Главная » Схемы и пособия » Обновленческое движение в России в ХХ-м веке
Распечатать

Обновленческое движение в России в ХХ-м веке

Соборы Обновленческой церкви

Собор Год и ме­сто про­ве­де­ния Опи­са­ние

Пер­вый

1923, Москва, храм Хри­ста Спа­си­те­ля

Собор про­воз­гла­сил род­ствен­ность ре­во­лю­ци­он­ных иде­а­лов с хри­сти­ан­ски­ми и объ­явил о низ­ло­же­нии пат­ри­ар­ха Тихо­на. Капи­та­лизм при­зна­вал­ся смерт­ным гре­хом. Собор уза­ко­нил рав­но­знач­ность же­на­то­го и без­брач­но­го епи­ско­па­та, вто­ро­бра­чие кли­ри­ков, пе­ре­вод бо­го­слу­же­ния на рус­ский язык и пе­ре­ход на гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь.

Вто­рой

1925, Москва, храм Хри­ста Спа­си­те­ля

Собор под­твер­дил рав­но­знач­ность чер­но­го и же­на­то­го епи­ско­па­та. При­нят но­вый устав и но­вое по­ло­же­ние об управ­ле­нии Цер­ко­вью. При­знал ав­то­ке­фа­лию Укра­ин­ской Церк­ви. Было вы­не­се­но «со­бор­ное» по­ста­нов­ле­ние о не­воз­мож­но­сти пре­одо­ле­ния рас­ко­ла в Церк­ви по вине «ти­хо­нов­цев». Собор под­твер­дил ре­ше­ния лже­со­бо­ра 1923 г. о за­кон­но­сти низ­ло­же­ния Пат­ри­ар­ха Тихо­на и об от­ме­не Пат­ри­ар­ше­ства.

Наи­бо­лее из­вест­ные об­нов­лен­че­ские ре­фор­ма­тор­ские груп­пы*

Назва­ние Годы су­ще­ство­ва­ния Наи­бо­лее из­вест­ные пред­ста­ви­те­ли Чем за­пом­ни­лась

«Живая Цер­ковь» (жи­во­цер­ков­ни­ки, жив­цы)

1922-1936

Вла­ди­мир (Крас­ниц­кий)

Целя­ми ЖЦ про­воз­гла­ша­лись: пе­ре­смотр дей­ству­ю­щих за­ко­нов о цер­ков­ном управ­ле­нии с це­лью вы­яс­не­ния, ка­кие из них ан­ну­ли­ро­ва­ны са­мой жиз­нью и даже вред­ны для церк­ви; пе­ре­смотр цер­ков­ной дог­ма­ти­ки с це­лью вы­де­ле­ния тех осо­бен­но­стей, ко­то­рые были вне­се­ны в нее быв­шим в Рос­сии стро­ем; пе­ре­смотр цер­ков­ной ли­тур­ги­ки с це­лью вы­яс­не­ния и устра­не­ния тех на­сло­е­ний, ко­то­рые вне­се­ны в пра­во­слав­ное бо­го­слу­же­ние пе­ре­жи­тым пе­ри­о­дом со­ю­за Церк­ви и го­су­дар­ства, и обес­пе­че­ние сво­бо­ды пас­тыр­ско­го твор­че­ства в об­ла­сти бо­го­слу­же­ния, без на­ру­ше­ния со­вер­ши­тель­ных об­ря­дов та­инств; пе­ре­смотр по­ло­же­ния о при­хо­де в свя­зи с со­вре­мен­ны­ми усло­ви­я­ми цер­ков­ной жиз­ни; пе­ре­смотр цер­ков­ной эти­ки и раз­ра­бот­ка уче­ния о хри­сти­ан­ской об­ще­ствен­ной жиз­ни при­ме­ни­тель­но к со­ци­аль­ным за­да­чам, вы­дви­га­е­мым пе­ре­жи­ва­е­мым вре­ме­нем; во­об­ще - пе­ре­смотр и из­ме­не­ние всех сто­рон жиз­ни цер­ков­ной, ка­кие по­ве­ли­тель­но тре­бу­ют­ся со­вре­мен­ной жиз­нью.

«Союз цер­ков­но­го воз­рож­де­ния» (воз­рож­ден­цы)

1922-1928

Анто­нин (Гра­нов­ский)

Слу­жеб­ная ре­фор­ма, во­пло­щен­ная в жизнь в соб­ствен­ных хра­мах: ал­тарь был пе­ре­не­сен в центр хра­ма, ико­но­стас был убран, служ­бы со­вер­ша­лись на со­вре­мен­ном рус­ском язы­ке. Отсут­ство­ва­ли пев­чие – слу­жа­ще­му от­ве­ча­ли все ве­ру­ю­щие в хра­ме. Были про­из­ве­де­ны из­ме­не­ния в чи­но­по­сле­до­ва­ни­ях та­инств – кре­ще­ния, бра­ка и ис­по­ве­ди, из­ме­нен спо­соб пре­по­да­ния При­ча­стия.

«Союз об­щин Древ­леа­по­столь­ской Церк­ви» (СОДАЦ)

1922-1923

Иоанн (Аль­бин­ский), Алек­сандр (Вве­ден­ский)

СОДАЦ при­зна­ва­ла не­об­хо­ди­мость су­ще­ство­ва­ния же­на­то­го епи­ско­па­та. Общи­ны СОДАЦ про­во­ди­ли ду­хов­ные бе­се­ды, внед­ря­ли пе­ние ака­фи­ста на­рас­пев, вво­ди­ли фис­гар­мо­нию, при­вле­ка­ли к бо­го­слу­же­нию жен­щин в ка­че­стве чте­цов, ор­га­ни­зо­вы­ва­ли ре­ли­ги­оз­ные брат­ства и сест­ри­че­ства.

 

* В кон­це 1923 г. было при­ня­то ре­ше­ние о ро­спус­ке об­нов­лен­че­ских групп и объ­еди­не­нии их чле­нов в Обнов­лен­че­скую цер­ковь

 

Иерар­хи Обнов­лен­че­ской церк­ви

Орган управ­ле­ния Иерарх

Пред­се­да­тель ВЦУ

Анто­нин (Гра­нов­ский) (18 мая 1922 - май 1923)
Вла­ди­мир Крас­ниц­кий (ко­нец 1922 - ) со­пред­се­да­тель
Алек­сандр Вве­ден­ский (ко­нец 1922 - ) со­пред­се­да­тель

Пред­се­да­тель ВСЦ, мит­ро­по­лит

Анто­нин (Гра­нов­ский) (май - июль 1923)
Евдо­ким (Мещер­ский) (июль-ав­густ 1923)
Мит­ро­по­лит, Пред­се­да­тель Сино­да:
Евдо­ким (Мещер­ский) (ав­густ 1923 - 1925)
Вени­а­мин (Мура­тов­ский) (1925 - 6 мая 1930)
Вита­лий (Вве­ден­ский) (10 мая 1930 - ок­тябрь 1941)

Пер­во­и­е­рарх

Алек­сандр (Вве­ден­ский) (10 ок­тяб­ря 1941 - 26 июля 1946) (ап­рель 1940 - ок­тябрь 1941 - за­ме­сти­тель пер­во­и­е­рар­ха)

Груп­пы свя­щен­но­слу­жи­те­лей-об­нов­лен­цев*

Харак­те­ри­сти­ка груп­пы
1

«Пер­вая — са­мая мно­го­чис­лен­ная груп­па — <…> се­рые ба­тюш­ки тре­бо­ис­пра­ви­те­ли».

2

«Вто­рая — про­хво­сты, при­со­еди­нив­ши­е­ся к об­нов­лен­че­ству в по­го­не за быст­рой ка­рье­рой, спе­шив­шие вос­поль­зо­вать­ся «сво­бо­дой нра­вов», доз­во­лен­ной об­нов­лен­ца­ми. О них епи­скоп Анто­нин (Гра­нов­ский) ска­зал: «Ассе­ни­за­ци­он­ная боч­ка пра­во­слав­ной церк­ви». Почти все они были аген­та­ми ГПУ».

3

«Тре­тья — идей­ные мо­дер­ни­сты, ис­крен­но стре­мив­ши­е­ся к об­нов­ле­нию церк­ви. Эти жили впро­го­лодь, юти­лись в за­ху­да­лых при­хо­дах, тес­ни­мые вла­стя­ми и сво­им ду­хов­ным на­чаль­ством и не при­знан­ные на­ро­дом. Они по­чти все кон­чи­ли в ла­ге­рях».

4

«Чет­вёр­тая — идео­ло­ги об­нов­лен­че­ства. Бле­стя­щие, та­лант­ли­вые, че­сто­лю­би­вые люди, вы­плыв­шие на греб­не ре­во­лю­ци­он­ной вол­ны. (Так ска­зать, цер­ков­ные Бона­пар­ты). Сре­ди них мно­гие <…>, хотя и не все, так­же были свя­за­ны с ГПУ».

*Крас­нов-Леви­тин А. Э. Лихие годы, 1925-1941: Вос­по­ми­на­ния. - Paris: YMCA-Press, 1977.

Наи­бо­лее из­вест­ные ли­де­ры об­нов­лен­че­ско­го дви­же­ния

Как зва­ли Кем яв­лял­ся При­нес ли по­ка­я­ние

Анто­нин (Гра­нов­ский)

«Мит­ро­по­лит» (поз­же «епи­скоп») Мос­ков­ский и всея Руси, гла­ва «Сою­за Цер­ков­но­го воз­рож­де­ния»

По не­ко­то­рым све­де­ни­ям, пе­ред смер­тью (1927) ис­кал при­ми­ре­ния с Пат­ри­ар­шей Цер­ко­вью, чему по­ме­шал арест мит­ро­по­ли­та Сер­гия.  Скон­чал­ся, не при­ми­рив­шись с Цер­ко­вью и на­хо­дясь в кон­флик­те с об­нов­лен­че­ской цер­ко­вью.

Бело­ли­ков, Васи­лий Заха­ри­е­вич

Член об­нов­лен­че­ско­го Сино­да от ми­рян, в 1934 году по­ка­ял­ся

Скон­чал­ся, не при­ми­рив­шись с Цер­ко­вью и на­хо­дясь в кон­флик­те с об­нов­лен­че­ской цер­ко­вью (рас­стре­лян в 1937).

Бояр­ский, Алек­сандр Ива­но­вич

«Мит­ро­по­лит» Ива­нов­ский и Кине­шем­ский

Скон­чал­ся, не при­ми­рив­шись с Цер­ко­вью (рас­стре­лян в 1937).

Бли­нов, Пётр Фёдо­ро­вич  

«Мит­ро­по­лит» Мин­ский

Дан­ных о том, что скон­чал­ся, при­ми­рив­шись с Цер­ко­вью, нет (рас­стре­лян в 1938).

Вве­ден­ский, Алек­сандр Ива­но­вич

«Пер­во­и­е­рарх Пра­во­слав­ных Церк­вей в СССР», один из ос­нов­ных идео­ло­гов и фак­ти­че­ский ли­дер об­нов­лен­че­ства во все годы его су­ще­ство­ва­ния

Скон­чал­ся, не при­ми­рив­шись с Цер­ко­вью (1946).

Вве­ден­ский, Алек­сандр Пет­ро­вич

«Мит­ро­по­лит» Запад­но-Сибир­ский

Скон­чал­ся, не при­ми­рив­шись с Цер­ко­вью (рас­стре­лян в 1937).

Вени­а­мин (Мура­тов­ский) 

«Мит­ро­по­лит» Мос­ков­ский и Коло­мен­ский

Скон­чал­ся, не при­ми­рив­шись с Цер­ко­вью (1930).

Вита­лий (Вве­ден­ский)

«Пер­во­и­е­рарх Мос­ков­ский и всех пра­во­слав­ных церк­вей в СССР»

При­нес по­ка­я­ние (1944) и был при­нят в цер­ков­ное об­ще­ние в сане епи­ско­па, ка­кой имел до ухо­да в об­нов­лен­че­ство.

Зарин, Сер­гей Михай­ло­вич

Бого­слов, член об­нов­лен­че­ско­го Учеб­но­го ко­ми­те­та, про­фес­сор и про­рек­тор об­нов­лен­че­ской Мос­ков­ской бо­го­слов­ской ака­де­мии, чле­ном пре­зи­ди­у­ма, сек­ре­тарь и за­ве­ду­ю­щим юри­ди­че­ским от­де­лом об­нов­лен­че­ско­го Свя­щен­но­го Сино­да

Скон­чал­ся, не при­ми­рив­шись с Цер­ко­вью (1935).

Пла­то­нов, Нико­лай Фёдо­ро­вич

«Мит­ро­по­лит» Ленин­град­ский

Снял сан и ушел из Обнов­лен­че­ской церк­ви (1938), что­бы за­нять­ся ан­ти­ре­ли­ги­оз­ной де­я­тель­но­стью. Перед смер­тью при­нес по­ка­я­ние, вер­нув­шись в лоно Пра­во­слав­ной церк­ви как ми­ря­нин (1942).

Соло­вей, Нико­лай Гри­горь­е­вич  

«Архи­епи­скоп всея Южныя Аме­ри­ки»

Обра­щал­ся с пись­мом к Пат­ри­ар­ху Мос­ков­ско­му и всея Руси Алек­сию I, про­ся при­нять его «за­лёт­но­го со­ло­вья» в свою юрис­дик­цию, но от­ве­та не по­сле­до­ва­ло. Дан­ных о том, что скон­чал­ся (1953), при­ми­рив­шись с Цер­ко­вью, нет.

Смир­нов, Кон­стан­тин Алек­сан­дро­вич

«Мит­ро­по­лит» Яро­слав­ский

Скон­чал­ся, не при­ми­рив­шись с Цер­ко­вью (умер в ла­ге­ре в 1941).

Тит­ли­нов, Борис Васи­лье­вич

Вид­ный идео­лог об­нов­лен­че­ства, про­фес­сор и рек­тор об­нов­лен­че­ско­го Выс­ше­го бо­го­слов­ско­го ин­сти­ту­та в Ленин­гра­де

Дан­ных о том, что скон­чал­ся (по­сле 1944), при­ми­рив­шись с Цер­ко­вью, нет.

Крас­ниц­кий, Вла­ди­мир Дмит­ри­е­вич

«Пер­вый про­то­пре­сви­тер всея Руси», идео­лог и ли­дер «Живой церк­ви»

Скон­чал­ся, не при­ми­рив­шись с Цер­ко­вью (1936).

Евдо­ким (Мещер­ский)  

«Мит­ро­по­лит» Одес­ский

Скон­чал­ся, не при­ми­рив­шись с Цер­ко­вью (1935).

Попов, Миха­ил Сте­па­но­вич

«Архи­епи­скоп» Луж­ский, ви­ка­рий Ленин­град­ской епар­хии

Дан­ных о том, что скон­чал­ся (по­сле 1935), при­ми­рив­шись с Цер­ко­вью, нет.

Попов, Нико­лай Гри­горь­е­вич

«Про­то­пре­сви­тер»

Скон­чал­ся, не при­ми­рив­шись с Цер­ко­вью (1932).

Сера­фим (Меще­ря­ков)

«Мит­ро­по­лит» Бело­рус­сии

При­нес по­ка­я­ние (1924) и был при­нят в цер­ков­ное об­ще­ние в сане ар­хи­епи­ско­па (рас­стре­лян в 1933).

Сера­фим (Ружен­цов)

«Мит­ро­по­лит» Ленин­град­ский

Скон­чал­ся, не при­ми­рив­шись с Цер­ко­вью (1935).

Фила­рет (Яцен­ко)

«Мит­ро­по­лит» Кру­тиц­кий, по­след­ний об­нов­лен­че­ский иерарх (ум. 1951)

Полу­чив от­каз на пе­ре­ход в Мос­ков­скую Пат­ри­ар­хию, об­ра­тил свой взор на ста­ро­об­ряд­че­ство (умер в 1951).

Филев­ский, Иоанн Иоан­но­вич

«Про­то­пре­сви­тер», док­тор бо­го­сло­вия

Скон­чал­ся, не при­ми­рив­шись с Цер­ко­вью (1925).

При­чи­ны рас­па­да об­нов­лен­че­ско­го дви­же­ния

При­чи­ны Опи­са­ние

Отсут­ствие под­держ­ки на­ро­да

Рез­кие, не­про­ду­ман­ные из­ме­не­ния при­выч­но­го цер­ков­но­го укла­да, ко­то­рые от­тал­ки­ва­ли на­род от об­нов­лен­цев.

Отсут­ствие ма­те­ри­аль­ной под­держ­ки свя­щен­но­слу­жи­те­лей, вслед­ствие ма­ло­чис­лен­но­сти при­хо­жан.

Отсут­ствие под­дер­жи вла­стей

Мас­со­вые аре­сты с се­ре­ди­ны 1930-х гг. епи­ско­па­та, ду­хо­вен­ства, ак­тив­ных ми­рян Обнов­лен­че­ской церк­ви, вклю­чая и тех, кто дав­но со­труд­ни­чал с ор­га­на­ми ОГПУ-НКВД.

Мас­со­вое за­кры­тие Совет­ской вла­стью хра­мов, в том чис­ле об­нов­лен­че­ских.

С пер­вой по­ло­ви­ны 1943 г. го­су­дар­ствен­ные ор­га­ны ста­ли по­сте­пен­но от­вер­гать об­нов­лен­цев, что было свя­за­но с из­ме­не­ни­ем по­ли­ти­ки по от­но­ше­нию к Пат­ри­ар­шей Церк­ви.

С кон­ца 1943 года под на­жи­мом вла­стей про­ис­хо­дил мас­со­вый пе­ре­ход епи­ско­па­та, ду­хо­вен­ства и при­хо­дов в Мос­ков­ский пат­ри­ар­хат.

Окон­ча­тель­ным и глав­ным уда­ром по дви­же­нию ста­ла ре­ши­тель­ная под­держ­ка Ста­ли­ным Пат­ри­ар­шей Церк­ви в сен­тяб­ре 1943 г.

В 1944 г. пред­се­да­тель Сове­та по де­лам РПЦ Г. Г. Кар­пов об­ра­тил­ся к Ста­ли­ну, Моло­то­ву и Берии с пред­ло­же­ни­ем «уско­рить про­цесс рас­па­да об­нов­лен­че­ства». В ито­ге к кон­цу вой­ны у об­нов­лен­цев остал­ся толь­ко два при­хо­да.

Смерть ли­де­ра дви­же­ния

Смерть ли­де­ра об­нов­лен­че­ско­го дви­же­ния Алек­сандра Вве­ден­ско­го в 1946 г. счи­та­ет­ся кон­цом об­нов­лен­че­ско­го рас­кола.

Рейтинг@Mail.ru