватает не только понимания смысла брака, но и опыта отношений. Раньше родительское мнение было решающим (пятая заповедь Закона Моисея), теперь же родители порой сами подталкивают на неверное решение, исходя из своих представлений о судьбе ребенка. Конфликт еще больше обостряет ситуацию…

– Послушание родителям – очень важный момент в жизни человека. Но оно не должно быть слепым. Родителей надо слушать, но если они отрицают бытие Божие и исходят только из меркантильных соображений, то послушание детей оборачивается к их страданиям. Можно слышать: «Я хочу, чтобы моя девочка вышла за состоятельного человека. Правда, она любит другого, но он нищий верующий, ничего в жизни не добьется. А я хочу, чтобы мои внуки росли достойными людьми. Это возможно только в том случае, если она (он) послушает не свое сердце, а меня». Дело в том, что человек проходит свою жизнь как испытание, проверку на готовность нести тяготы жизни. Если бы она вышла замуж за любимого нищего, они оба делали бы все, чтобы не опускаться до нищенского существования и обеспечить детей всем необходимым. Но им не дали, за них решили, светлое чувство заменили меркантильными соображениями.

Так бывает и у вполне зрелых людей, которые из-за денег обманывают друг друга, скрывая за словами холодный расчет. Однако найти счастье там, где играешь роль, очень сложно. Любовь нельзя подменить.

Есть такое наблюдение: если в семье мир, то материальные блага не замедлят в ней появиться…

– Я сказал бы так: труд человека – это единственное средство, которое создает его блага. Вспомните юность Христа. Он трудился с Иосифом, чтобы заработать на хлеб. Обратите внимание: Он не богатства добивался, а средств на пропитание. Вот из этого надо исходить. Если между супругами мир, Бог пошлет то, что им нужно. Богатство не является гарантией их семейного согласия. Подлинное счастье семьи – это любовь.

Развод

Согласно статистике, инициаторами развода чаще всего выступают женщины (61%). Как бы Вы прокомментировали эту ситуацию?

– Ситуация не так однозначна. Да, в современном мире женщина хочет быть наравне с мужчиной. Это не гибельное желание. Мы знаем женщин-ученых, женщин-космонавтов, женщин – руководителей крупных предприятий и т.д. И в современной семье женщина во многих вопросах оказывается более компетентной. Но она хочет претендовать на самостоятельность во всем. Она хочет быть с тобой – она будет с тобой. Не захочет – как свободный человек считает себя вправе оставить дом, мужа, детей, начать новую жизнь. Святые отцы говорили: «Никто не спасется тогда, когда женщина потеряет стыд». Но вы можете возразить, мол, так же поступают и мужчины. Дело в том, что секулярный современный мир разрушает религию с одной целью: создать нового человека, свободного от «пережитков прошлого» – семьи, детей, обязанностей. От стыда. И это надо понимать.

Второй брак: невозможное возможно?

Как относится Церковь ко второму браку?

– Жизнь не вмещается в схемы. Втянуть всех в каноническое поле XIX века уже невозможно. Поэтому Церковь как любящая мать снисходительно, по сравнению с прошлыми столетиями, относится ко вторым бракам. Этот процесс ничем нельзя остановить. Сказать человеку: «Неси свой крест, это твоя судьба» – по сути это правильно. Но человек не может жить, противореча самому себе, если он не умеет относиться к жизни как к несению креста, как к духовной борьбе. И заставить делать его то, к чему он не способен, невозможно.

Вот тут и проявляется мудрость Церкви – снисхождение к немощи человеческой. Эти люди сделали выбор, и если мы откажем им в церковном попечении, они не изменят своего решения, а просто будут жить без церковного попечения. Этого допустить нельзя. Церковь не поощряет второбрачия, но и не отталкивает людей, которые ищут в этой ситуации решения их проблемы. Священник обязан сделать все, чтобы обратившиеся за помощью или разъяснением получили материнскую опеку Церкви и заботу об их спасении.

Рождение потомства является одной из важнейших целей брака. Однако иногда в ходе супружеской жизни выясняется, что кто-то из супругов неспособен к зачатию детей. Возникают мысли типа: «Почему я должен из-за жены оставаться без наследника?» или «Неужели из-за мужа я так и не познаю радости материнства?», и люди склоняются к решению развестись…

– Бесплодие не является причиной расторжения брака. Для верующих супругов первое и главное дело – это дело спасения, и брак понимается как удобное для спасения состояние. Кроме того, при вступлении в брак супруги дали обет верности друг другу при любых обстоятельствах, пока смерть не разлучит их. Они не оговаривали никаких дополнительных условий типа «если она родит мне ребенка». Развод по этой причине является нарушением супружеского обета и осуждается Богом.

Сегодняшним бездетным супругам можно сказать, что если бы Бог хотел, чтобы они имели детей, то Он дал бы их. Если же Господь не сделал этого, значит, Он имеет на их счет другие планы. Возможно, Он желает, чтобы они усыновили ребенка или безраздельно посвятили себя служению Богу и ближним. В любом случае воля Божия не подлежит ревизии. Ситуацию надо принять и искать выход в ее рамках, а не разрушая то, что Бог соединил.

Сам пришел к вере – веди жену в храм

Почему разводятся православные? Казалось бы, они-то уж точно должны обладать «тайным знанием» о том, как создать хорошую семью и жить вместе долго и счастливо…

– Вера поддерживает, учит жить в любви и внутреннем мире, однако она не исключает необходимости внутренней работы над собой. Вот самые распространенные случаи. Верующий выбирает для брака партнера, равнодушного к вере, – последствия могут быть разрушительными для души. Или подает на развод человек, который хочет создать новый союз с «сестрой во Христе» в ущерб предыдущему браку. Это в корне неправильно! Сам пришел к вере – веди и жену в храм. Апостол Павел говорит, что верующему супругу надлежит молиться и верить в обращение своей второй половины: «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его…» (1 Кор. 7:12).

Бывает и так: оба в одном приходе, исповедуются у одного духовника – прекрасный задел для серьезных отношений! Но и он не дает гарантий. Необходимо учитывать другие факторы. Ты должна увидеть жениха не только тогда, когда он рядом крестится с тобой в храме, но и узнать его интересы, способности, умонастроения. Да, Церковь свела, но это не значит, что люди смотрят в одном направлении. Прежде чем совершать главный шаг в жизни, потрудись человека узнать.

Развод – это конец семьи?

– Отнюдь нет, всегда можно сделать обратный шаг. Бывает, люди любят друг друга, но по какой-то причине появляются недоверие, агрессивность, и они решают некоторое время побыть на расстоянии друг от друга, чтобы осмыслить происходящее в душе. И если любовь настоящая, супруги вновь обретут друг друга. Чтобы избежать блуда, следует вновь заключить брак.

Показательна ситуация, когда в Каноническую комиссию приходят люди, давно живущие в новом браке, но их прежний брак был венчан – совесть их обличает. Он (или она) живет с мыслью, что что-то сделал(а) не так, и хочет исправить этот момент. Святые отцы не случайно указывают, что совесть человека — «голос Божий внутри нас».

…Да, у этих людей все давно свершилось. И мы «по жестокосердию вашему» даем им церковную свободу друг от друга. Но при этом накладывается епитимья, которая должна помочь человеку осознать грех и принести Богу достойные плоды покаяния. Как правило, это приводит к прощению прошлых обид. Если приходят к нам христиане, которые только думают о разводе, мы должны вместе найти то решение, которое остановит надвигающуюся беду. Потому что если сомневаются, боятся ошибиться, значит, чувствуют ответственность за поступок. Такую семью после духовного окормления можно не только сохранить, но и упрочить.

Приход.ру

Комментировать

«Азбука супружества»
в Telegram.
t.me/azmarriage