Каноны Церкви кратко

 

Каноны (правила) святых Апостолов

Содержание правила

1

О том, что епископа да поставляют два или три епископа.

2

О том, что пресвитера и диакона и прочих причетников да поставляет один епископ.

3

О том, что к алтарю не должно приноситься ничего, не имеющего богослужебного употребления в Новозаветной Церкви, только хлеб, вино, ладан и масло для лампад.

4

О том, что начатки плодов посылаются в дом епископу и пресвитерам, но не к алтарю.

5

О недопустимости для клириков изгонять свою жену под видом благочестия.

6

О недопустимости для клириков «мирских попечений».

7

О недопустимости для клириков праздновать Пасху прежде весеннего равноденствия с иудеями.

8

О необходимости причащения клирикам, совершающим Евхаристию.

9

О недопустимости верным покидать Литургию, не участвуя в молитве и причащении.

10

О запрете христианам молиться с отлучёнными от Церкви даже келейно.

11

О запрете клирикам молиться вместе с изверженными из сана.

12

О епитимии для принявших и принятых в клир без представительной грамоты.

13

О епитимии для утаивших от епископа об отлучении.

14

О непозволительности епископу покидать свою епархию.

15

О недопустимости клирикам оставлять свою епархию.

16

Об отлучении епископа, принявшего клирика без увольнительного письма.

17

О том, что не могут быть клириками двоеженцы и блудники.

18

О том, что не могут быть клириками взявшие в жены не девственницу.

19

О том, что не могут быть клириками женатые на двух сестрах или племяннице.

20

О запрещении клирикам быть поручителями.

21

О том, что скопец, ставший таковым по независящим от него причинам, может быть епископом.

22

О том, что не может быть принят в клир оскопивший себя.

23

О том, что клирик, оскопивший себя, должен быть извержен из клира.

24

О том, что мирянин, оскопивший себя, отлучается от Святых Таин на три года.

25

О том, что изобличенный в блуде, или в клятвопреступлении, или в краже извергается из сана, но не отлучается, как уже наказанный.

26

О том, что из вступивших в клир безбрачными, могут жениться только чтецы и певцы.

27

Об извержении клириков, бивших своих обидчиков из верных или и неверных.

28

Об отлучении запрещённых клириков, дерзнувших самовольно совершать богослужения.

29

О симонии: извержении и отлучении клириков, поставленных в священный сан за деньги.

30

О симонии: извержении и отлучении клириков, поставленных и поставивших в священный сан под давлением светской власти.

31

О том, что отделившийся от епископа без вины и устроивший другой алтарь, будет лишен сана вместе с принявшим его.

32

О том, чтобы отлученных их собственными епископами не принимать или не разрешать от епитимии другим епископам.

33

О необходимости подвергать испытанию в вере клириков, переходящих из других епархий.

34

О субординации епископов.

35

О том, что епископ должен рукополагать клириков только в пределах своей епархии.

36

О епитимии клирикам, не принявшим порученное им служение.

37

О том, что собрания епископов каждой епархии должны проходить дважды в год: в четвертую неделю пятидесятницы и 12 октября.

38

О том, что епископы не обязаны давать отчета в управлении церковными вещами, при этом епископ и не имеет права раздавать сии вещи в дар своим родственникам или продавать.

39

О непозволительности пресвитеру, или диакону без воли своего епископа совершать то, что поручено епископу.

40

О том, что епископ не должен смешивать своего личного имущества с церковным.

41

О том, что епископ должен блюсти церковное имущество, а подаяния производить через пресвитеров и диаконов.

42

Об извержении клириков, преданным пьянству и участиям в азартных играх.

43

Об отлучении, если не исправятся, иподиаконов, певцов, чтецов или мирян, преданным пьянству и участиям в азартных играх.

44

О том, что клирик, требующий процентов за долг, если не перестанет, извергается.

45

О том, что клирик, молящийся вместе с еретиками отлучается; а кто клириками их признает, извергается.

46

Об извержении тех епископов и священников, которые принимают крещения и жертвы еретиков.

47

Об извержении тех епископов и священников, которые повторно крестят истинно крещёных, и которые не перекрещивают крещёных еретиками.

48

Об отлучении мирянина, изгнавшего свою жену без какой либо узаконенной причины, или женившегося на разведённой.

49

О том, что епископ или пресвитер, совершающий таинство Крещения не во имя Отца и Сына и Святого Духа, лишается священства.

50

О том, что епископ или пресвитер, совершающий таинство Крещения не тремя погружениями, но одним в смерть Господа, лишается священства.

51

Об извержении клириков и отлучении мирян гнушающихся вином, мясом и браком не ради подвига.

52

Об извержении клириков, которые не принимают покаяния обратившихся грешников.

53

Об извержении клириков не вкушающих вина и мяса не ради подвига воздержания.

54

Об отлучении клириков, посещающих питейные дома.

55

Об извержении клириков, причиняющих обиду епископу.

56

Об отлучении причетников, причиняющих обиду пресвитеру или диакону.

57

Об отлучении смеющихся над слепыми, глухими, и хромыми.

58

О том, что епископ должен учить благочестию клир и народ. В противном случае отлучается; а если и по отлучении не исполняет сего, то подлежит и извержению.

59

Об отлучении и извержении немилосердных клириков.

60

Об извержении клириков, читающих в храме апокрифические книги под видом истинных.

61

О невозможности входить в состав причта блудникам и прелюбодейцам.

62

О том, что отрекшийся Христа подлежит и отлучению; а кто отречется от клира, тот, в случае обращения, принимается как мирянин.

63

О том, что священник, употребляющий в пищу удавленину, звероядину, или мертвечину извергается, а мирянин отлучается.

64

О том, что постящийся в воскресенье или субботу (кроме Великой) клирик извергается, а мирянин отлучается.

65

О том, что молящийся с иудеями или еретиками клирик извергается, а мирянин отлучается.

66

О том, что клирик-убийца извергается; мирянин отлучается.

67

Об отлучении насильников.

68

О том, что клирик дважды рукоположенный извергается вместе с рукополагающим, если первая рука не была еретическая.

69

О том, что клирик, не постящийся в Святую Четыредесятницу, или в среду и в пятницу, подлежит извержению, а если мирянин – отлучению (кроме случаев немощи телесной).

70

О том, что постящийся или празднующий с иудеями или еретиками клирик извергается, а мирянин отлучается.

71

О том, что подлежит отлучению тот христианин, который празднует вместе с иудеями или язычниками, или возжигает елей, или светильник при их ложном богослужении.

72

О том, что похищающий воск, или елей церковный отлучается, с возвращением похищенного в пятикратном размере.

73

Об отлучении тех, кто присвоит церковный священный сосуд или ткань.

74

О вызове обвиняемого епископа на собор епископов.

75

О том, что обвинение на епископа принимать только от двух или трёх свидетелей из верных.

76

О том, что епископ сам не должен назначать себе наследника.

77

О том, что имеющий телесный недостаток (хромота, отсутствие глаза), может быть епископом, если достоин.

78

О том, что глухой или слепой не может быть епископом.

79

О том, что бесноватый не приемлется в клир и не допускается до молитвы с верными.

80

О непозволительности поставлять в епископы новокрещённого или недавно оставившего порочный образ жизни.

81

О непозволительности епископу или пресвитеру участвовать в публичных светских делах.

82

О непозволительности производить в клир рабов без согласия их господ.

83

Об извержении клириков, совмещающих священническое и воинское служение.

84

О том, что князю и царю не по правде досаждающий клирик подлежит извержению, мирянин – отлучению.

85

Об утверждении канона книг Священного Писания.

 

Каноны (правила) Вселенских Соборов

Каноны I Вс. собора (Никея, 325 год, 318 епископов)

Содержание правила

1

О возможности пребывания в свящ. сане и рукоположения скопцов.

2

О недопустимости поставления неофитов пресвитерами и епископами.

3

О возбранении одиноким клирикам держать у себя дома посторонних женщин.

4

О порядке поставления и утверждения епископа.

5

О том, что отлучённые одним епископом не должны приниматься другими.
Предписание каждой областной церкви собирать два раза в год епископский собор.

6

О власти крупнейших кафедр (Александрийской, Римской, Антиохийской и пр.).
О необходимости согласия митрополита для избрания епископа.

7

О митрополичьем достоинстве епископа Элии (Иерусалима).

8

О принятии «чистых» (кафаров, новациан – не принимавших кающихся падших или двоеженцев)

9

О необходимости предварительного испытания ставленников.

10

О невозможности падшим (отрекшимся) находиться в священном сане.

11

О степенях покаяния падших не по принуждению (12 лет).

12

Об отлучении от причащения (до 13 лет) вернувшихся на воинскую службу (требовало отречения).

13

Предписание причащать кающихся грешников, находящихся при смерти.

14

О епитимии для падших из числа оглашенных, но не крещёных (3 года).

15

О воспрещении клирикам переходить из одной епархии в другую.

16

О непринятии клириков, самовольно покинувших свои церкви.

17

О запрете клирикам заниматься ростовщичеством.

18

О нарушениях диаконами богослужебной дисциплины и их положении в иерархии.

19

О принятии павлиан (манихеев) через крещение. О диакониссах.

20

О запрете коленопреклонений по воскресным дням и во все дни Пятидесятницы.

 

Каноны II Вселенского собора (КПоль, 381 г., 150 Вост. отцов)

Содержание правила

1

О непреложности Символа веры и анафеме ересей евномиан, ариан, савеллиан и др. (6 всего)

2

О незыблемости канонических территориальных границ между Церквами.

