Уму и сердцу | Татьяна Шорохова
Главная » Татьяна Шорохова
  виньетка  
Распечатать Система Orphus

Уму и сердцу

Оценка:
1 голос2 голоса3 голоса4 голоса5 голосов (Пока никто не проголосовал)
Загрузка...

Алексей Любомудров


Новая книга Татьяны Шороховой обращена к сердцу и уму читателей – людям разных поколений, характеров, устремлений, дарований, всем, кто пытается уяснить сущность жизни и смерти. Общеизвестно, что из сердца исходят все помышления человеческие. Близкие, созвучные мысли одного воспринимаются душой другого и способны вызывать ответные чувства. Картины книги «Охапки пряные стихов» развёртываются в нескольких планах: природном, социальном, психологическом, историческом и метафизическом. Проникновение в такие пласты требует обострённого художественного зрения, а не только душевности и эмоциональности, которых в мире гораздо больше, чем духа и дарования. Искусство художника состоит в переработке жизненных опытов. Его произведения являются описаниями их зачатий в душе, то есть оплодотворением опыта жизни, в данном случае – словом. Так происходит сотворение новой жизни – то, чем искусство поэзии занято наряду с размышлениями о смерти. С таким, отражённым в поэзии, опытом жизни мы встречаемся и в этом сборнике.

Её душа тогда прогоркла,

Уже болея для стихов.

Но ожила она с годами,

Загладив горя остроту

В соседстве с Крымскими горами

И абрикосами в цвету.

(«Он лишь в сравнении заметней…»)

Раздумья поэта вращаются в скорбно-восторженном кругу, заключающем в себе как жажду жизни, так и её завершение. Обретение смысла в бессмысленном, на первый взгляд, мире выступает главным мотивом творчества, где запечатлены глубоко личные наблюдения и открытия. Сведённый в поэтический свиток труд души пронизан не столько отдельными воспоминаниями, сколько памятью, которая передается от предков, пространства и времени, от языка, Логоса… С такой памятью слова превращаются в «Ладьи для переправы духа / В мир вещества…». С такой памятью обретается способность видеть, как «Вдоль затихших деревень / Жизнь дрожит осиною…» и «Истончается Русь, / Как льняная рубаха», и знать, что «В жизни правильный выбор / У того, кто страдает». Такая память противостоит умиранию жизни, угрозе забвения, потому что искусство имеет власть над смертью. И каждый подлинный художник – творец вечной памяти, спасающий образы жизни от власти времени:

Здесь и там – у отчего порога…

Неделима для меня страна!

Поезд номер семь – судьбы дорога.

Неспроста железная она!

(«Поезд номер семь»)

Тема смерти раскрывается иногда довольно неожиданно: «Со мной сойдёшь и в землю, тень моя! – / С угрозой нестерпимых откровений». Жизнь и смерть – главные темы русского литературного наследия, и с ним автор связан многими нитями. Органично входят в поэтический текст, как родные имена А.С. Пушкина, С.А. Есенина, М.И. Цветаевой, А.А. Ахматовой, Н.М. Рубцова, так и их судьбы, строки, образы: «Что ж, если ты в Ялту не съездил, / В котомке её привезу». У поэтов, служителей истины, истина не изобретается, а обретается. И в книге «пряных стихов» явлена духовная лирика с её религиозной глубиной. Это не излияния неофита, который часто произносит имя Господне всуе. Слово и образ духовных стихов Т. Шороховой проистекают из саморазоблачения, а оно требует и духовных сил, и мужества – плод жизненных испытаний и живой совести. Мысль и подлинное чувство зарождаются и живут в библейском измерении, то есть в том времени, которое всегда было, есть и будет («Отдаю себя слову, как мехи – вину…», «Уму», «Над миром – а ему неймётся…» и др.). Наиболее ярко эта зрелость отражена в стихотворении «Не промолчать, не отрицать, как тать…»:

А дело, дело всё-таки в ответе.

И ложь изнемогает на рассвете.

И голосом кудрявым древний петел

Не Симона отгонит от огня –

На чисту воду выведет меня!

В поэзии Шороховой достойно звучит гражданская лирика («На таможнях – грустные собаки…», «Единой стране», «В Севастополе» и др.), обращённая к проблемам, вызванным перестройкой, словно землетрясением, образовавшей разломы некогда единого исторического государства с его связями, столь дорогими миллионам соотечественников и автору, – семейными, культурными, территориальными.

К теме – внимание тусклое…

Кто я? – седьмая родня?..

Материковые русские

Не понимают меня.

 

Тугой своей неугодная,

Поводом став для молвы,

С крымской посетую родиной,

Не понимая Москвы!

(«К теме – внимание тусклое…»)

Но и действительность современной России, уже лишившейся многих своих земель («Прадедам»), запустение деревенской Руси («Если бы не ветры…», «Вчера жеребёнка кормила с руки…»), сведение на нет крестьянского уклада («В кабале городов…», «Грустное пророчество») – можно назвать «сердечными» темами поэта. Позиция его ясна и питается неподдельной любовью к Родине: «Войны не будет! Не дадут / Нам шанса – защитить Отчизну».

Тема «малой родины» имеет три ипостаси. Это городок Люботин на Харьковщине, Крым – «над морем целительный сад», и, наконец, «районный центр с названьем Тосно» Ленинградской области – тоже родная земля, которая «…тиснет / Потерями: отец и мать / Остались (мне о них молиться) / Здесь, в северном краю, лежать». Величавой вошла в сборник тема природы, как постижение жизни в её полном цикле от рождения до смерти, до полного исчезновения (истления) всего материального. Но для автора природа безусловно ещё и источник вдохновения, объект созерцания, воплощенная красота. «Красота есть единственная духовная сторона материи – следовательно, красота есть единственная связь этих двух основных начал мира, – пишет Н.Я. Данилевский. – То есть красота есть единственная сторона, по которой она (материя) имеет цену и значение для духа, – единственное свойство, которому она отвечает, соответствует потребностям духа и которое в то же время совершенно безразлично для материи как материи. И наоборот, требование красоты есть единственная потребность духа, которую может удовлетворить только материя».

Стихотворения о природе рассыпаны по всему сборнику, потому что поэт нередко объясняет многие явления жизни её состояниями:

Закат. На запад скорый путь.

Иных – не остаётся.

И, кажется, ещё чуть-чуть –

И мы столкнёмся с солнцем!

(«Вечер») В стихах отразился природный круговорот: весна, лето, осень, зима. «Сердца радужная связь / С красой земли на свете этом» у поэта нерасторжима, потому что эта любовь укоренённая («Радование»). Красота богозданного мира, воспринятая в раннем детстве, не утратила для автора привлекательности и в зрелом возрасте, привнося в творчество отличительный знак, явную примету. «Художник всегда изобразитель, – писал Гёте. – Высшая форма изображения та, что способна на успешное соревнование с действительностью, т. е. на такое одухотворение вещей, которое делает их для всех нас абсолютно живыми». К такой изобразительности стремится и Татьяна Шорохова:

Глицинией кедр заарканен.

Хвоинки – непрочный доспех!

Есть хищное что-то в лиане,

К опоре метнувшей побег.

Глицинией мы, как невестой

Любуемся – вот уж нежна!

Но рухнут вдоль здания вместе:

Кедр – мёртвым, живою – она.

(«Глицинией кедр заарканен…»)

Автор не преувеличил, не приукрасил момент своего обращения к поэтическому творчеству, когда сказал: «Охапки пряные стихов / Меня в молчании накрыли…». Ароматы душистых растений юга, тонкие запахи полыни и пижмы севера едва ли не ощутимо веют со страниц этой книги. К тому же пряный со значением острый, пахучий и приятный получает в поэтическом восприятии более широкий диапазон. В сборнике заметно острое противостояние природной, естественной для человека, среды обитания по отношению к урбанистической, искусственной: «И превратятся в лагеря / Для русских города России». Стихи о Петербурге написаны, за редким исключением, с позиций стороннего наблюдателя, подмечающего негативные стороны его жизни:

Домами стиснут небосвод,

И по периметру кварталов

Коньками крыш – не острой сталью –

Неровно вырублен, как лёд.

(«Прорубь»)

Лирической героине неуютно в северной столице. «Тебя любила я без слов. / Стихи – от разочарованья…». Однако нельзя не отметить попытку уговорить себя смотреть на прославленный город более мягко, с сердечной теплотой.

Пора бы попривыкнуть, в самом деле! –

Всмотреться, притерпеться, полюбить

Петровский град и ливней канители,

И октябри его, и декабри…

(«Пора бы попривыкнуть, в самом деле!»)

Вслед за тем город открывается, отзывается навстречу музыкой красоты («Архитекторы с разными вкусами / Удержали гармонии всплеск»), встречая сочувственное понимание.

Три столетия – примером…

Но пророчества!!!

Ссора будущего с прошлым

Не кончается…

Город выжил с этой ношей.

Как справляется?..

(«Портики, меандр, колонны…»)

Любовная лирика запечатлела драматическую судьбу героини, её сердечные переживания («Нежность», «Встреча и разлука», «Уходя – ухожу…»). Однако опыт любви земной – живой, страдательной – открывает читателю и духовные приобретения. И в этом тоже отличительная сторона этого поэтического сборника. Лирические стихи о родине, людях, любви, природе приводят автора по её творческой тропинке к пути «прояснения материи», которым идёт классическая русская поэзия. Очень живы в быту и психологии отдельные люди («Семейная история», «Друг детства»), полосы России, её города и дали («Юг-север-юг…», «В Воронцовском парке жизнь неровная…», «Портики, меандр, колонны…»). Но рядом с такими стихами стоят строки, которые затрагивают первоосновы жизни («Рос предосенних стынь…», «Провидчески ясны…»). Часть стихов как бы образует краеведческое и этнографическое собрание («Место рождения», «Старинные усадьбы», «В Севастополе», «Лепка прочно прилажена к зданиям…» и др.). Чётко просматривается в книге географический крест: Север–Юг, Восток–Запад (Крым и Русский Север, Приневская земля и Урал). География пейзажной лирики Татьяны Шороховой и пространна, и избирательна. Она заключает в себе память странничества, когда память сохраняет жизненные события, встречи и расставания и приобретённый на земных путях духовный опыт: «Душа события вбирает, / Соединяет их в одно / Пространство севера и юга…». Много стихов посвящено Крыму, который любим беззаветной любовью. Но и прикровенная северная красота близка поэту: «И солнце, как горящий самолёт, / Таранит сосен тонкие верхушки». Если попробовать очертить поэтический материал сборника «Охапки пряные стихов», то надо выделить следующие качества: логическую внятность мысли («В ожидании счастья / Дайте горечи место»), афористичность («Примириться с непримирённою / Даже ангелу не под силу»), сказительность («В сердце мостится грусть / Отлетавшею птахой»), канонизированный синтаксис («И взмоет в небо, радуясь, живой, / Спасённый голубь – белоснежный кокон!»), зрительность образа («Дни отсырели, / Как спички на даче»). Литературный язык понятен, богат, насыщен народной речью, славянизмами… Автор не занят погоней за новыми словами, а просто обновляет извечно значимое: «И лодочки по розовым лучам / Скользят. И так уместно слово – лепо!..». Оригинальная метафора работает на сближение образов по сходству или по противоположности:

Струится снег по кружевам

Нерукотворного узора,

Примётанного к рукавам

Одежды русского простора.

(«Позёмка»)

Художественно оправданные декоративность, порой даже кажущаяся вычурность, неувядающая в чувствах «старомодность» («Смотри! Посмертной маскою любви / Луна восходит над погостом счастья!!!»), мифологическая образность («Не ис-че-зай! Ты чувствуешь, родной?! / Нас, кажется, ещё раз разрубили») придают редкий окрас поэзии. Соприкоснувшись с такой лирикой, читатель постоянно вовлекается в расширенное поле понятных и близких ассоциаций: «А взрослые не о погоде – / Ещё о фрицах говорят». Замечательно, что при всей неровности данной книги, многотемье и разнообразии поэтического багажа, векторное движение неизменно. Поэт естественно отторгается от всего, что приводит к «убыли души», как это нередко случается, когда преследуются интеллектуальные, науковерческие и технократические цели, к которым так быстро устремляется современная Россия, по европейскому образцу. Мощное слово поэзии обращено и к сердцу, а не только к уму человека, и потому так важно в начале XXI столетия выявить и уберечь ещё один поэтический голос, следующий отечественной традиции в области русской словесности.

Алексей Любомудров, д. ф. н., ведущий научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  виньетка  

Как помочь
Рейтинг@Mail.ru Карта сайта
Разделы портала