Становление христианского богословия: Путь к Никее

Комментарий

 

«…В западной науке (прежде всего — в протестантской) широко распространено мнение о некоей “полиморфности” первоначального христианства, в которой трудно различить “ортодоксию” и “ересь”; а если такое различие и удаётся провести, то “ересь” часто упреждает “ортодок­сию”, являясь первичной и изначальной формой религии Христовой.

Данное мнение, особенно активным протагонистом которого стал в тридцатых годах XX века В. Бауэр, проникает даже в православную науку. Например, православный священник Иоанн Бер в своей достаточно интересной книге замечает: «Картину изначально чистого Православия, явившего себя в жизни образцовых христианских сообществ, от которого в дальнейшем откололись различные ереси, подобную той, что нарисована в книге Деяний апостолов или в Церковной истории Евсевия Кесарийского (IV в.), становится всё труднее отстаивать, в особенности после выхода работы Вальтера Бауэра “Ортодоксия и ересь в первоначальном христианстве”. И это понятно: ведь даже самые ранние христианские сочинения, которыми мы обладаем, а именно послания апостола Павла, обращены к церквям, уже отпадающим от Евангелия, которое Апостол ранее им возвестил».

И подобная точка зрения касается не только первоначального христианства, но и распространяется на всю последующую историю Церкви и, естественно, на историю христианского богословия. В подобной перспективе еретики предстают как глубокие и оригинальные мыслители, стимулирующие “развитие богословской мысли”, а отцы Церкви изображаются (в лучшем случае) как прилежные ученики, повторяющие общеизвестные места, то есть занимающиеся тавтологией».

профессор Алексей Иванович Сидоров, Святоотеческое наследие и церковные древности. Том 1

 

Print Friendly, PDF & Email