3

Устанавливается место в диптихе Константинопольского епископа после Римского.

4

О недействительности хиротонии еп. Максима Киника на Константинопольскую кафедру

5

О «томосе западных». Mens legislatoris – стремление показать единство веры с Западом.

6

О церковном судопроизводстве (принятии и рассмотрении обвинений против епископов).

7

О 2‑х способах принятия еретиков (миропомазание и крещение). (В Кормчей это 7 и 8 правила.)

 

Каноны III Вселенского собора (Ефес, 431 год, 200 отцов)

Содержание правила

1

Об осуждении (извержении) митрополитов, поддерживающих ереси Нестория и Целестия.

2

Об осуждении (извержении) епископов за те же проступки.

3

О недействительности прещений, наложенных Несторием.

4

Об осуждении (извержении) остальных нижестоящих клириков за те же проступки.

5

О недействительности пересмотра несторианами дел законно осуждённых клириков.

6

Заключительное подтверждение всех принятых ранее решений Собора.

7

О необходимости хранить неповреждённым Никео-Цереградский Символ веры.

8

Об утверждении автокефалии Кипрской Церкви (оспаривалась Антиохийской).

9

Об отречения от епископства по малодушию (дело митрополита Евстафия)
(Есть только в Кормчей)

 

Каноны IV Вселенского собора (Халкидон, 451 год, 630 отцов)

Содержание правила

1

Об утверждении канонов предшествующих Соборов.

2

Об осуждении симонии (рукоположения за мзду).

3

О запрете клирикам и монахам вступать в распоряжение мирскими делами «из сребролюбия».

4

О том, что молитвенный дом, или монастырь не может быть построен без воли епископа. И монахи должны подчиняться епископу и не оставлять своего монастыря без благословения.

5

О подтверждении запрета клирикам самовольно переходить в другую епархию.

6

О недействительности т.н. «абсолютных» рукоположений (без принадлежности к храму).

7

О недопустимости самовольного сложения священного сана или оставления монашества.

8

Об обязательном подчинении территориальному епископу «богаделен, монастырей и храмов мученических».

9

Обо порядке судебных тяжб между клириками (и запрете обращения в светский суд).

10

О запрете клирикам числиться одновременно в двух епархиях.

11

О допустимости только «мирных» писем, а не «представительных» грамот для бедных.

12

О запрете образовывать новые церковные области по царским декретам.

13

О запрете служения в другом городе клирикам [и чтецам] без «представительных» грамот.

14

О воспрещении чтецам и певцам вступать в брак с иноверками.

15

О минимальном возрастном цензе (40 лет) и запрете вступления в брак для диаконисс.

16

О запрете брака монахам и «девам, посвятившим себя Богу».

17

О границах епархий, 30‑летнем сроке т.н. «присвоения по давности по церковным делам, а также о возможности в судебных вопросах апеллировать к Константинополю.

18

Против церковных заговоров и «составления скопищ» (злонамеренных совещаний).

19

О созыве областных соборов епископов не реже двух раз в год.

20

О запрете перехода клириков в другую епархию без благословения своего епископа.

21

О том, что обвиняющий клириков, не должен быть принимаем без исследования

22

Об извержении клириков, расхищающих имущество умершего епископа.

23

О том, что клирики и монашествующие, без дозволения епископа пребывающие в Константинополе и производящие смятения, должны быть изгоняемы из города.

24

О запрете передавать в мирское употребление монастыри и их имущество.

25

О необходимости избрания епископа на вдовствующую кафедру в трёх-ый срок.

26

О необходимости епископам иметь для управления имуществом эконома из состава клира.

27

О запрете похищения жен для супружества (клирикам – низложение, мирянам – анафема).

28

О прерогативах Константинопольской кафедры.

29

О запрете низводить епископа в пресвитерскую степень (либо восстановить, либо низвергнуть).

30

О разрешении отсрочки подписания «Томоса Флавиану» египетскими епископами.

 

Каноны V‑VI Трулльского собора (691–692 год, 227 отцов)

Содержание правила

1

Об утверждении неприкосновенности веры и анафематствовании ересей.

2

О неизменности правил предшествующих Вселенских, Поместных соборов и св. отцов.

3

О брачном состоянии ставленников в клир.

4

О епитимии для совративших женщину, посвятившую себя Богу.

5

О возбранении одиноким клирикам держать дома посторонних женщин.

6

О запрете вступать в брак клирикам (и иподиаконам) после поставления.

7

О должностной субординации между клириками разных степеней.

8

О том, чтобы впредь соборы каждой митрополичьей области собирались раз в году.

9

О запрете клирикам содержать корчму.

10

О запрете клирикам заниматься ростовщичеством.

11

О запрете клирикам и мирянам общаться с держащимися иудейского вероисповедания.

12

Предписание под угрозою извержения, чтобы никто из епископов не смел жить в браке.

13

Осуждается обязательность целибата для диаконов и пресвитеров.

14

Об установлении канонического возраста посвящения в пресвитеры – 30 лет, диаконы – 25 лет, диакониссы – не ранее 40 лет.

15

Об установлении канонического возраста посвящения в иподиаконы – 20 лет.

16

В отвержении обычая иметь в епископии не более 7 диаконов.

17

О необходимости клирикам для перехода в другую епархию иметь отпускную грамоту от своего епископа.

18

О необходимости клирикам, по уважительной причине оставившим свои церкви, возвратиться после прекращения этих причин.

19

О том чтобы епископы, предстоятели церквей регулярно проповедовали; чтобы проповедь основывалась на Священном Писании, и оно изъяснялось не иначе как святыми отцами.

20

О недопустимости епископу самовольно проповедовать в чужой епархии.

21

О пострижении волос изверженными из сана.

22

О запрете симонии и извержении не только того, кто таким путем достиг какой-либо иерархической степени, но и того, кто его поставил

23

О запрете клирикам требовать денежную или иную оплату за причащение.

24

О запрете клирикам и монахам ходить на скачки и театральные представления.

25

О том, что собор епископов представляет собой 1‑ю инстанцию в спорах о границах областей

26

О пожизненном запрещении в служении с сохранением своей степени пресвитеров, по неведению вступивших в незаконный брак.

27

Предписание клирикам носить одежду, специально для них установленную.

28

О запрете клирикам соединять и разделять народу виноград с бескровною жертвою.

29

О необходимости клирикам хранения литургического поста и в Великий Четверг.

30

О том, что иноплеменные священники, если воздерживаются по согласию от совокупления со своими супругами, не должны вовсе иметь общения с ними.

31

О совершении священнодействий в домовых храмах лишь по благословению епископа.

32

О запрете епископу и пресвитеру совершать евхаристию на вине, не смешанном с водой.

33

Об осуждении практики рукополагать только выходцев из священнического сословия.

34

Против церковных сговоров и «составления скопищ».

35

О неприкосновенности, после смерти епископа, имущества епископской кафедры со стороны правящего митрополита

36

О подтверждении сложившегося ранее диптиха первенствующих епископов Церкви (Римский, Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский).

37

О епископах не смогших не по своей вине отправиться в свой город.

38

Об установлении границ епархий в соответствии с административным делением государств.

39

По поводу переселения Кипрской Церкви на территорию Константинопольского патриархата.

40

О минимальном возрасте пострижения в монашество (от 10 лет на усмотрение епископа).

41

О 4‑х летнем испытании в монастыре, желающих нести монашеские подвиги в затворе.

42

Об обходящих города под видом монахов-пустынников (принимать в монастырь или изгонять).

43

О том, что для монашеского пострига не требуется строгой богоугодной жизни в прошлом.

44

О епитимии для монахов, нарушивших обет девства.

45

Об осуждении обычая одевать постригаемую в монашество как невесту.

46

О запрещении монашествующим покидать стены монастыря.

47

О запрете женщине спать в мужском монастыре, а мужчине в женском.

48

О том, что жена поставляемого во епископы, должна, по предварительному согласию, поступить в монастырь, удалённый от места служения её мужа.

49

О недопустимости превращения ранее освященных монастырей в мирские жилища.

50

О запрете азартных игр для мирян и клириков.

51

О запрете быть зрителем или исполнителем развлечений вносящих рассеянность в душу (смехотворства, театра, плясок) для клириков и мирян.

52

О днях совершении Литургии Преждеосвященных Даров Великим постом.

53

О запрете браков между восприемниками и родителями воспринятых.

54

О запрете браков лиц, состоящих в 4‑й степенях кровного родства и бок. двухродн. свойства

55

Напоминание Римской церкви о запрете поста в субботу четыредесятницы.

56

О запрете практики вкушать яйца и сыр в субботние и воскресные дни Великого поста.

57

О том, что не подобает приносить к алтарю мёд и молоко.

58

О запрете мирянам причащать себя или других (отлучаются на 7 дней).

59

О том, что крещение должно неукоснительно совершаться в храме.

60

О епитимии для притворно беснующихся как для бесноватых.

61

О 6‑летней епитимии для обращающихся к гадателям, колдунам, делателям талисманов.

62

О запрете верным участвовать в языческих обрядах и увеселениях.

63

О предании огню апокрифических повествований о мучениках.

64

О запрете мирянам произнесения публичной проповеди догматического содержания.

65

О епитимии для соблюдающих языческие обряды (скачущих через костры).

66

О необходимости посещения верными храма в Светлую седмицу.

67

О епитимии для вкушающих кровь (извержение для клириков, отлучение для мирян).

68

О епитимии для повреждающих книги Священного Писания и святых отцов (отлучение 1 год).

69

О запрете мирянам входить в алтарь (кроме как царю для принесения даров Богу).

70

О запрете проповедовать за Литургией женщинам.

71

О запрете обучающихся гражданскому праву соблюдать языческие обычаи своих школ.

72

О запрете браков православных с еретиками.

73

О запрете изображения Креста на земле (полу) (чтобы не попирать ногами знамение нашей победы)

74

О запрете в храме совершать агапы, вкушать пищу, постилать ложа.

75

О запрете неблагообразного церковного пения.

76

О запрете внутри ограды храма устраивать корчемницы и торговые лавки.

77

О запрете клирикам и монахам мыться в общественных банях вместе с женщинами.

78

О том, что готовящиеся ко крещению должны пройти обучение основам веры.

79

О епитимии для совершающих суеверные обряды, связанные с церковными праздниками.

80

О епитимии для клириков и мирян, пропустивших подряд три воскресных богослужения.

81

Против армян, которые к трисвятой песне прибавляли слова: “распныйся за ны”.

82

О запрете изображать Спасителя в символическом образе Агнца.

83

О запрете преподавать Святые Дары умершим телам.

84

О необходимости крестить найдёнышей, если неизвестно, были ли они крещены.

85

Норма светского права. О привлечении свидетелей к акту отпущения раба его владельцем.

86

О епитимии содержащим блудниц (извергать клириков, отлучать мирян).

87

Об исключении возможности развода по желанию одного или даже обоих супругов.

88

О запрете вводить в храм животных без величайшей нужды.

89

О времени прекращения Великого поста (полночь Великой субботы).

90

О запрете коленопреклонений от вечернего входа субб. до вечернего входа в воскресенье.

91

О епитимии, как для убийц, тех, кто совершает аборт себе или делает его другим.

92

О запрете похищения жен для супружества (клирикам – низложение, мирянам – анафема).

93

О том, что безвестное отсутствие мужа не даёт право жене на вступление в новый брак.

94

О епитимии для клянущихся языческими клятвами.

95

О присоединении еретиков и раскольников к Церкви.

96

О епитимии для мужчин, заплетающих и искусно укладывающих волосы

97

О епитимии для превращающих священные места в жилые.

98

О запрете вступать в брак с «иному обручённой при жизни её обручника».

99

О запрете вносить мясо в храм.

100

О епитимии (отлучении) для пишущих растлевающие, постыдные изображения.

101

Предписание при причащении слагать руки во образ креста.

102

Предписывает при наложении епитимий руководствоваться духом рассудительности.

 

Каноны VII Вселенского собора (Никея, 787 год, 367 епископов)

Содержание правила

1

О том, чтобы все принявшие священнический сан, знали и свято хранили предписания правил, изданных законною церковною властью, в т.ч. предыдущих 6 Вселенских Соборов

2

Об образовательном цензе кандидатов во епископы.

3

О недействительности поставлений в степени клира под давлением светской власти.

4

О запрете еписк. симонии – епитимии клирикам и закрытие храмов «ради истязания злата».

5

О еще одном новом, более утонченном, виде симонии: «хвастовство» прежними приношениями и поставлением в клир.

6

Об обязательности ежегодного Собора епископов в каждой области.

7

Об обязательности наличия в каждом храме мощей св. мучеников.

8

О запрете крещения евреев, продолжающих «скрытно субботствовать».

9

Писания против честных икон причисляются к еретическим книгам.

10

Об устранении клириков от мирских занятий.

11

О должности эконома в Церкви.

12

Об общем запрете отчуждения церковного имущества.

13

Об епитимиях для обративших в мирские жилища «епископиях», храмах и монастырях.

14

О запрете с амвона в церкви читать или петь без хиротесии и о хиротесии чтецов.

15

О воспрещении клирикам служения в двух церквах ради корысти.

16

О возбранении для клириков щегольства и пышности в одежде.

17

О созидании монашествующими новых молитвенных домов.

18

О запрете пребывания женщин в архиерейских домах и мужских монастырях.

19

О симонии в виде принятия в клир или монастырь за деньги

20

О запрете двойных (смешанных) монастырей и об образе общения монахов и монахинь.

21

О запрете монашествующим самовольно менять монастырь.

22

Об образе жизни и взаимоотношениях христиан, в т.ч. об их трапезах.

 

Каноны (правила) Поместных соборов

Правила Анкирского собора 314 г.

Содержание правила

1

О епитимии пресвитерам, которые время гонений уступали мучителям и приносили жертвы, но потом возобновили подвиг за веру.

2

То же о диаконах.

3

О принятии в общение клириков и мирян, которые убегали от гонителей, но быв схвачены, исповедали христианство, даже если приняли по принуждению идоложертвенное.

4

О 6‑ти летней епитимии для тех, кто принёс жертву идолам по принуждению, но сделал это с веселием, беспечно.

5

О епитимии для тех, кто принёс жертву идолам по принуждению, но скорбя об этом.

6

О 6‑ти летней епитимии для тех, кто принёс жертву идолам уступив угрозам, но раскаялся в этом только к моменту сего собора.

7

О 2‑х летней епитимии для пиршествующих с язычниками, но принесённой с собой пищей.

8

О семилетней епитимии для приносящих жертву не единожды.

9

О 10-ти летней епитимии для тех, кто не только добровольно принес жертвы идолам, но и братьев к сему принуждал.

10

О возможности диаконам жениться после вступления в сан. Это Правило есть местное изъятие из 26 правила Апостольского. Шестой Вселенский Собор, 6‑м правилом прекратил подтвердил держаться Апостольского правила.

11

О том, что похищенная девица, которая была обручена другому, даже если уже была растлена, должна быть возвращена, если обрученный пожелает принять её,

12

О том, что идоложертвовавший до крещения неповинен после крещения.

13

О том, что хорепископ недолжен рукополагать без дозволения епископа.

14

О необходимости клирикам, воздерживающихся от вкушения мяса, отведывать его во времена собраний. Неповинующийся этому и гнушающийся мяса должен быть извержен из сана.

15

О необходимости вернуть проданное пресвитерами вдовствующей кафедры церковное имущество или деньги за него.

16

О епитимии скотоложникам в зависимости от их возраста.

17

Повеление скотоложникам молиться вне храма вместе с обуреваемыми.

18

Об отлучении епископов не принятых в те епархии, в которые наречены, но отошедших в другие и причинявших насилие предстоятелям их.

19

О 4‑х летней епитимии как для второбрачных для нарушивших обет девства. О том, что девы не должны сожительствовать с некоторыми как с братьями.

20

О 7‑ми летней епитимии для прелюбодеев

21

О снисхождении в епитимии для прелюбодейно зачавшей и сделавшей аборт, с пожизненного срока, до 10-ти лет.

22

О епитимии для вольного человекоубийцы в виде отлучении от причащения до предсмертного состояния.

23

О снисхождении в епитимии для невольного человекоубийцы с 7 до 5 лет.

24

О 5‑ти летней епитимии для волхвующих, ворожей, последующих языческим обычаям и тех, кто этим пользуется.

25

О 10-ти летней епитимии для виновных в растлении сестры обручницы, которая удавилась после брака растлителя с обручённой.

 

Правила Неокесарийского собора 319 г.

Содержание правила

1

О запрете пресвитеру жениться и переводе в разряд кающихся за блуд или прелюбодеяние.

2

Об отлучении от церковного общения вступившую в брак с двумя братьями.

3

О возможности экономии для многобрачных.

4

О неосуществлённом блудном помысле.

5

О епитимии для обличенных во грехе оглашенных.

6

О возможности незамедлительного крещения для возжелавшей того беременной.

7

О запрете пресвитеру пиршествовать на браке двоеженца.

8

О невозможности принять священный сан тому, чья жена обличена в прелюбодеянии. О невозможности совершать церковное служение до необходимого развода в этом случае для клирика.

9

О запрете священнодействия пресвитерам, «согрешивших телом».

10

О запрете диаконского служения, «согрешивших телом».

11

О поставлении во пресвитера не ранее 30 лет от роду.

12

О нежелательности поставления во пресвитера крещёного в болезни.

13

О том, что сельские пресвитеры в городской церкви не должны священнодействовать в присутствии епископа, или пресвитеров града.

14

О возможности хорепископам священнодействовать в городской церкви.

15

Ссылка на Книгу деяний апостольских о 7‑ми диаконах в одном городе, даже крупном.

 

Правила Гангрского собора 340 г.

Содержание правила

1

Об анафеме порицающим и гнушающимся законным браком и супружеским общением.

2

Об анафеме осуждающим вкушение мяса, кроме крови, удавленины и идоложертвенного.

3

Об анафеме тем, кто учит раба оставлять его господина, под предлогом благочестия.

4

Об анафеме сомневающимся причаститься от женатых пресвитеров.

5

Об анафеме учащим пренебрегать храмами и общественными церковными богослужениями.

6

Об анафеме внецерковным молитвенным собраниям и дерзающим священнодействовать в молитвенном доме без ведома епископа.

7

Об анафеме принимающим или дающим плодоприношение без епископа, или того лица, которому введена церковная экономия.

8

Об анафеме принимающим плодоприношения без епископа, или лица поставленного заведовать благотворениями.

9

Об анафеме девствующим не по причине красоты девства, но по гнушению браком.

10

Об анафеме превозносящимся своим девством над бракосочетавшимися.

11

Об анафеме презирающим вечери любви (агапы).

12

Об анафеме кичащимся своей грубой одеждой в противовес носящим шелка или общепринятое одеяние.

13

Об анафеме женщинам, ради мнимого подвижничества носящим мужскую одежду.

14

Об анафеме женщинам, оставившим мужей по причине гнушения браком.

15

Об анафеме тем, кто детей своих оставляет и не питает, и не приводит, по возможности, к вере, но, под предлогом отшельничества, нерадит о них.

16

Об анафеме под предлогом благочестия удаляющимся из мира и оставляющих своих родителей без попечения. Тем не менее, правоверие нужно ставить выше почтения к ним.

17

Об анафеме женщинам, ради мнимого подвижничества остригающим себе волосы.

18

Об анафеме постящимся в день воскресный ради мнимого подвижничества.

19

Об анафеме отвергающим церковные посты без телесных причин.

20

Об анафеме пренебрегающим празднования в честь святых мучеников

21

О том, что вышеперечисленные анафемы являются не преградой подвижникам, но лишь исправляют тех, кто превозносится и вводит что-то новое, вопреки Св. Писанию и Преданию.

 

Правила Антиохийского собора 341 г.

Содержание правила
1 О запрете изменять узаконенное предание о дате празднования Пасхи.
2 Об отлучении от Церкви пребывающих на Литургии, но не участвующих в молитве и не причащающихся.
3 О епитимии священнослужителям, самовольно оставившим место служения.
4 О том, что священнослужитель, изверженный собором, по упорству будет совершать богослужение; то он не может иметь восстановления в чине.
5 Об извержении диакона или пресвитера, презирающего епископа, и отступающего от него.
6 О том, что отлучённого своим епископом может разрешить только тот же епископ или Собор.
7 О запрете принимать пресвитеров, и диаконов, или и епископов без представительной грамоты того епископа, от которого они приняли рукоположение.
8 О том, что представительные грамоты для отлучающихся из епархии пресвитеров могут выдавать только епископы.
9 О подчинении епископов митрополитам.
10 О полномочиях хорепископов (сельских епископов).
11 Клирик, приходящий к царю без повеления своего митрополита, должен быть лишен и общения и сана.
12 О запрете изверженному епископу или диакону подавать апелляцию царю.
13 О запрете епископу самовольно переходить в другую епархию или вмешиваться в её управление.
14 О том, что, если во время суда над епископом, епископы той области имеют между собою разногласие, то митрополит может призвать других епископов из сопредельной области, для разрешения вопроса.
15 О невозможности апелляции после единогласного решения епископов области об извержении епископа. Настоящее правило отменено 4‑м правилом Сардикийского собора.
16 Об извержении епископа, не имеющего епархии, который самовольно захватил вдовствующую кафедру.
17 Об отлучении епископа, принявшего рукоположение, но уклоняющегося от епископского служения.
18 Епископ, по уважительной причине не могущий прибыть в свою область, да участвует и в чести и служении епископском, не вмешиваясь в дела церкви, где пребывает, а ожидает решение собора.
19 О том, что епископ поставляется исключительно собором и с согласия митрополита.
20 О необходимости собора епископов каждой митрополии дважды в год в присутствии митрополита.
21 О запрете перемещения епископов на другие кафедры.
22 О том, чтобы каждый из епископов управлял делами своей епархии, и в другую не отходил совершать рукоположения и делать другое что-либо принадлежащее епископам без согласия местного епископа.
23 О том, что епископ, даже при приближении своей кончины, не должен поставлять другого епископа вместо себя
24 О том, что епископ должен сделать опись своего имущества и сделать его известным, а также имущества церковного, и это должны знать пресвитеры и диаконы, дабы по кончине его собственное имущество было употреблено по его воле.
25 О том, что епископ должен управлять церковным имуществом. В случае нарушений подлежит ответственности пред собором.

 

Лаодикийский собор 340 г.

Содержание правила

1

О епитимии для второбрачных.

2

Предписание принимать в церковное общение каждого искренне кающегося и оставляющего свой грех.

3

О том, что недавно крещёных не подобает производить в священнический чин.

4

О запрете клирикам заниматься ростовщичеством. 

5

О том, что выборы священнослужителей должны совершаться только полноправными членами церкви.

6

О запрете нераскаявшимся еретикам входить в храм Божий.

7

О принятии в церковное общение новациан через миропомазание.

8

О принятии из ереси фригов только после оглашения и крещения.

9

Об отлучении до раскаяния посещающих кладбища еретиков для молитвы.

10

О запрете православным вступать в брак с еретиками.

11

О воспрещении впредь поставлять пресветерид (стариц).

12

Об условиях поставления епископов и требованиях к ним.

13

О запрете избрания священных лиц высших иерархических степеней “народными сборищами”.

14

О запрете обычая в посылать из одного прихода в другой Святые Дары, в качестве подарка на праздник Пасхи.

15

О запрете мирянам, не принадлежащие к клиру в качестве певцов, становиться на амвон и самовольно петь.

16

Предписание о совершении церковных богослужений в субботу, как и в другие дни.

17

Предписание не петь в храме псалмы безпрерывно, а перемежать с чтениями.

18

О том, что вполне достаточно существующих молитв и для вечерни и для девятого часа и потому никто не имеет права составлять новых молитв и читать их в церкви.

19

О чине древней литургии и позволении причащаться в алтаре только священнослужителям.

20

О том, что не подобает диакону сидеть в присутствии пресвитера без его повеления. Подобно и причётникам с иподиаконами в присутствии диакона.

21

О запрете иподиаконам прикасаться к святому дискосу и святому потиру в то время, когда приносится Святая Жертва, или переносить их во время Великого входа.
22 О запрете иподиаконам носить орарь и напоминание им находиться неотлучно при церковных вратах.
23 О запрете носить орарь чтецам и певцам.

24

О запрете священно- и церковнослужителям входить в корчемницу.

25

О запрете диаконам исполнять во время богослужения священнические обязанности и воспрещении им раздавать народу Святое причастие.

26

О запрете служить заклинателями лицам не поставленным епископом.

27

О том, что не подобает ничего уносить с собой с агап.

28

О запрете совершать агапы в храмах.

29

Об анафеме тем, кто следует иудейским религиозным обычаям и празднует субботу вместо воскресенья.

30

О запрете мыться в общественных банях вместе с женщинами.

31

О запрете заключать смешанные браки с иноверцами, за исключением случаев, когда иноверец даёт обещание принять православную веру.
32 О запрете принимать благословенные хлебы или частицы просфор от еретиков.
33 О запрете молиться с еретиками

34

Об анафеме сознательно почитающим еретических лжемучеников.

35

Об анафеме еретикам, почитающим Ангелов вместо Христа.

36

Об извержении клириков, верящих или занимающихся гаданиями, астрологией или носящих талисманы.

37

О запрете принимать праздничные дары от еретиков и иудеев, и участвовать в их религиозных праздниках.

38

О запрете принимать от иудеев опресноки.

39

О запрете участвовать в языческих праздниках.

40

Предписание епископам участвовать в соборах.

41

О запрете клирикам путешествовать без грамоты от епископа.
42 О запрете клирикам путешествовать без повеления от епископа.
43 О запрете церковнослужителям оставлять церковные двери ради молитвы.

44

О запрете женщинам входить в алтарь.

45

О запрете крестить в Великую субботу катехуменов, которые сообщили об этом желании епископу менее чем за две недели.

46

О необходимости катехизации перед крещением.

47

О том, что оглашенные принявшие крещение в болезни, обязаны после выздоровления продолжить изучение веры.

48

О необходимости совершать Таинство Миропомазания тотчас после Крещения.

49

Повеление совершать в Великий Пост Таинство Евхаристии только в субботние и воскресные дни.

50

О запрете прекращать Великий Пост в четверг Страстной седмицы.

51

О запрете в Великий Пост совершать празднования мученикам, за исключением суббот и воскресных дней.
52 О запрете в Великий Пост совершать браки и праздновать дни рождения.
53 О том, что христианам подобает скромно вести себя на свадьбах.

54

О запрете христианам присутствовать на свадьбах в то время, когда там происходят представления, приличествующие только язычникам.

55

О запрете христианам организовывать пиршества, вводящие в соблазн окружающих.

56

О необходимости пресвитерам оказывать епископам подобающую их сану честь.

57

Повеление периодевтам и пресвитерам ничего не творить без воли епископа.

58

О запрете епископам и пресвитерам совершать Таинство Евхаристии в домах.

59

Предписание употреблять при церковных богослужениях только канонические книги Ветхого и Нового Завета, перечисленные в следующем (60) правиле.

60

Перечисляются канонические книги Ветхого и Нового Завета (см. предыдущее Правило), кроме Апокалипсиса, который не был ещё известен во Фригии как каноническая книга Нового Завета.

 

Сардикийский собор 344 г.

Содержание правила

1

Об усилении епитимии (до извержении и прекращении церковного общения) епискомам, самовольно переходящим со свих кафедр в более богатые.
2 Если епископ оправдывает свой переход в другую епархию (см. предыдущее Правило) мнимым народным волеизъявлением, то лишается святого причастия даже на смертном одре. 
3 О том, что ни один епископ не имеет права переходить в другую область для совершения какого-либо священнодействия без приглашения епископа данной области. О том, что споры между епископами должен решать их областной собор. Об порядке рассмотрения апелляции осуждённого епископа.

4

О том, что не должно поставлять нового епископа на место изверженного из сана на время аппеляции.

5

О порядке рассмотрения апелляции осуждённого епископа.

6

Об избрании епископа, о поставления митрополита и о том, что не должно поставлять епископов в малонаселённые места.

7

О церковной благотворительности епископов.

8

Об оказании епископами благотворительности в воинском стане через диаконов.

9

О порядке подачи прошений епископами.

10

О том, что не подобает поспешно поставлять в различные степени иерархического служения. Также требуется основательноубедиться в том, каковы вера, постоянство, кротость ставленника.

11

О том, что епископ не должен оставлять свою епархию и переходить в другую для проповедии или служения. При этом срок возможного отлучения с кафедры аналогичен установленному раннее для мирян: не более трёх воскресных дней в продолжение трех седмиц.
12 О порядке посещения епископами своих владений в иных епархиях.
13 О запрете епископам принимать в общение клириков, отлучённых в других епархиях.

14

О порядке аппеляций изверженных диаконов и священников на решения своего епископа.

15

О запрете епископам возводить в иерархические степени служащих иных епархии.

16

Постановления 11 и 12 правил настояцого собора относительно отсутствующих из своих областей епископов применяются этим правилом к пресвитерам и диаконам.

17

О том, что епископ может покидать свою кафедру более чем на три недели в случае насилия или безвинного осуждения.

18

О недействительности рукоположений клириков, совершённых незаконными епископами.

19

Против епископов, нарушивших постановления 7, 8 и 9 этого собора.

20

Против епископов, нарушивших постановления 7, 8 и 9 этого собора.

 

Константинопольский cобор 394 г.

Содержание правила

1

О том, что епископ может быть извергнут из сана только собором епископов.

 

Карфагенский собор 419 г. (Африка)

Содержание правила

1

О необходимости соблюдать постановления Никейского собора.
2 О нерушимости хранения веры, изложенной Святыми отцами.
3 О необходимости для клириков непорочной жизни.

4

О необходимости клирикам воздерживаться от своих жён, готовясь приступить к святыне.

5

О запрете епископам переходить границы своих областей ради корысти и вообще всем клирикам заниматься ростовщичеством.

6

О запрете пресвитерам освящения св. мира, посвящение дев, освящение церквей, публично разрешать отлучённых кающихся на литургии.

7

О желательности пресвитерам разрешать отлучённых, находящихся при смерти, с благословения епископа

8

О церковном судопроизводстве (принятии и рассмотрении обвинений против епископов).

9

О том, что, если епископ или пресвитер примет в церковное общение праведно изверженных, да будет сам извержен. 

10

Об анафеме пресвитеру, ушедшему в раскол от своего епископа.

11

О том, что осужденный своим епископом пресвитер должен заявить об этом соседним епископам, чтобы с их помощью по возможности примириться.
12 О чрезвычайном суде для рассмотрения жалобы против клирика, когда невозможен Собор епископов. Этот суд должен состоять для епископа – из 12 епископов, для пресвитера – из 6 епископов и для диакона – из трех.
13 Об извержении епископа, давшего устное согласие на избрание известного кандитата, но затем откажется от данного им голоса без доказательств вины ставленника.

14

О достаточности представительства на ежегодных соборах лишь одного епископа из Триполи и о представительстве клириков в церковном суде этой небольшой области.

15

О запрете клирикам пренебрегать церковным судом в угоду светскому по церковным делам.

16 (15)

О том, что церковным судьям первой инстанции нет никакого оскорбления в том, если в высшем суде, т.е. во второй инстанции, решение их будет изменено, за исключением того случая, когда будет доказано, что эти судьи судили несправедливо.

17 (15)

О запрете аппеляции против приговора, вынесенного избранными по согласию обеих сторон судьями, хотя бы число судей было менее указанного 12 правилом этого собора.

18 (15)

О воспрещении детям священнослужителей участвовать в богохульных сборищах.

19 (16)

О том, что ни одно духовное лицо не имеет права зарабатывать себе пропитание каким-либо постыдным или бесчестным делом.

20 (16)

О том, что чтецы Африканской церкви, по достижении зрелого возраста, должны жениться, или навсегда дать обет девства.

21 (16)

О том, чтобы ни одно духовное лицо не должно взимать процентов на отданное взаймы.
22 (16) О том, что никто не может поставлять диакона ранее 25 лет.
23 (16) О том, что чтецы во время богослужения должны только кланяться епископам и пресвитерам, а не находящемуся в церкви народу, так как они приняли посвящение.

24 (17)

О том, что Мавритания ситифенская должна иметь своего правящего епископа.

25 (18)

О необходимости ставленникам в степени клириков предварительно изучить постановления Соборов.

26 (18)

О запрете крестить и причащать покойников.

27 (18)

Об обязательном созыве каждый год диоцезальных соборов, на которых должны участвовать все митрополиты или по два их местоблюстителя.

28 (19)

О порядке проведения судебного процесса, возбужденного вследствие жалобы на какого-либо епископа.

29 (20)

О порядке проведения судебного процесса, возбужденного вследствие жалобы на пресвитера, диакона и низших клириков.

30 (21)

О запрете детям клириков вступать в брак с язычниками или еретиками.

31 (22)

О воспрещении всем членам клира уступать что-либо из своего имущества неправославным христианам по завещанию, дарственной, или иным способом, хотя бы они были и их родственники.
32 (23) Об обязанности епископов Африканской Церкви иметь отпускнуюю грамоту от своего митрополита при поездках в Рим.
33 (24) Перечисление всех книг Священного Писания, которые должно признавать каноническими для чтения в церкви.

34 (25)

О необходимости клирикам соблюдать супружеский пост перед совершением Таинства Евхаристии.

35 (26)

О процедуре согласования продажи церковной собственности не приносящей дохода, в случае крайней нужды.

36 (27)

О том, что все извергнутые из священного сана должны пожизненно оставаться в разряде мирян.

37 (28)

Об отлучении от церковного общения осуждённых клириков, которые будут апеллировать к Римскому престолу.

38 (29)

О том, что каждый, осужденный первым судом клирик, должен оставаться под тем наказанием, которое на него наложено первым судом, до тех пор, пока высший суд не освободит его от этого наказания.

39 (30)

О возможности для членов клира, которые участвуют в судебном разбирательстве, с позволения правящего епископа, переносить тяжбу в суд ближайшей епархии.

40 (31)

О том, что клирики, не повинующиеся своему епископу, желающему возвести их на высшие степени, лишаются и имеющегося сана.

41 (32)

Об имуществе клириков, приобретённом или полученном в наследство во время своего служения.
42 (33) О необходимости пресвитерам и епископам согласовывать продажу церковного имущества.
43 (34) О подтверждении решений Иппонского собора 393 г.

44 (35)

Рекомендация клирикам не предоставлять своим детям свободы до тех пор, пока последние не приобретут полной выдержки и не сумеют вести себя сообразно своему положению.

45 (36)

Воспрещение принимать в клир имеющего из своих родных кого-либо, не исповедующего православной веры.

46 (37)

Об отмене обычая освящать вместе со Святыми Дарами мёд и вино для новокрещённых.

47 (38)

О запрете для неженатых клириков и монахов заходить ко вдовам и девицам, без разрешения церковной власти. Но и получив разрешение не могут заходить без сопровождающих.

48 (39)

О наименовании епископа первенствующей кафедры.

49 (40)

О запрете клирикам без нужды питания в пути посещать корчемницы.

50 (41)

Повеление клирикам совершать Таинство Евхаристии натощак.

51 (42)

О запрете обычая устраивать в церкви пиршества.
52 (43) О власти епископа определять кающимся время покаяния, сообразно различию и степени их грехов. О том, что пресвитер может разрешить кающегося грешника только в случае крайней необходимости и в отсутствие епископа. О том, что великие грешники, по истечении назначенного им времени покаяния, получают прощение публично перед церковными вратами.
53 (44) О надзоре за жизнью дев, посвящённых Богу.

54 (45)

О том, что крещение взрослых людей, не могущих исповедать свою веру по причине тяжёлой болезни, может быть произведено под личную ответственность верных Церкви поручителей.

55 (45)

О возможности покаяния и примирения с Церковью для актёров и комедиантов.

56 (46)

О возможности чтения в храме, в те дни года, когда совершается воспоминание о смерти святых мучеников, описание их страданий.

57 (47)

О возможности рукоположения в клир крещёных донатистами в несознательном возрасте.

58 (47)

О том, что Божественная Литургия должна совершаться натощак.

59 (48)

О невозобновляемости крещения, о невозобновляемости правильно совершенного рукоположения, о запрете епископу оставлять свою кафедру и самовольно занимать другую.

60 (49)

О необходимости не менее трёх епископов для поставления епископа.

61 (50)

О процедуре избрания епископа при возниконовении в народе спора о его кандидатуре.
62 (51) Об объявлении даты празднования Пасхи в епархиях Африканской Церкви через их представителей на ежегодном соборе.
63 (52) О необходимости посещении епископом своей удалённой области в Мавритании.

64 (53)

Об извержении пресвитеров и епископов, превышающих свои территориальные и властные полномочия.

65 (54)

О том, что ни один епископ не должен принимать и рукополагать в своей церкви клирика, принадлежащего юрисдикции другого епископа.

66 (55)

О рукоположении во епископа какой-либо епархии духовного лица, не принадлежащего к той митрополичьей области, в состав которой входит данная епархия.

67 (56)

О том, что епископ может пользоваться юрисдикцией только в том городе и в тех приходах, которые вверены ему собором, отнюдь не распространяя своей власти на другие, ближайшие приходы.

68 (57)

О возможности приёма в клир Православной Церкви донатистских клириков.

69 (58)

О ходатайстве к императорам об истреблении остатков идолов в Африке.

70 (59)

О ходатайстве к императорам о возвращении церковным судам права решения вопросов частного права между христианами, с тем, чтобы решения этих судов считались окончательными.

71 (60)

О ходатайстве к императорам о запрещении языческих пиршеств.
72 (61) О ходатайстве к императорам о воспрещении публичных развлечений в воскресенья и праздничные для Церкви дни. 
73 (62) О ходатайстве к императорам о воспрещении знатным лицам брать под свою защиту и настаивать на освобождении от наказания клириков, осуждённых церковным судом.

74 (63)

О ходатайстве к императорам о об издании закона, воспрещающего принуждать к театральной службе лиц, которые, обратясь к христианству, приняли крещение и желают сохранить себя чистыми от подобного нечестия.

75 (64)

О превозглашении церковью освобождения рабов.

76 (65)

О не покорившемся решению церковного суда, осуждённом и низвергнутом епископе Екитии и необходимости делегатам собора употребить все меры к тому, чтобы изгнать его, дабы он прекратил нарушать церковный мир.

77 (66)

О кротком обращении с донатистами.

78 (67)

О направлении грамот к начальствующим с просьбой защиты от максимианистов.

79 (68)

О приятии раскаявшихся клириков донатистов в клир в своих степенях священства.

80 (69)

О назначении посольства к донатистам ради соглашения к миру.

81 (70)

О необходимости воздержания в определённое время от жён епископам, пресвитерам, диаконам и иподиаконам. Правило не простирается на низших клириков, как не прикасающихся к святыне.
82 (71) О воспрещении каждому епископу оставлять то место, которое ему было определено в начале для его постоянного местопребывания, и находиться в каком-либо другом месте вверенной ему области.
83 (72) Предписание крестить каждого ребенка, относительно которого неизвестно, был ли он крещен ранее, или нет, конечно в том случае, когда сам ребенок по своему возрасту не способен сообщить, было ли принято им крещение, и нет лица, могущего засвидетельствовать это

84 (73)

О необходимости ежегодно объявлять всем церквам проконсульской Африки после общего собора, созывавшегося в Карфагене, о дне, в который надлежало в текущем году праздновать Христово Воскресение

85 (74)

Воспрещение епископу оставаться управляющим вдовствующей церкви более одного года.

86 (75)

Постановление ходатайствовать у императоров о назначении особых защитников-экдиков, которые имели бы возможность вместе с епископами оберегать бедных от насилия богачей.

87 (76)

О порядке созыва епископов на общий собор всей Африканской церкви

88 (77)

Предписание епископу Кресконию, оставившему свое место и силою захватившему освободившуюся епископскую кафедру в Тубуне, явиться пред общим собором..

89 (78)

Постановление послать в Иппон нескольких епископов для водворения нарушенного Екитием мира и для поставления нового епископа.

90 (79)

О порядке рассмотрения жалоб и обвинений клириков. Обвиняемые должны употребить все усилия, чтобы в течение года оправдать себя перед церковным судом и вместе с тем показать перед общественным мнением свою невинность. Если же они не успеют сделать этого в течение означенного времени, то теряют право на оправдание и предаются суду.

91 (80)

Об отлучении от общения с остальными епископами того из них, кто примет без увольнительной (отпускной) грамоты от подлежащего епископа какого-либо монаха с тем, чтобы зачислить его в свой клир или поставить его игуменом одного из своих монастырей.
92 (81) Об анафеме епископу, завещавшему свое имущество после смерти какому-либо еретику или язычнику, хотя и родственнику своему. При этом даже имя его не должно упоминаться в церковных диптихах.
93 (82) О необходимо исходатайствовать у государственной власти подтверждения права церкви относительно освобождения рабов.

94 (83)

Предписание по распоряжению епископа разрушать храмы, построенные под предлогом прославления мучеников, а в действительности не только не имеющие под алтарем мощей мучеников или частицы их, но никто и не помнил, чтобы там когда-либо находился или страдал какой-нибудь мученик.

95 (84)

О необходимо ходатайствовать перед государственной властью об уничтожении существовавших еще в то время в Африке остатков идолов.

96 (85)

О привелегии Карфагенского епископа составлять от имени всех и подписывать каждую грамоту, отправляемую от общего Африканского собора.

97 (86)

Об определении старшинства епископов на основании их специальных грамот.

98 (87)

Решение прервать общение с епископом Кводвултдеем до тех пор, пока он не подвергнется суду.

99 (88)

Одобрение отставки не принятого народом епископа Максимиана (бывшего донатиста) и постановление избрать на его место другого епископа.

100 (89)

О необходимости выдавать рукополагаемым епископам грамоты с указанием года и дня рукоположения, дабы не возникало никакого сомнения о младших и старших.

101 (90)

О том, что каждый, посвященный в известной епархии в чтеца, не может без согласия подлежащего епископа быть принятым в другую епархию.
102 (91) Об переговорах с предводителями донатистов.
103 (92) Об утверждении текста обращения к донатистам.

104 (93)

Наставление братиям, Феасию и Еводию, назначенным посланниками от Карфагенского собора к самодержцам, в связи с отказом донатистов участвовать в переговорах.

105 (94)

О граматах к властителям в связи с деятельностью донатистов.

106 (95)

О том, что общий собор епископов нужно созывать только в тех случаях, когда того потребует какое-либо особое дело, касающееся всей Африканской церкви, в противном же случае ежегодно должны созываться обычные епархиальные соборы.

107 (96)

О том, что некоторые дела, решенные на епархиальных соборах, могут быть пересмотрены и решены вторично, причем после решения избранных по взаимному договору судей нельзя более обращаться к другому высшему суду.

108 (96)

Постановление ходатайствовать перед государственной властью о назначении пяти исполнителей для распределения их по разным епархиям Африканской церкви.

109 (97)

О необходимости ходатайствовать перед государственной властью о назначении экдиков для защиты как церковных интересов, так и интересов неимущих.

110 (97)

О епископе Примосе, который, в качестве посланника от Мавритании кесарийский, не желал явиться на собор.

111 (98)

О том, что новая епархия может образоваться при условии, если последует решение епископского собора данной митрополичьей области под председательством подлежащего митрополита и согласие епископа выделить из-под своей юрисдикции некоторые места, принадлежащие к его епархии.
112 (99) Об утверждении епископов на территориях, обращающихся от донатистов.
113 (100) О суде по жалобе на епископа Маврентия, в связи с отсутствием его обвинителей.

114 (101)

Послание к римскому епископу Иннокентию с просьбой о водворении в Римской и Александрийской церквах мира в связи с изгнанием епископом Феофилом Иоанна Златоуста и отлучением его Иннокенитием за такой поступок.

115 (102)

О том, что нельзя расторгнуть законно заключенного брака на том основании, что муж или жена оставили свою брачную половину и если супруги не помирятся, то навсегда должны оставаться разлученными, без права вступить с другим лицом в новый брак. О необходимости ходатайствовать перед государственной властью об издании особого царского закона по поводу сделанного ими постановления.

116 (103)

Предписание читать в церкви только те молитвы, которые просмотрены на соборах и одобрены последними для употребления в церкви.

117 (104)

О том, что спорные дела, возникающие между членами клира, могут разбираться только на церковных судах. О возможности клирикам в исключительных случаях ходатайствовать перед императором о назначении ему епископского суда.

118 (105)

Об отлучении клириков, принадлежащих к Африканской церкви, самовольно отправившихся в Италию без отпустительной грамоты.

119 (106)

О воспрещении (под угрозой отлучения) епископам обращаться к императорекому двору только с согласия первенствующато епископа или митрополита, и после получения на то особой грамоты.

120 (106)

О делегатах, посылаемых ко двору с представлением против донастистов и против язычников.

121 (107)

Об отношении епископа к решению церковного суда своей епархии (постановление данного правила недостаточно ясно).
122 (108) О том, что желающий стать христианином должен сделать это свободно, по своей доброй воле, а не по насилию и не по необходимости.
123 (109) Против ереси Пелагия. Об анафеме тем, которые утверждает, что Адам сотворён смертным независимо от грехопадения. 

124 (110)

Против ереси Пелагия. Об анафеме отвергающим необходимость крещения младенцев или отрицающих для них крещение во оставление грехов.

125 (111)

Против ереси Пелагия. Об анафеме тем, которые утверждают, что Божественная благодать действенна только для отпущения содеянных грехов, но не подаёт помощи сверх того.

126 (112)

Против ереси Пелагия. Об анафеме тем, которые утверждают, что благодатью не подается нам любовь и сила к деланию добра.

127 (113)

Против ереси Пелагия. Об анафеме тем, которые утверждают, что человеку возможно исполнить заповеди без содействия Божественной благодати.

128 (114)

Против ереси Пелагия. Об анафеме тем, которые утверждают, что не подобает говорить об отсутствии грехов лишь по смиренномудрию, а не по истине.

129 (115)

Против ереси Пелагия. Об анафеме тем, которые утверждают, что святые в молитве Господней прошение об оставлении грехов произносят по отношению к другим людям, а не о себе.

130 (116)

Против ереси Пелагия. Об анафеме тем, которые утверждают, что святые в молитве Господней прошение об оставлении грехов произносят лишь по смирению, а не по истине.

131 (117)

О территориях служения епископов, обратившихся и ереси донатистов.
132 (118) О территориях служения епископов, обратившихся и ереси донатистов.
133 (119) О территориях служения епископов, обратившихся и ереси донатистов.

134 (120)

О том, чтобы ни один епископ не простирал самовольно своих прав на какой-либо народ (территорию), находящуюся de facto под властью другого епископа.

135 (121)

О необходимости епископам употреблять все усилия для приведения донатистов в кафолическое единение и санкциях за небрежение об этом.

136 (122)

О том, что после суда избранных судей нельзя больше, под угрозой наказания, обращаться к высшему суду.

137 (123)

О санкциях епископам за небрежение об обращении донатистов.

138 (124)

О лишении епископства за ложное извещение об обращении донатистов.

139 (125)

Об процедуре аппеляции для клириков, не довольных решением своих епископов.

140 (126)

О возможности для епископа постричь в монашество девицу до наступления 25-летнего возраста, в случае когда её целомудрию угрожает опасность, или, когда, находясь при смерти, она сама, или ее родители, или опекуны, умоляют не дать ей умереть без иноческого чина.

141 (127)

Об избрании трёх представителя из каждой епархии для довершения дел настоящего Собора.
142 (127) О необходимости избрания заместителей в связи с тем, что многие епископы жаловались на затруднительность дальнейшего пребывания в Карфагене.
143 (128) О запрете принимать жалобы на клириков от тех (клириков и мирян), кто отлучён от церковного общения. 

144 (129)

О запрете принимать жалобы на членов клира от актёров, от лиц, на которых лежит пятно бесчестия (инфамии); от еретиков и язычников.

145 (130)

О том, что если кто-либо подаст одновременно несколько жалоб на клирика, и первая из них будет опровергнута, то не должно допустить обвинителя до подачи прочих жалоб.

146 (131)

Предписание не принимать в качестве свидетелей против членов клира всех тех лиц, которые лишены права подавать на них жалобы.

147 (132)

О хранении клириками тайны исповеди, выражающемся в лишении значения свидетельства епископа, в том случае, если он говорит, что некто исповедался ему в совершенном им преступлении, чего тот не желает признать.

147 (133)

О том, что епископ, отлучивший кого-либо незаконно за тот грех, который он исповедал ему наедине, сам должен быть лишен общения со стороны других епископов до покаяния.

 

Константинопольский Двукратный (в храме св. Апостол) 861 г.

Содержание правила

1

О том, что монастыри могут быть основаны только с благословения епископа. О неприкосновенности монастырей и их имущества.
2 О принятии в монашеский чин.
3 Об отлучении для монахов, самовольно оставивших монастырь и игуменах нерадеющих об их возвращении. 

4

Об отлучении монахов, самовольно оставивших свой монастырь и лиц, принявших их.

5

О необходимости испытания перед монашеским постригом в течение трёх лет, в исключительных случаях – полгода; и епитимии за нарушение этого правила для игумена и постриженного.

6

О распоряжении имуществом принимающих монашество.

7

О запрете епископам употеблять доходы епископии на сооружение зданий для собственной надобности под видом монастырей

8

О епитимии для оскопляющих кого-либо кроме как по болезни.

9

О запрете священнослужителям, под угрозой извержения, применять телесные наказания собственноручно или посредством других лиц.

10

Об извержении присвоивших или обративших в личное небогослужебное употребление алтарные священные сосуды или облачения, и отлучении так же использующих церовные вещи, находящиеся вне алтаря.

11

Об извержении низших клириков, вступающих в мирские начальственные должности.
12 Об необходимости пресвитерам, служащим Литургию или совершающим Таинство Крещения в домовых церквях, под угрозой извержения не совершать этого без назначения епископа. 
13 Об извержении пресвитеров (и примкнувших к ним лиц), самовольно прервавших общение со своим епископом и переставших поминать при богослужении его имя из-за недоказанных преступлений последнего. 

14

Аналогично предыдущему правилу в отношении епископа к своему митрополиту.

15

Аналогично двум предыдущим в отношении пресвитеров, епископов и митрополитов по отношению к своему патриарху. В случае же, если кто-либо из епископов начнет проповедовать еретическое учение, тогда прочие священно- и церковнослужители обязаны тотчас отделиться от подлежащего епископа, митрополита и патриарха.

16

Об отречении епископа от своей кафедры, и о лишении архиерейства епископа, отсутствующего в своей епархии более шести месяцев без уважительной причины..

17

О том, чтобы впредь никто из мирян, или монахов не был внезапно возводим на высоту епископства, но провел на всякой священнослужительской ступени положенное законом время.

 

Константинопольский Двукратный (в храме Святой Софии) 879 г.

Содержание правила

1

О согласии между римской и константинопольской церквами в лице папы Иоанна VIII и патрарха Фотия.

2

О запрете епископам из мирян принимать монашество.

3

Об анафеме всякому, кто осмелится бить, или заключать в темницу епископа. 

 

Правила святых отцов

1. Правила свт. Дионисия Александрийского

Содержание правила

1

В который час должно прекращать пост пред днем Пасхи.

2

О запрете женщинам входить в храм и причащаться во время месячных.

3

О воздержании супругов.

4

О том, является ли «ночное истечение» препятствием к причащению.

 

2. Правила свт. Григория Неокесарийского

Содержание правила

1

О пленниках, вынужденных есть идоложертвенную пищу во время набегов варваров.

2

О пленных женщинах, над телами которых варвары надругались.

3

Об отлучении грешивших лихоиманием при набегах варваров.

4

Об осуждении присвоения военной добычи, предварительно посвященной Богу.

5

Об осуждении присвоивших себе найденную вещь.

6

Об осуждении тех, кто присвоение чужого оправдывает потерей собственного.

7

Об осуждении тех, кто удерживает у себя рабов, бежавших от варваров.

8

О епитимии для государственных изменников и коллаборационистов.

9

О епитимии для нападающих на чужие дома с целью кражи.

10

О епитимии для присвоивших себе найденную вещь.

11

Предписание не требовать себе награды за найденную и возвращённую чужую вещь.

12

О 4‑х степенях покаяния: “плакания”, “послушания”, “припадания” и “стояния с верными”.

 

3. Правила свмч. Петра Александрийского

Содержание правила

1

О дополнительной 40-дневной епитимии для падших под пытками в гонениях.

2

О дополнительной годовой епитимии для падших в гонениях пленниках.

3

О четырёхлетней епитимии для добровольно сдавшихся врагу по малодушию.

4

Об осуждении отчаявшихся и не раскаявшихся павших в гонениях.

5

О шестимесячной епитимии для притворно отрекшихся во время гонений.

6

О годовой епитимии для рабов, отрекшихся вместо своих господ по их принуждению.

7

О трёхлетней епитимии для господ, заставивших своих рабов отречься вместо них.

8

О том, что следует считать верными тех, кто пали, но затем взяли подвиг исповедания веры.

9

Об осуждении, но продолжении общения с теми, кто навлёк гонения на себя и ближних.

10

О непозволительности оставаться в клире тем, которые добровольно вышли на подвиг, пали и возобновили подвиг.

11

О прощении добровольно вышедших на подвиг из сострадания к мученикам, и не устоявших в нём, о чём сердечно в покаянии пребывающих.

12

О том, что откуп от гонителей не поставляется в вину.

13

О том, что оставившие все, ради спасения души, и удалившиеся, да не будут обвиняемы в том, что за них взяты другие.

14

О пребывании в клире претерпевших мучения, хотя и против их воли насильно обращённых.

15

О том, что надлежит поститься в среду и пятницу и воспрещении коленопреклонений в день воскресный.

 

4. Правила Тимофея, епископа Александрийского

Содержание правила

1

О том, что причащение по неведению должно ускорить крещение принявшего его лица.

2

О том, что бесоодержимый оглашенный может принять Святое Крещение только при смерти.

3

О возможности бесоодержимым приобщаться Святых Таин.

4

О возможности оглашенных, лишившихся здравого ума, принять Святое Крещение.

5

О невозможности причащаться супругам имеющим накануне ночью интимную близость.

6

О невозможности женщинам креститься во время месячных.

7

О невозможности женщинам причащаться во время месячных.

8

О послаблении поста для женщин, родивших в Страстную седмицу.

9

О молитве священнослужителя в присутствии ариан или других еретиков.

10

О послаблении поста для болящих.

11

О том, что священнослужители не должны сочетать незаконные браки.

12

О возможности причащения мужчин, имеющих накануне «ночное истечение».

13

О необходимости супружеского воздержания в субботу и воскресенье.

14

О невозможности проскомидийного поминовения сознательных самоубийц.

15

О возможности расторжения брака при неизлечимом сумасшествии одного из супругов

16

О возможности причащения для случайно проглотивших воду во время евхаристического поста.

17

О необходимости самоукорения слушающих, но не исполняющих Священное Писание.

18

О том, с какого возраста судятся грехи человека.

 

5. Правила свт. Афанасия Великого

Содержание правила

1

О том, является ли «ночное истечение» препятствием к причащению.

2

О каноне библейских книг.

3

О приёме в Церковь бывших участников арианской ереси.

 

6. Правила свт. Василия Великого

Содержание правила

1

О том, как надлежит судить о крещениях, совершенных еретическими сообществами.

2

О 10-летней епитимии, как для убийц, женщин, совершивших аборт.

3

Об извержении из священного сана (но не общения) диакона, уличенного в блудодеянии.

4

О епитимиях для второбрачных и троебрачных.

5

О возможности причащения кающихся еретиков, находящихся при смерти.

6

О том, что духовные лица, лишённые сана по причине блуда, не могут вступать в брак с женщиной, ради которой лишились чина.

7

О епитимии для мужеложников, скотоложников, убийц, отравителей, прелюбодеев и чародеев.

8

О епитимиях для убийц (вольных, невольных и близких к вольному).

9

О том, что прелюбодеяние является бракоразводной причиной как для мужа, так и для жены.

10

Об обетах, касающихся священнического служения.

11

О епитимии для невольного убийцы.

12

О запрете двоеженцам быть священнослужителями.

13

О том, что не следовало бы в течение 3‑х лет допускать воинов, проливавших человеческую кровь, к Святому Причастию.

14

Об условиях, при которых мирянин, промышлявший лихоимством, может быть удостоен священства.

15

О переводе (Пс. 8:9). Правило не содержит в себе никакого канонического постановления.

16

О Неемане (4Цар. 5:1). Правило не содержит в себе никакого канонического постановления.

17

Об обетах, касающихся священнического служения.

18

О епитимии «посвященным девам», которые нарушили обет девства и впали в блуд.

19

О необходимости монахам произнесения обета девства (безбрачия).

20

Об обете девства данном женщиной, принадлежащей к еретическому обществу и потом выходом замуж его нарушившей, впоследствии же пожелавшей принять православие.

21

О том, что прелюбодеяние мужа и прелюбодеяния жены одинаково противозаконны.

22

О епитимиях для похитивших обрученную или необрученную девицу.

23

Об осуждении брака овдовевшего супруга с сестрой (братом) умершего.

24

О возможности «церковным вдовицам» вступать в брак.

25

О епитимии для тех, кто обесчестил молодую, незрелую девицу путем насилия и возможности жениться на ней.

26

Об осуждении соблудивших и епитимии для упорствующих в этом грехе.

27

О пресвитерах, по неведению вступивших в воспрещённый брак.

28

О достойном смеха обете воздерживаться от свиного мяса.

29

Об осуждении клятвы сотворить кому-либо зло.

30

О епитимии за умычку (похищение) жены с насилием и без такового.

31

О том, что жена без вести пропавшего мужа, прежде удостоверения о смерти его вступившая в сожитие с другим, прелюбодействует.

32

О том, что за тяжкое прегрешение клирики должны быть низложены со своей степени, однако, при этом, не отлучены от святого причастия

33

О епитимии, как для убийцы, женщины, которая разрешится от бремени в дороге и предоставит ребенка своего собственной участи, даже если ребёнка возьмут другие люди.

34

О епитимии для женщины, совершившей прелюбодеяние, не ставшее достоянием гласности.

35

О муже, оставленном женою.

36

О женах безвестно пропавших воинов, повторно вышедших замуж.

37

О мужчинах, вступивших в законный брак после сожительства с чужою женою или невестою.

38

О епитимии отроковицам, вышедшим замуж без согласия родителей (опекунов).

39

О том, что живущая с прелюбодеем есть прелюбодейка, во все время сожития.

40

О недействительности брачного договора, заключенный рабыней.

41

О том, что вдова может вступить во второй брак.

42

Повторение правил 38 и 40.

43

О том, что нанесший ближнему смертный удар, есть убийца, даже если защищался.

44

О диакониссах впадших в блуд с язычниками.

45

О том, что христианам «оскорбляющим Христа», нет пользы от такого наименования.

46

О женщине, вступивших в брачную связь с человеком, временно оставленном женою.

47

О принятии в церковь из ересей енкратитов, саккофоров и апотактитов.

48

О женах, оставленных мужьями.

49

О том, что изнасилованные женщины неповинны.

50

О третьих браках, как нечистотах в церкви, но все же лучше, чем распутное блудодеяние.

51

О том, что все падшие клирики наказываются одинаково – запретом церковного служения.

52

О том, что надлежит наказывать как убийцу – мать, которая намеренно допустит ребенка, коего случайно родила в дороге, умереть.

53

О епитимии второбрачных для овдовевшей рабыни притворно похищенной с целью замужества.

54

О возможности епископу смягчить или увеличить наказание за невольное убийство.

55

О епитимии вступающим в борьбу с разбойниками и убивающим их.

56

О епитимии для лиц, которые намеренно убьют кого-либо и в том покаются.

57

О 10-ти летней епитимии для ненамеренных убийц.

58

О 15-ти летней епитимии для согрешивших прелюбодеянием.

59

О 7‑ми летней епитимии для впавших в блуд.

60

О 15-ти летней епитимии для нарушивших обет девства.

61

О епитимии для раскаявшихся и нераскаянных воров.

62

О 15-ти летней епитимии для согрешивших мужеложством.

63

О 15-ти летней епитимии для согрешивших скотоложством.

64

О 10-ти летней епитимии для нарушивших клятву, данную именем Бога.

65

О 20-ти летней епитимии для покаявшихся в «волшебстве или отравлении».

66

О 10-ти летней епитимии для гробокопателей.

67

О 20-ти летней епитимии для согрешивших блудодеянием родным брату и сестре.

68

О 15-ти летней епитимии для вступивших в брак, имеющий канонические препятствия по родству.

69

О епитимии для чтеца имевшего половое общение со своею обручницей до венчания.

70

О епитимии диаконам и пресвитерам «осквернившимися устами».

71

О епитимии соучастникам грехов (правила 51–70), как и согрешившим этими грехами.

72

О 20-ти летней епитимии для прибегающих к чародеям.

73

О том, чтобы отступник от Христа всю жизнь оставался на первой ступени покаяния.

74

О праве епископа прощать чистосердечно кующегося грешника и сокращать сроки епитимии.

75

О 12-ти летней епитими вступившим в половое общение с сестрою по отцу или по матери.

76

О 12-ти летней епитими вступившим в половое общение со своими снохами (невестками).

77

О 15-ти летней епитимии для тех, кто оставив законную жену, берет себе другую.

78

О 15-ти летней епитимии для тех, кто кто женится на сестре своей первой жены.

79

О 20-ти летней епитимии для совершившего блудодеяние со своей мачехой.

80

О епитимии для многобрачных.

81

О епитимии отступникам, т.е. тем, которые во времена гонений поклонились идолам.

82

О епитимии для нарушивших клятву по принуждению и без оного.

83

О 6‑ти летней епитимии для «волхвующих и последующие обычаям языческим».

84

Предписание епископам не освобождать от епитимии тех, которые не обнаруживают плодов чистого покаяния, и даже таковых закоренелых грешников оставлять на произвол судьбы.

85

Наставление епископам о том, как они должны поступать с грешниками, а именно: как должно всячески заботиться об их спасении.

86

Опровержение нареканий енкратитов (воздержников от мяса).

87

О безусловном запрещении вдовцу вступать в брак с сестрою умершей его жены.

88

О возбранении одиноким клирикам держать у себя дома посторонних женщин.

89

Предписание испытывать строго всех желающих поступить в клир и оставлять на решение епископа.

90

О симонии, прикрываемой мнимым благочестием.

91

О догматах и церковном Предании.

92

О церковном Предании.

 

7. Правила свт. Григория Богослова

Содержание правила

1

О каноне библейских книг.

 

8. Правила свт. Григория Нисского

Содержание правила

1

Об уврачевании страстей души (ума, вожделения и раздражения).

2

О епитимии для кающихся, павших грехами, касающихся мысленной способности души.

3

О епитимии для обращавшихся к чародеям или прорицателям, или демонистам.

4

О епитимии для кающихся, павших грехами, касающихся вожелевательной силы души.

5

О епитимии для кающихся, павших грехами, касающихся раздражительной силы души.

6

О епитимии для сребролюбивых.

7

О епитимии для непростительных гробокопателей.

8

О епитимии для святотатцев.

 

9. Правила свт. Амфилохия Иконийского

Содержание правила

1

О каноне библейских книг.

 

10. Правила Феофила, архиепископа Александрийского

Содержание правила

1

О том, как надлежит поститься накануне Богоявления, если таковое случится в воскресенье.

2

О епитимиях священникам, вступившим в церковное общение с арианами.

3

О необходимости предварительного испытания ставленников.

4

Об обжаловании пресвитером решения епископа о его низложении.

5

О том, что преступление, совершенное до крещения, не принимается во внимание при принятии в клир, а совершенное после крещения, препятствует рукоположению.

6

О том, чтобы перед осуждением клирика была расследована жалоба против него.

7

Об избрании и поставлении пресвитеров и других клириков.

8

О том, что приношения для евхаристии, по употреблении нужного для таинства, должны разделять между собою принадлежащие к клиру.

9

О порядке расследований обвинений против священника.

10

Об избрании при каждом епархиальном управлении эконома.

11

Об употреблении церковных доходов и на содержание вдовиц, убогих и странствующих.

12

О возможности рукополагать кафаров (новациан), желающих вступить в церковь.

13

О епитимии за незаконное супружество.

14

О епитимии за любостяжание.

 

11. Правила свт. Кирилла Александрийского

Содержание правила

1

О праве подсудимого на отвод судей по сомнению в их беспристрастии (дело еп. Петра).

2

О том, что епархиальные средства должны быть в полном и безусловном управлении правящего епископа.

3

О необходимости проверки ставленников на то, не состояли ли они в браке и не извержены ли из монастыря или иной епархии.

4

О том, что оглашенные, подвергнутые отлучению в наказание за грехопадения, находящиеся при смерти, да крещаются и да не отходят от жизни сей без причастия.

5

О симонии.

 

12. Правила Геннадия Константинопольского

Содержание правила

1

О симонии.

 

13. Правила Тарасия Константинопольского

Содержание правила

1

О симонии.

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки