Семейные конфликты: профилактика и лечение — священник Павел Гумеров<br><span class="bg_bpub_book_author">Священник Павел Гумеров</span>

Семейные конфликты: профилактика и лечение — священник Павел Гумеров
Священник Павел Гумеров

(7 голосов4.9 из 5)
Оглав­ле­ние

Цикл бесед свя­щен­ни­ка Пав­ла Гуме­ро­ва посвя­щен тому, как научить­ся избе­гать столк­но­ве­ний и кон­флик­тов в семей­ной жиз­ни, как раз­ре­шать кон­фликт­ные ситу­а­ции, как достичь мира и вза­и­мо­по­ни­ма­ния в браке.

Немного конфликтологии: ссора или конфликт?

Нача­ло ссо­ры — как про­рыв воды, оставь ссо­ру преж­де, неже­ли раз­го­ре­лась она.

(Притч. 17:14)

Каж­дый чело­век с дет­ства зна­ет: кон­флик­тов сле­ду­ет избе­гать, ссо­рить­ся нехо­ро­шо, нуж­но жить в мире. Помни­те: дети, сце­пив­шись мизин­ца­ми, гово­рят друг дру­гу: «Мирись, мирись, мирись и боль­ше не дерись»? Чело­век создан Гос­по­дом со стрем­ле­ни­ем к доб­ру, миру и люб­ви. Людей, полу­ча­ю­щих удо­воль­ствие от ссор и стре­мя­щих­ся к кон­флик­там, сла­ва Богу, очень мало. И если чело­век ведет себя подоб­ным обра­зом, это сви­де­тель­ству­ет либо о каких-то пси­хи­че­ских откло­не­ни­ях, либо об очень боль­ших ком­плек­сах и пере­жи­тых душев­ных травмах.

Прав­да, суще­ству­ют инди­ви­ды, очень часто попа­да­ю­щие в кон­фликт­ные ситу­а­ции и неред­ко про­во­ци­ру­ю­щие их. Но они сами силь­но стра­да­ют от сво­ей неком­му­ни­ка­бель­но­сти, от неуме­ния ладить с ближ­ни­ми. Они не созна­тель­но идут на кон­фликт, а по при­чине сво­ей невос­пи­тан­но­сти, неда­ле­ко­сти или сквер­но­го характера.

Мож­но ли в нашей жиз­ни вооб­ще обой­тись без кон­флик­тов, столк­но­ве­ний? Стре­мить­ся к это­му нуж­но; надо при­ла­гать все уси­лия, что­бы избе­жать вся­ко­го рода тре­ний и напря­жен­но­сти в отно­ше­ни­ях. Апо­стол Павел гово­рит о том, что­бы мы сохра­ня­ли мир с людь­ми, если это толь­ко воз­мож­но (см.: Рим. 12:18). Но тот же апо­стол пишет: «Над­ле­жит быть и раз­но­мыс­ли­ям меж­ду вами, дабы откры­лись меж­ду вами искус­ные» (1 Кор. 11:19). И пре­ду­пре­жда­ет коринф­ских хри­сти­ан, что­бы их раз­но­мыс­лия не пере­шли в раз­де­ле­ния внут­ри цер­ков­ной общины.

Раз­но­мыс­лия, несов­па­де­ния точек зре­ния, взгля­дов сре­ди людей в любой соци­аль­ной груп­пе (семье, общине, обще­ствен­ной орга­ни­за­ции, про­из­вод­ствен­ном объ­еди­не­нии и т. д.) неиз­беж­ны, и ниче­го страш­но­го в этом нет. Как гово­рит­ся, «сколь­ко людей — столь­ко и мне­ний». И нам от Бога дан разум, язык, уме­ние общать­ся, что­бы прий­ти к согла­сию, дого­во­рить­ся по самым раз­ным вопросам.

Так что же такое кон­фликт, и как пра­виль­но вести себя в кон­фликт­ной ситу­а­ции? Непра­виль­но думать, что сло­ва «кон­фликт», «ссо­ра», «скан­дал», «спор», «пере­пал­ка» явля­ют­ся сино­ни­ма­ми. Сло­во «кон­фликт» име­ет латин­ское про­ис­хож­де­ние. По латы­ни conflictus зна­чит «столк­но­ве­ние». Учеб­ник кон­флик­то­ло­гии для вузов дает такое опре­де­ле­ние кон­флик­та: «Кон­фликт — соци­аль­ное явле­ние, спо­соб вза­и­мо­дей­ствия людей при столк­но­ве­нии их несов­ме­сти­мых взгля­дов, пози­ций и инте­ре­сов, про­ти­во­бор­ство вза­и­мо­свя­зан­ных, но пре­сле­ду­ю­щих свои цели двух или более сто­рон. В осно­ве любо­го кон­флик­та лежит ситу­а­ция, вклю­ча­ю­щая либо про­ти­во­ре­чи­вые пози­ции сто­рон по како­му-либо пово­ду, либо про­ти­во­по­лож­ные цели или сред­ства их дости­же­ния в дан­ных обсто­я­тель­ствах, либо несов­па­де­ние инте­ре­сов, жела­ний оппо­нен­тов и т. п.».

Итак, кон­фликт — это, в первую оче­редь, несов­па­де­ние взгля­дов, столк­но­ве­ние про­ти­во­по­лож­ных точек зре­ния на какую-то про­бле­му, но это вовсе не озна­ча­ет, что кон­фликт дол­жен стать ссо­рой, скан­да­лом, выяс­не­ни­ем отно­ше­ний. Мож­но ска­зать так: любая ссо­ра — это кон­фликт, но дале­ко не любой кон­фликт — это ссо­ра. И наша глав­ная зада­ча — учить­ся решать раз­но­гла­сия, не дово­дя их обсуж­де­ние до ссоры.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки