Священное Писание о войне и воинском служении

про­то­и­е­рей Алек­сандр Гри­го­рьев

Оглав­ле­ние:


Свя­щен­ное Писа­ние состав­ляет первый и глав­ней­ший источ­ник веро­уче­ния Пра­во­слав­ной Церкви. Поэтому тем, кого инте­ре­суют вопросы, свя­зан­ные с отно­ше­нием хри­сти­а­нина к войне и воин­скому слу­же­нию, есте­ственно обра­титься к Слову Божи­ему.

Мы убеж­дены, что и в Свя­щен­ном Писа­нии, и у святых отцов Церкви можно найти исчер­пы­ва­ю­щие ответы на основ­ные вопросы, свя­зан­ные с духов­ными про­бле­мами совре­мен­ной армии. И ответы эти могут слу­жить руко­вод­ством для пра­во­слав­ных людей, так или иначе свя­зан­ных с воин­ским слу­же­нием.

Вспом­нить, что же гово­рит Свя­щен­ное Писа­ние о воин­ском слу­же­нии, осо­бенно важно именно в наше время, когда в обще­стве рас­про­стра­ня­ются про­те­стант­ские пред­став­ле­ния о том, что будто бы хри­сти­а­нину запре­щено участ­во­вать в войне и слу­жить в армии и даже брать в руки оружие. При этом дела­ются попытки обос­но­вать подоб­ные пред­став­ле­ния ссыл­ками на Библию.

Рас­смот­рим, что же гово­рит Свя­щен­ное Писа­ние о войне и воин­ском слу­же­нии, опи­ра­ясь на свя­то­оте­че­ское тол­ко­ва­ние тек­стов Свя­щен­ного Писа­ния.

О войне

«Тогда гово­рит ему Иисус: воз­врати меч твой в его место, ибо все, взяв­шие меч, мечом погиб­нут» (Мф.26:52).

Эту цитату чаще всего при­во­дят в под­твер­жде­ние мысли о том, что будто бы хри­сти­а­нам нельзя слу­жить в армии и участ­во­вать в войне. Хотя о войне здесь нет ни слова, и обра­ща­ется Спа­си­тель не к воину, а к чело­веку граж­дан­скому (как бы мы сейчас ска­зали), каким был апо­стол Петр. Тем не менее, слова обо «всех, взяв­ших меч» при опре­де­лен­ном пони­ма­нии могут быть отне­сены и ко всем воинам. Но так ли вос­при­ни­мали это место святые отцы?

Вот что мы читаем у свя­ти­теля Иоанна Зла­то­уста: «Итак, двумя при­чи­нами Он хотел успо­ко­ить уче­ни­ков: во-первых, угро­зою нака­за­ния тем, кото­рые начи­нают напа­де­ние: ибо все, сказал Он, взяв­шие меч, мечом погиб­нут; во-вторых, тем, что Он терпит это доб­ро­вольно»1. Как видим, по мысли свя­того отца, эти слова отно­сятся к тем, кто начи­нает кро­во­про­ли­тие, сле­до­ва­тельно, не отно­сятся к тем, кто вынуж­денно обо­ро­ня­ется.

Если мы будем пони­мать эту фразу бук­вально, то дойдем до отвер­же­ния ее, ведь известно, что далеко не всякий взяв­ший в руки оружие, поги­бает от оружия. Поэтому важно знать, от какого меча, как объ­яс­няет бла­жен­ный Иеро­ним, погиб­нет ини­ци­а­тор напа­де­ния, – «от того меча огнен­ного, кото­рый обра­ща­ется перед раем (см.: Быт.3:24), и от меча духов­ного, кото­рый опи­сы­ва­ется среди все­ору­жия Божия (см.: Еф.6:11–172.

Пре­по­доб­ный Феодор Студит пишет: «Церкви Божией не свой­ственно мстить за себя биче­ва­ни­ями, изгна­ни­ями и тем­ни­цею. Кроме того, я хочу ска­зать о деле пав­ли­киан и их пре­сле­до­ва­нии: ведь цер­ков­ный закон никому не угро­жает ни ножом, ни мечом, ни бичом. Ибо, гово­рит Писа­ние, все, взяв­шие меч, мечом погиб­нут (Мф.26:52). Но поскольку все эти сред­ства были при­ме­нены, как будто из недр ада вспых­нул столп зла – эта хри­сто­бор­ная ересь, губя­щая всех»3. То есть святой Феодор счи­тает, что эти слова отно­сятся не к людям вообще, а к Церкви и ее епи­ско­пам, кото­рые явля­ются пре­ем­ни­ками апо­сто­лов, услы­шав­ших от Христа пове­ле­ние о мече. Поэтому Цер­ковь не может пре­сле­до­вать ере­ти­ков с помо­щью телес­ных нака­за­ний и физи­че­ских казней. Это явля­ется грехом. А поскольку неза­долго до того имело место впа­де­ние в этот грех по отно­ше­нию к ере­ти­кам-пав­ли­ки­а­нам, то, по мысли пре­по­доб­ного, и был попу­щен в каче­стве нака­за­ния цер­ков­ный раздор о чет­вер­том браке импе­ра­тора, повлек­ший за собой в том числе и гоне­ния на пра­во­слав­ных.

Стоит при­ве­сти слова и бла­жен­ного Фео­фи­лакта Бол­гар­ского: «Петр был извлек­шим меч, как гово­рит Иоанн (см.: Ин.18:10). А меч он имел при себе как неза­долго пред этим заклав­ший агнца, кото­рого вку­сили на вечери. Мы не осуж­даем Петра, ибо он сделал это, ревнуя не о себе, а об Учи­теле. Гос­подь же, при­учая его к еван­гель­ской жизни, настав­ляет не поль­зо­ваться мечом»4.

Итак, хотя святые отцы в своих тол­ко­ва­ниях не одоб­ряют обра­ще­ния к оружию и начала кро­во­про­ли­тия – что вполне есте­ственно, однако никто из них не пони­мал эти слова как запре­ща­ю­щие воин­ское слу­же­ние для хри­стиан вообще. Такая трак­товка встре­ча­ется лишь у Тер­тул­ли­ана, но он не только не был святым, но, более того, был ере­ти­ком. А то, что мнение, подоб­ное его, не было свой­ственно ранней Церкви, сле­дует из ука­за­ний на бла­го­че­сти­вых воинов-хри­стиан, про­сла­вив­шихся еще до Тер­тул­ли­ана при импе­ра­торе Марке Авре­лии.

Про­те­стан­там же, наста­и­ва­ю­щим на таком пони­ма­нии при­ве­ден­ных выше слов из Еван­ге­лия от Матфея и не при­зна­ю­щим авто­ри­тета святых отцов, можно воз­ра­зить вот что: уж коль они так бук­вально пони­мают слова: «все, взяв­шие меч, мечом погиб­нут», – то пусть так же бук­вально пони­мают и эти слова Спа­си­теля: «Не думайте, что Я пришел при­не­сти мир на землю: не мир пришел Я при­не­сти, но меч» (Мф.10:34), и осо­бенно сле­ду­ю­щий фраг­мент еван­гель­ского повест­во­ва­ния: «Но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму: а у кого нет, продай одежду свою и купи меч… Они ска­зали: Гос­поди! Вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно» (Лк.22:36, 38). И если про­те­станты отка­зы­ва­ются пони­мать эти слова бук­вально, но пред­по­чи­тают тол­ко­вать при­ве­ден­ные фраг­менты духовно, то логично тогда и слова, ска­зан­ные апо­столу Петру, тоже пони­мать духовно.

Иногда пыта­ются оправ­дать паци­фист­ское учение ссыл­кой на запо­ведь «Не убивай» (Исх.20:13). На этот счет хорошо напи­сал А. Бай­ду­ков: «Счи­тать войну недо­пу­сти­мой нико­гда и ни в каком случае, ссы­ла­ясь на запо­ведь «Не убий», нельзя, поскольку такое отри­ца­ние будет про­ти­во­ре­чить Свя­щен­ному Писа­нию. Бог дал Моисею не только запо­ведь «Не убий». Он дал ему также и настав­ле­ние о том, как вести войну, чтобы побе­дить врагов (См.:Исх.21:225. Нередко Бог Сам при­ка­зы­вал изра­иль­тя­нам начи­нать войны против других наро­дов (см.: 1Цар.15:3; Нав.4:13), и Бог же назна­чал смер­тель­ное нака­за­ние за многие пре­ступ­ле­ния (см.: Исх.21:12, 15; Лев.20:11 и др.).

В древ­но­сти бого­из­бран­ный народ вел частые войны с сосед­ними наро­дами. По закону Моисея, каждый изра­иль­тя­нин, исклю­чая леви­тов, должен был носить оружие (см.: Чис.1:3; 2:33; 26:2). Свя­щен­ное Писа­ние содер­жит мно­же­ство стихов, в кото­рых гово­рится о том, что Сам Гос­подь бла­го­сло­вил воин­ское слу­же­ние, научил про­рока Моисея тому, какие воин­ские фор­ми­ро­ва­ния должны быть в изра­иль­ском народе, как дис­ло­ци­ро­ваться, кем управ­ляться.

«В Ветхом Завете мы нахо­дим мно­же­ство ука­за­ний на то, что необхо­димо учиться войне (см.: Суд.3:2), как выхо­дить на войну (см.: Чис.10:9), что необ­хо­димо делать после войны (см.: Чис.3:19; Втор.31:19). Война была необ­хо­ди­мо­стью для евреев, так как окру­жав­шие их языче­ские народы вели посто­ян­ные войны со своими сосе­дями. Более того, воз­мож­ность мир­ного сосу­ще­ство­ва­ния с испо­ве­ду­ю­щими идо­ло­по­клон­ство и раз­вра­щен­ными до край­ней сте­пени наро­дами пред­став­ляло для иудеев боль­шую опас­ность. Поэтому такие войны и назы­ва­ются в Свя­щен­ном Писа­нии вой­нами Гос­пода (см.: 1Цар.17:47; 2Пар.20:15), так как они пред­став­ляли собой намного мень­шее нрав­ствен­ное зло, чем совра­ще­ние в идо­ло­по­клон­ство»6. Поэтому Бог при­ка­зы­вал Своему народу: «Отмсти Мади­а­ни­тя­нам за сынов Изра­и­ле­вых, и после отой­дешь к народу твоему» (Чис.31:2); «В горо­дах сих наро­дов, кото­рых Гос­подь, Бог твой, дает тебе во вла­де­ние, не остав­ляй в живых ни одной души, но предай их закля­тию: Хет­теев, и Амор­реев, и Хана­неев, и Фаре­зеев, и Евеев, и Иеву­сеев, как пове­лел тебе Гос­подь Бог твой» (Втор.20:16–17); «И послал тебя Гос­подь в путь, сказав: “иди и предай закля­тию нече­сти­вых Ама­ли­ки­тян и воюй против них, доколе не уни­что­жишь их”» (1Цар.15:18).

«Время любить, и время нена­ви­деть; время войне, и время миру» (Еккл.3:8). Эта фраза как будто бы преду­смат­ри­вает опре­де­лен­ное место для войны в усло­виях нашего пад­шего мира.

Но, обра­тив­шись к свя­то­оте­че­ским тол­ко­ва­ниям, мы увидим, что свя­ти­тель Гри­го­рий Нис­ский тол­кует это место как отно­ся­ще­еся к духов­ной войне, кото­рую каждый веру­ю­щий должен вести со стра­стями и гре­хами: «Если ура­зу­мели бла­го­вре­мен­ность любви и нена­ви­сти, то одно воз­лю­бим, а с другим пове­дем брань. Ибо Еккле­си­аст гово­рит: время войне, и время миру(Еккл.3:8). Видишь пол­чище сопро­тив­ных стра­стей… Обрати вни­ма­ние на раз­но­об­раз­ное при­уго­тов­ле­ние к битве, как сопро­тив­ное воин­ство в тысяче местах угро­жает напа­де­нием твоему городу, посы­лает согля­да­таев, при­вле­кает к себе измен­ни­ков, устро­яет заставы и засады, заклю­чает усло­вия о вспо­мо­же­нии, заго­тов­ляет боевые оружия, пращ­ни­ков, стрел­ков, руко­паш­ных бойцов, кон­скую силу, и все сему подоб­ное опол­ча­ется против тебя. Конечно же, не неиз­ве­стен тебе смысл ска­зан­ного, знаешь, кто измен­ник, кто согля­да­тай, кто под­сте­ре­га­ю­щие в засаде, кто пращ­ники, кто стрелки, кто руко­паш­ные бойцы и дру­жина кон­ни­ков. Поэтому, все сие имея в виду, над­ле­жит и нам воору­житься, при­звать союз­ни­ков, раз­ве­дать о под­власт­ных нам, не бла­го­при­ят­ствует ли кто врагам, преду­смот­реть на пути засады, обез­опа­сить себя от ударов щитами, при­крыть себя сверху от всту­па­ю­щих в руко­паш­ный бой и пере­ко­пать под­ступ к нам кон­ницы. А иным при­лично и стены обез­опа­сить укреп­ле­ни­ями, чтобы не поко­ле­бали их сте­но­бит­ные орудия… Но чтобы яснее рас­кры­лось это поня­тие, скажем: таково первое при­ра­же­ние иску­ше­ния, с чего берут начало стра­сти. Вот кто бывает согля­да­таем наших сил! Пред­ста­ви­лось, напри­мер, глазам зре­лище, кото­рое может воз­об­но­вить в нас вожде­ле­ние. Сим-то враг и изве­ды­вает в тебе силы, крепки ли они и готовы ли к отбою или слабы и готовы сдаться. Ибо, если не принял ты на себя сог­бен­ной наруж­но­сти и силы разу­ме­ния не рас­те­ря­лись у тебя при том, что увидел, но бес­страстно пере­нес ты встречу, то немед­ленно при­во­дишь в ужас согля­да­тая, как бы пока­зав ему, какую копьями воору­жен­ную дру­жину воинов, разу­мею опол­че­ние помыс­лов… в состо­я­нии будем до ясно­сти раз­ве­дать и об этой толпе пращ­ни­ков, стрел­ков и копей­щи­ков; потому что обид­чики, люди раз­дра­жи­тель­ные и зло­ре­чи­вые, сами пред­на­чи­ная обиды, вместо стрел или камней, стре­ляют и мещут язви­тель­ными сло­вами и про­хо­дя­щих без брони и неосто­рожно пора­жают в сре­дину сердца… Посему, если ура­зу­мели мы пол­чище непри­я­те­лей, то время вести и брань»7.

Сам Гос­подь Иисус Хри­стос пре­ду­пре­ждал, что войны будут сопро­вож­дать все время зем­ного суще­ство­ва­ния чело­ве­че­ства: «Также услы­шите о войнах и о воен­ных слухах. Смот­рите, не ужа­сай­тесь, ибо над­ле­жит всему тому быть, но это еще не конец» (Мф.24:6).

Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст пишет о том, что «о войнах же гово­рит Он тех, кото­рые имели быть в Иеру­са­лиме»8, то есть име­ются в виду рим­ские походы в Иудею в I веке для усми­ре­ния вос­став­ших евреев. Однако другие святые отцы счи­тали воз­мож­ным отно­сить эти слова к собы­тиям нака­нуне конца мира. Бла­жен­ный Фео­фи­лакт Бол­гар­ский, напри­мер, пишет: «Как бывают у рож­да­ю­щей сперва муки, а потом уже она рож­дает, так и этот век поро­дит буду­щий только после смя­те­ний и войн»9.

Осо­бого вни­ма­ния заслу­жи­вает тол­ко­ва­ние на эти слова, данное пре­по­доб­ным Иусти­ном (Попо­ви­чем): «Гре­хо­лю­бие и зло­лю­бие, а через них само­лю­бие создает войны между людьми, между наро­дами, между цар­ствами. Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожде­ле­ний ваших, вою­ю­щих в членах ваших? (Иак.4:1)… Раз­дра­жен­ный Хри­стом, Еван­ге­лием Хри­сто­вым, Цер­ко­вью Хри­сто­вой, хри­сто­нос­цами Хри­сто­выми, грех при конце мира будет упо­треб­лять самые сви­ре­пые войны между людьми и наро­дами, чтобы посра­мить Христа и его немощь. И мало­вер­ные люди будут спра­ши­вать: как же Хри­стос – Бог, когда Его учение не может овла­деть миром, устра­нить войны, чтобы воца­рился мир между людьми и наро­дами? Страхи и ужасы войн, по диа­лек­тике режис­сера войн, будут упо­треб­лены со сто­роны хри­сто­бор­цев как дока­за­тель­ства немощи Христа и хри­сти­ан­ства. Это соблаз­нит многих. Спа­си­тель пре­ду­пре­ждает об этом Своих после­до­ва­те­лей:Смот­рите, не ужа­сай­тесь; ибо над­ле­жит всему тому быть. Над­ле­жит? Да, ибо раз­мно­жен­ное среди людей и взбе­сив­ше­еся зло должно про­явиться через людо­ед­ские войны… Спа­си­тель гово­рит о войнах как о чем-то, что Его после­до­ва­тели не вызо­вут, но от чего они будут стра­дать. Им не сле­дует вызы­вать войны; если войны постиг­нут их, они должны им про­ти­во­по­ста­вить свои еван­гель­ские доб­ро­де­тели: веру, молитву, тер­пе­ние, кро­тость, мило­сер­дие, любовь, пост и осталь­ные. Ибо так по-еван­гель­ски ведется война против войны, против греха, против диа­вола. Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против вла­стей, против миро­пра­ви­те­лей тьмы века сего (Еф.6:1210.

Говоря об обе­то­ва­ниях, нужно упо­мя­нуть, что в Писа­нии Вет­хого Завета есть обе­ща­ние о гря­ду­щем пре­одо­ле­нии войн: «И заключу в то время для них союз с поле­выми зве­рями и с пти­цами небес­ными, и с пре­смы­ка­ю­щи­мися по земле; и лук, и меч, и войну истреблю от земли той, и дам им жить в без­опас­но­сти»(Ос.2:18).

Бла­жен­ный Иеро­ним Стри­дон­ский пони­мает это как ука­за­ние на при­ми­ре­ние во Христе обра­тив­шихся языч­ни­ков и евреев: «И по при­ми­ре­нии всего будут истреб­лены лук, и меч, и война. Ибо не будет нужды в оружии, когда не будет вою­ю­щих. Изра­иль соеди­нится с языч­ни­ками, и испол­нятся слова Вто­ро­за­ко­ния: воз­ве­се­ли­тесь народы с людьми Его (Втор.32:43), то есть, в Церкви, в кото­рой Он сокру­шил силу луков, щитов, мечей и войну, и по сокру­ше­нии и истреб­ле­нии их веру­ю­щие будут спать без­опасно и поко­иться при одном пас­тыре»11. Бла­жен­ный Фео­до­рит Кир­ский также при­ла­гал это обе­то­ва­ние к Церкви, но больше к жизни ее чад в буду­щем веке как одни из гря­ду­щих благ12.

И свя­ти­тель Кирилл Алек­сан­дрий­ский считал это обе­то­ва­ние испол­нен­ным во время хри­сти­ан­ской Церкви, но при этом пони­мал как совер­шен­ное через воин­скую доб­лесть рим­ских пол­ко­вод­цев: «Когда, гово­рит Гос­подь, я истреблю с земли имена самих идолов, тогда я им устрою союз мира со всеми дикими и вар­вар­скими наро­дами. Тогда пре­кра­тятся бед­ствия, при­чи­ня­е­мые вра­гами и войной, и они будут жить, не зная ника­ких стра­хов. Сокрушу оружие и меч, и мы видим, что это сбы­лось на самом деле. Ибо когда слав­ней­шие рим­ские вое­на­чаль­ники достигли вла­ды­че­ства над всеми и под­чи­нили себе под­не­бес­ную (так как Бог про­мыс­ли­тельно даро­вал им эту славу), тогда персы огра­ни­чи­лись забо­тами только о своем госу­дар­стве, пре­кра­ти­лись и напа­де­ния других вар­вар­ских наро­дов на страны и города»13.

В каче­стве глав­ной при­чины войн, воз­ни­ка­ю­щих против веру­ю­щих, Свя­щен­ное Писа­ние во многих местах назы­вает их тяжкие пре­гре­ше­ния против Бога и нару­ше­ние вер­но­сти Ему. Война явля­ется воз­мез­дием народу за все­на­род­ные грехи, наи­бо­лее же за грех отступ­ни­че­ства.

Вот как о том гово­рит в своей песни святая Девора: «Избрали новых богов, оттого война у ворот» (Суд.5:8), и то же воз­ве­щает Дух Святой через Иудифь: «Когда укло­ни­лись от пути, кото­рый Он заве­щал им, то во многих войнах они потер­пели весьма силь­ные пора­же­ния, отве­дены в плен, в чужую землю, храм Бога их раз­ру­шен, и города их взяты непри­я­те­лями» (Иудифь 5:18).

И в книге про­рока Исаии читаем: «Не хотели они ходить путями Его и не слу­шали закона Его. И Он излил на них ярость гнева Своего и лютость войны: она окру­жила их пла­ме­нем со всех сторон, но они не при­ме­чали; и горела у них, но они не ура­зу­мели этого серд­цем» (Ис.42:24–25). Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст заме­чает об этих стро­ках: «Смотри, Бог ясно откры­вает, что Он наме­ренно иных нака­зы­вает, Сам же ни от кого не терпит муче­ния»14.

Бог помо­гает в войнах пра­вед­ным

Однако если веру­ю­щие верны Богу и против них высту­пили враги, то в таком случае Гос­подь всегда помо­гает одер­жать победу, даже несмотря на мно­го­крат­ное чис­лен­ное пре­вос­ход­ство непри­я­теля. В таком случае война ста­но­вится спо­со­бом явить силу Божию и про­сла­вить Гос­пода и истин­ную веру, в том числе и перед лицом врагов-ино­вер­цев.

Эта мысль ярко выра­зи­лась во время спора Давида с Голиа­фом, когда, после того как фили­стим­ский бога­тырь про­клял буду­щего царя Изра­иль­ского именем своих богов, «Давид отве­чал Фили­стим­ля­нину: ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Гос­пода Сава­офа, Бога воинств Изра­иль­ских, кото­рые ты поно­сил; ныне пре­даст тебя Гос­подь в руку мою, и я убью тебя, и сниму с тебя голову твою, и отдам трупы войска Фили­стим­ского птицам небес­ным и зверям земным, и узнает вся земля, что есть Бог в Изра­иле; и узнает весь этот сонм, что не мечом и копьем спа­сает Гос­подь, ибо это война Гос­пода, и Он пре­даст вас в руки наши» (1Цар.17:45–47).

Так и слу­чи­лось, и впо­след­ствии царь Давид про­слав­лял за это Гос­пода: «Ибо Ты пре­по­я­сал меня силою для войны и низ­ло­жил под ноги мои вос­став­ших на меня» (Пс.17:40).

А вот как пророк Заха­рия гово­рит о бла­го­че­сти­вых рат­ни­ках на спра­вед­ли­вой войне: «И они будут, как герои, попи­ра­ю­щие [врагов] на войне, как улич­ную грязь, и сра­жаться, потому что Гос­подь с ними, и посра­мят всад­ни­ков на конях» (Зах.10:5).

Сми­рен­ное осо­зна­ние своих сил и вклада в победу пода­ется в Писа­нии как един­ственно пра­виль­ное для веру­ю­щего воина, «ибо не от мно­же­ства войска бывает победа на войне, но с неба при­хо­дит сила» (1Мак.3:19).

То, что ска­зано в общем при­ме­не­нии ко всему войску, отно­сится и к каж­дому сол­дату в отдель­но­сти. Бог сохра­няет верных Ему: «Во время голода изба­вит тебя от смерти, и на войне – от руки меча» (Иов.5:20).

О воин­ском деле

Те про­те­станты, кото­рые утвер­ждают, что Бог будто бы запре­щает хри­сти­а­нам участ­во­вать в закон­ной войне и даже просто слу­жить в армии, не могут отве­тить на вопрос, почему нигде в Библии ничего подоб­ного прямо и ясно не гово­рится. Чтобы оправ­дать свои идеи, им при­хо­дится под­го­нять под них биб­лей­ские цитаты в соб­ствен­ной интер­пре­та­ции, тогда как в самих этих фраг­мен­тах о воин­ском подвиге ничего пло­хого не гово­рится.

Так, к при­меру, в Новом Завете гово­рится о сот­нике, кото­рый просил Гос­пода исце­лить своего слугу и кото­рый удо­сто­ился высо­чай­шей похвалы от Спа­си­теля: «Ска­зы­ваю вам, что и в Изра­иле не нашел Я такой веры» (Лк.7:9). При­во­дится в Писа­нии и другой пример: «Муж, именем Кор­ни­лий, сотник из полка, назы­ва­е­мого Ита­лий­ским, бла­го­че­сти­вый и боя­щийся Бога… он в виде­нии ясно видел около девя­того часа дня Ангела Божия» (Деян.10:1–3). И ни пер­вому, ни вто­рому сот­нику ни Гос­подь, ни апо­столы не ска­зали ни слова в осуж­де­ние их воин­ской службы и не запо­ве­дали оста­вить ее. Точно так же и воины, кото­рые при­хо­дили к свя­тому Иоанну Кре­сти­телю и спра­ши­вали: «Что нам делать?», – в ответ слы­шали не пове­ле­ние о дезер­тир­стве, а призыв воз­дер­жи­ваться от греха во время своей службы: «Никого не оби­жайте, не кле­ве­щите и доволь­ствуй­тесь своим жало­ва­ньем» (Лк.3:14). Бла­жен­ный Фео­фи­лакт пишет, что святой Пред­теча «воинов убеж­дает не похи­щать, но доволь­ство­ваться обро­ками, то есть жало­ва­ньем, какое обык­но­венно дается от царя. Смотри, как Иоанн про­стой класс народа, как незло­би­вых, убеж­дает делать нечто доброе, то есть уде­лять другим, а мыта­рей и воинов – удер­жи­ваться от зла. Ибо сии не были еще спо­собны, не могли совер­шать что-нибудь доброе, а им доста­точно было не делать зла»15.

Нако­нец, апо­стол Павел, говоря о про­яв­ле­ниях веры, пере­чис­лял вет­хо­за­вет­ных пра­вед­ни­ков и прямо хвалил их за воин­ские подвиги: «И что еще скажу? Недо­ста­нет мне вре­мени, чтобы повест­во­вать о Гедеоне, о Вараке, о Сам­соне и Иеффае, о Давиде, Саму­иле и (других) про­ро­ках, кото­рые верою побеж­дали цар­ства, тво­рили правду, полу­чали обе­то­ва­ния… были крепки на войне, про­го­няли полки чужих» (Евр.11:32–34).

Пре­по­доб­ный Ефрем Сирин подроб­нее рас­кры­вает те собы­тия, на кото­рые ссы­ла­ется апо­стол: «Но чтобы не пере­чис­лять отдельно и подробно всех дел веры вет­хо­за­вет­ных пра­вед­ни­ков, он потом только кратко ука­зы­вает на них. И что еще, гово­рит, скажу? ведь недо­ста­нет мне вре­мени повест­во­вать о Гедеоне, то есть о вере Гедеона, с тре­мя­стами мужей пора­зив­шего десять тысяч Мади­а­ни­тян (см.: Суд.7:1, 7), и Вараке, верой своей побе­див­шего войско Сисара (см.: Суд.4:7), и Сам­соне, кото­рый, бла­го­даря своей вере, избил осли­ной челю­стью тысячу чело­век (см.: Суд.15:15), и Иеффае, кото­рый своей верой раз­ру­шил 22 города Аммо­нит­ских (см.: Суд.11:33), и Давиде, кото­рый, бла­го­даря своей вере, пора­зил Голиафа (см.: 1Цар.17:4), и Саму­иле, кото­рый своей верой побе­дил Фили­стим­лян (см.: 1Цар.7:10), и о других про­ро­ках»16. Так, мы видим, что «в глазах апо­стола воен­ные подвиги – не гре­хов­ные и Богу неугод­ные дей­ствия, а, напро­тив, дела веры, на совер­ше­ние кото­рых Гос­подь Сам давал силу людям, упо­вав­шим на Него и посвя­щав­шим имени Его свои победы»17.

Итак, в Новом Завете нигде нет пори­ца­ния воин­скому званию, что непре­менно было бы, если бы воин­ская служба про­ти­во­ре­чила нрав­ствен­ному досто­ин­ству хри­сти­а­нина. А «обще­при­знан­ное апо­столь­ское пра­вило – каждый оста­вайся в том звании, в кото­ром при­зван (1Кор.7:20) – давало воз­мож­ность нахо­диться в рим­ских вой­сках и сол­да­там-хри­сти­а­нам»18.

Свя­щен­ное Писа­ние во многих местах дает ука­за­ние для пол­ко­водца, соби­ра­ю­ще­гося вести войну: «Чело­век мудрый силен, и чело­век разум­ный укреп­ляет силу свою. Поэтому с обду­ман­но­стью веди войну твою, и успех [будет] при мно­же­стве сове­ща­ний» (Притч.24:5–6); «Пред­при­я­тия полу­чают твер­дость чрез сове­ща­ние, и по сове­ща­нии веди войну» (Притч.20:18), «Не сове­туйся… с бояз­ли­вым о войне» (Сир.38:11).

На необ­хо­ди­мость для вое­на­чаль­ника обду­манно подойти к пла­ни­ро­ва­нию буду­щей кам­па­нии, взве­ши­вая все за и против и обсуж­дая это на воен­ном совете, ссы­ла­ется и Гос­подь, беря это как пример для притчи: «Какой царь, идя на войну против дру­гого царя, не сядет и не посо­ве­ту­ется прежде, силен ли он с деся­тью тыся­чами про­ти­во­стать иду­щему на него с два­дца­тью тыся­чами?» (Лк.14:31)

Свя­ти­тель Гри­го­рий Двое­слов так гово­рит об этом изре­че­нии: «Царь против царя, равный против рав­ного, идет на войну, и однако же, если созна­ется, что он не может про­ти­во­сто­ять, то отправ­ляет посоль­ство и просит мира. Итак, какими сле­зами должны испра­ши­вать себе пощады мы, кото­рые на оном страш­ном испы­та­нии явимся на суд с Царем своим, не равные с равным, но кото­рых и состо­я­ние, и сла­бость, и все, от чего зави­сим, являют низ­шими?»19

Про­блема низкой зар­платы офи­це­рам и про­фес­си­о­наль­ным сол­да­там также нахо­дит осве­ще­ние в Писа­нии, где такое поло­же­ние вещей недву­смыс­ленно осуж­да­ется: «От двух скор­бело сердце мое… если воин терпит от бед­но­сти, и разум­ные мужи бывают в пре­не­бре­же­нии» (Сир.27:24–25).

Также и апо­стол Павел гово­рит как о чем-то разу­ме­ю­щемся о необ­хо­ди­мо­сти госу­дар­ству содер­жать воинов: «Какой воин служит когда-либо на своем содер­жа­нии?» (1Кор.9:7)

Воин, бла­го­даря таким своим каче­ствам, как стой­кость и отказ от житей­ских дел по пер­вому же при­казу, берется как образ хри­сти­а­нина: «Итак пере­носи стра­да­ния, как добрый воин Иисуса Христа» (2Тим.2:3), «Ника­кой воин не свя­зы­вает себя делами житей­скими, чтобы уго­дить вое­на­чаль­нику» (2Тим.2:4).

Гово­рится в Писа­нии также о духов­ной под­го­товке пра­вед­ных воинов перед битвой. Она заклю­ча­ется, во-первых, в пра­виль­ном устрем­ле­нии мыслей к Богу: «Если опол­чится против меня полк, не убо­ится сердце мое; если вос­ста­нет на меня война, и тогда буду наде­яться» (Пс.26:3); «Они наде­ются на оружие и на отваж­ность, а мы наде­емся на Все­мо­гу­щего Бога, Кото­рый одним мано­ве­нием может нис­про­верг­нуть и идущих на нас, и весь мир» (2Мак.8:18). А во-вторых, в уси­лен­ной молитве перед битвой: «И собрался сонм, чтобы быть гото­выми к войне и помо­литься, и испро­сить мило­сти и сожа­ле­ния» (1Мак.3:44).

«Сле­дует ска­зать о неко­то­рых вопро­сах духов­ной чистоты, осо­бенно акту­аль­ных в вой­сках: это вопрос цело­муд­рия, чистоты языка и молитвы. «Не пре­лю­бо­дей­ствуй», – такую запо­ведь дал Гос­подь Моисею еще на горе Синай… Когда еврей­ские воины под пред­во­ди­тель­ством Моисея побеж­дали язы­че­ские народы, то их враги решили, что если сол­даты согре­шат, то бла­го­дать отсту­пит, Бог пере­ста­нет помо­гать евреям и их можно будет побе­дить. И они подо­слали к войску про­даж­ных женщин. Сол­даты пали с ними, бла­го­дать отошла от войска евреев и в этом сра­же­нии они были раз­гром­лены.

В связи с чисто­той тела сле­дует ска­зать и о чистоте языка. Вопрос о чистоте речи стоит перед вои­нами в своей нели­це­при­ят­ной остроте. Каждый знает, что такое креп­кие сол­дат­ские выра­же­ния. Даже офи­церы не брез­гуют ими. Писа­ние осуж­дает этот грех: «Язык – неболь­шой член, но много делает. Посмотри, неболь­шой огонь как много веще­ства зажи­гает! И язык – огонь, при­краса неправды; язык… осквер­няет все тело и вос­па­ляет круг жизни, будучи сам вос­па­ляем от геенны… Им бла­го­слов­ляем Бога и Отца, и им про­кли­наем чело­ве­ков, сотво­рен­ных по подо­бию Божию. Из тех же уст исхо­дит бла­го­сло­ве­ние и про­кля­тие: не должно, братия мои, сему так быть», – пишет святой апо­стол Иаков (Иак.3:5–6, 9–1020.

Писа­ние учит мило­сер­дию к побеж­ден­ному и обез­ору­жен­ному непри­я­телю, предо­сте­ре­гая от чув­ства озлоб­ле­ния и зло­рад­ства: «Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не весе­лится сердце твое, когда он спо­ткнется. Иначе, увидит Гос­подь, и неугодно будет это в очах Его…» (Притч.24:17–18). Борясь с грехом, важно не при­об­щиться к нему, не упо­до­биться злу. Поэтому апо­стол Павел писал: «Не мстите за себя, воз­люб­лен­ные, но дайте место гневу Божию… Итак, если враг твой голо­ден, накорми его; если жаждет, напои его: ибо делая сие, ты собе­решь ему на голову горя­щие уголья. Не будь побеж­ден злом, но зло побеж­дай добром» (Рим.12:19–21). «Этими сло­вами обос­но­вы­ва­ется необ­хо­ди­мость мило­серд­ного отно­ше­ния к ране­ным и плен­ным»21.

Уже в вет­хо­за­вет­ные вре­мена осуж­да­ется уча­стие в войне свя­щен­ни­ков: «В то время пали в сра­же­нии свя­щен­ники, желав­шие про­сла­виться храб­ро­стью и без­рас­судно вышед­шие на войну» (1Мак.5:67). В этой фразе можно видеть и ука­за­ние на тще­слав­ное настро­е­ние перед битвой как на то, кото­рое при­во­дит к пора­же­нию.

Нако­нец, имеет смысл при­ве­сти еще одно выска­зы­ва­ние, хотя оно более отно­сится к сотруд­ни­кам пра­во­охра­ни­тель­ных орга­нов, чем к армей­ским сол­да­там и офи­це­рам. Но все же стоит его рас­смот­реть, осо­бенно в кон­тек­сте темы о допу­сти­мо­сти упо­треб­ле­ния «меча», то есть, оружия: «Началь­ник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же дела­ешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмсти­тель в нака­за­ние дела­ю­щему злое» (Рим.13:4). Ниже про­ци­ти­руем свя­то­оте­че­ские тол­ко­ва­ния к этим словам.

Пре­по­доб­ный Ефрем Сирин: «Ибо Божий слу­жи­тель есть он, так как чрез него совер­ша­ется воля Божия над пра­вед­ными и без­за­кон­ными. Если же зло сде­ла­ешь, бойся и не делай, ибо не без цели (напрасно) опо­я­сан мечем»22.

Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст: «Многие сна­чала навыкли доб­ро­де­тели ради началь­ни­ков, а впо­след­ствии при­ле­пи­лись к ней из-за страха Божия. На людей более грубых не столько дей­ствует буду­щее, сколько насто­я­щее. Потому тот, кто и стра­хом, и поче­стями пред­рас­по­ла­гает души людей, чтобы они были спо­собны вос­при­нять слово учения, по спра­вед­ли­во­сти назван Божиим слугой… Ты должен пови­но­ваться, гово­рит (апо­стол), не потому только, что, не под­чи­ня­ясь, про­ти­вишься Богу и от Бога и людей навле­ка­ешь на себя вели­кие бед­ствия, но и потому, что началь­ник как охра­ни­тель мира и граж­дан­ского бла­го­устрой­ства есть вели­чай­ший твой бла­го­де­тель»23.

Бла­жен­ный Фео­фи­лакт: «Значит, не началь­ник про­из­во­дит в нас страх, но пороки наши, по при­чине кото­рых и меч началь­ника, то есть власть нака­зы­вать. Началь­ник, гово­рит, не напрасно опо­я­сы­ва­ется мечом, но для того, чтобы нака­зы­вать пороч­ных»24.

Под­водя итог, еще раз повто­рим: попытки дока­зать, что будто бы Библия пори­цает воин­ское слу­же­ние в прин­ципе и запре­щает его для веру­ю­щих, несо­сто­я­тельны, они осно­ваны на про­из­воль­ных и наду­ман­ных интер­пре­та­циях отдель­ных строк Писа­ния при полном игно­ри­ро­ва­нии других.

Гос­подь Иисус Хри­стос пре­ду­пре­ждал, что войны будут сопро­вож­дать все время зем­ного суще­ство­ва­ния чело­ве­че­ства.

В каче­стве глав­ной при­чины войн, воз­ни­ка­ю­щих против веру­ю­щих, Свя­щен­ное Писа­ние во многих местах назы­вает их тяжкие пре­гре­ше­ния против Бога и нару­ше­ние вер­но­сти Ему. Но если веру­ю­щие верны Богу и против них высту­пили враги, тогда Гос­подь всегда помо­гает одер­жать победу, и такая война ста­но­вится спо­со­бом явить силу Божию и про­сла­вить Гос­пода и истин­ную веру. Потому в Ветхом Завете мно­го­кратно были войны, из кото­рых неко­то­рые про­ис­хо­дили по пове­ле­нию Божи­ему и совер­шали их святые пра­вед­ники.

Писа­ние Нового Завета также неод­но­кратно с похва­лой упо­ми­нает о воинах, притом ни разу не осуж­дая их службу и не при­ка­зы­вая оста­вить ее. Про­слав­ля­ются и подвиги вет­хо­за­вет­ных пол­ко­вод­цев.

Писа­ние во многих местах дает ука­за­ние для пол­ко­водца, соби­ра­ю­ще­гося вести войну, при­зы­вая обду­манно подойти к пла­ни­ро­ва­нию буду­щей кам­па­нии, взве­ши­вая все за и против и обсуж­дая это на воен­ном совете. Затра­ги­ва­ются также вопросы денеж­ного доволь­ствия воен­но­слу­жа­щих, одоб­ря­ется воин­ская стой­кость и отказ от житей­ских попе­че­ний ради своего слу­же­ния.

Гово­рит Писа­ние и о духов­ной под­го­товке воинов к битве, кото­рая заклю­ча­ется, во-первых, в пра­виль­ном устрем­ле­нии мыслей к Богу, а во-вторых, в уси­лен­ной молитве.


При­ме­ча­ния:

1 Иоанн Зла­то­уст, свя­ти­тель. Тол­ко­ва­ние на свя­того Матфея Еван­ге­ли­ста, 84, 1.

2 Иеро­ним Стри­дон­ский, бла­жен­ный. Тол­ко­ва­ние на Еван­ге­лие от Матфея.

3 Феодор Студит, пре­по­доб­ный. Посла­ния. Кн. 2. С. 232. М., 2003.

4 Фео­фи­лакт Бол­гар­ский, бла­жен­ный. Тол­ко­ва­ние на Еван­ге­лие от Матфея, 26.

5 См.: Бай­ду­ков А. Хри­сти­ан­ское веро­уче­ние о войне и воин­ской службе // Журнал Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии. 1999. № 8.

6 Галь­би­ати Э., Пьяцца А. Труд­ные стра­ницы Библии. М., 1995. С. 262.

7 Гри­го­рий Нис­ский, святой. Тво­ре­ния. М., 1861. Ч. 2. С. 220.

8 Иоанн Зла­то­уст, свя­ти­тель. Тол­ко­ва­ние на свя­того Матфея Еван­ге­ли­ста, 75, 1.

9 Фео­фи­лакт Бол­гар­ский, бла­жен­ный. Тол­ко­ва­ние на Еван­ге­лие от Матфея, 24.

10 Иустин (Попо­вич), архи­манд­рит. Тол­ко­ва­ние на Еван­ге­лие от Матфея // Вест­ник Гер­ман­ской епар­хии Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви Загра­ни­цей. 2002. № 1. С. 76.

11 Иеро­ним Стри­дон­ский, бла­жен­ный. Тво­ре­ния. Киев, 1894. Ч. 12. С. 182–183.

12 Фео­до­рит Кир­ский, бла­жен­ный. Тво­ре­ния. М., 1857. Ч. 4. С. 260–261.

13 Кирилл Алек­сан­дрий­ский, свя­ти­тель. Тво­ре­ния. М., 1892. Ч. 9. С. 96.

14 Иоанн Зла­то­уст, свя­ти­тель. Тол­ко­ва­ние на про­рока Исайю, 42.

15 Фео­фи­лакт Бол­гар­ский, бла­жен­ный. Тол­ко­ва­ние на Еван­ге­лие от Луки, 3.

16 Ефрем Сирин, пре­по­доб­ный. Тол­ко­ва­ние на Посла­ние к евреям.

17 См.: Бай­ду­ков А. Хри­сти­ан­ское веро­уче­ние о войне и воин­ской службе.

18 Николь­ский В. Хри­сти­ан­ство, пат­ри­о­тизм и война // Пра­во­слав­ный собе­сед­ник. Казань, 1904. Т. 2. Ч. 2. С. 157.

19 Гри­го­рий Двое­слов, свя­ти­тель. Сорок бесед на Еван­ге­лия, 38.6.

20 Гера­си­мов П.В. Воин­ская служба в кон­тек­сте пра­во­слав­ной нрав­ствен­но­сти.

21 См.: Сергий Корот­ких, иерей. Что озна­чает: «Не убий…»? // Спас. 2005. № 6 (15).

22 Ефрем Сирин, пре­по­доб­ный. Тол­ко­ва­ние на Посла­ние к рим­ля­нам.

23 Иоанн Зла­то­уст, свя­ти­тель. Беседы на Посла­ние к рим­ля­нам, 23.2.

24 Фео­фи­лакт Бол­гар­ский, бла­жен­ный. Тол­ко­ва­ние на Посла­ние к рим­ля­нам.

Православие.ру

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки