Святитель Игнатий Мариупольский

cviatoy_ignatiy_mariupolskiy_resize

Два сто­ле­тия назад место, где ныне стоит боль­шой при­мор­ский город Мари­у­поль, было сви­де­те­лем вели­ких исто­ри­че­ских собы­тий. Когда дума­ешь о про­ис­шед­шем здесь в те дни, невольно вспо­ми­на­ются Биб­лей­ские собы­тия Исхода евреев из Еги­пет­ского раб­ства в Землю Обе­то­ван­ную под пред­во­ди­тель­ством Вели­кого Про­рока Моисея. Тогда Бог послал Моисея Изра­илю, чтоб выве­сти их из страны раб­ства. Тех, кото­рые на пути к сво­боде не всегда будут бла­го­дарны, и в ропоте на тяготы исхода не раз обви­нят Моисея в своих бедах, но укреп­ля­е­мые Божией помо­щью они всё же достиг­нут желан­ной сво­боды и жизнь их народа будет спа­сена для про­слав­ле­ния имени Божьего.

В тяжё­лые дни стра­да­ний Крым­ских греков под игом жесто­кого ага­рян­ского нече­стия, когда впря­мую нависла над ними угроза уни­что­же­ния за испо­ве­да­ние веры Хри­сто­вой, Бог послал им вели­кого свя­ти­теля, Своего пре­дан­ного слугу. Кото­рый всем серд­цем и разу­ме­нием воз­лю­бил Бога и ближ­него, и стал для стра­даль­цев тем Мои­сеем, кото­рый вернул им право на жизнь, изба­вив от навис­шей смер­тель­ной угрозы от рук мусуль­ман­ских пра­ви­те­лей.

Ещё при жизни своей Мит­ро­по­лит Игна­тий гово­рил: «Через Цер­ковь и от Церкви исхо­дит уже небес­ное бла­го­сло­ве­ние и оче­вид­ный успех на всякие чело­ве­че­ские дела, работы и пред­при­я­тия».

Избран­ник Божий родился в Греции на ост­рове Фермия в знат­ном бла­го­че­сти­вом роде Гоза­дино в начале деся­тых годов восем­на­дца­того сто­ле­тия. Вос­пи­ты­ва­ясь с юных лет на Афоне, где мона­ше­ский подвиг нёс один из его близ­ких род­ствен­ни­ков, он всем серд­цем полю­бил ино­че­ское житие с отре­че­нием от мир­ской суеты. Потому ещё в юных летах он при­ни­мает мона­ше­ский постриг с именем Игна­тий.

Став пас­ты­рем и пройдя все иерар­хи­че­ские сте­пени свя­щен­ства, вплоть до епи­скоп­ского сана, он про­явил себя как добрый и неле­ност­ный пас­тырь, за что снис­кал любовь и ува­же­ние своих пасо­мых. Кон­стан­ти­но­поль­ский Пат­ри­арх отме­тил его доброе слу­же­ние на ниве Божией тем, что поста­вил в архи­епи­скоп­ском сане на долж­ность члена Пат­ри­ар­шего Син­клита.

Совре­мен­ники харак­те­ри­зуют его как мужа чест­ного, бого­бо­яз­нен­ного, доб­рого нрава, скром­ного по внеш­нему виду и пове­де­нию, цело­муд­рен­ного, бди­тель­ного, веду­щего себя при­лично ангель­скому образу, бла­го­че­сти­вого, обла­дав­шего доста­точ­ной, опыт­ного в веде­нии цер­ков­ных дел и отли­чав­ше­гося бога­тыми при­род­ными спо­соб­но­стями.

В 1769 году Вла­дыка ста­но­вится при­ем­ни­ком в Бозе почив­шего прео­свя­щен­ного Гедеона, и воз­глав­ляет в Тавриде Гот­фей­ско-Кефай­скую кафедру. Именно здесь над­ле­жит ему совер­шить вели­кое дело исхода пра­во­слав­ных греков из Татар­ского Крыма в хри­сти­ан­скую землю Рус­ского При­азо­вья. Он посе­лился в скиту возле гре­че­ского селе­ния Мари­а­но­поля. Непо­да­леку от Бах­чи­са­рая, где была рези­ден­ция Крым­ских ханов. Семь труд­ных лет управ­лял своей кафед­рой на этом месте свя­ти­тель Игна­тий, воз­нося слёз­ные молитвы у пре­стола Божия за при­тес­ня­е­мую паству.

Осо­зна­вая навис­шую над пра­во­слав­ными угрозу духов­ного и физи­че­ского уни­что­же­ния, он начал пере­го­воры с Рос­сий­ским пра­ви­тель­ством и добился при­ня­тия в рус­ское под­дан­ство Крым­ских хри­стиан. После Боже­ствен­ной Литур­гии, 23 апреля 1778 года в пещер­ной церкви Свято-Успен­ского скита, он при­звал верных начать под­го­товку к исходу из страны раб­ства и уни­же­ния. Гонцы по всему полу­ост­рову опо­ве­стили еди­но­вер­цев, и не нашлось ни одного пре­да­теля, почему турецко-татар­ские власти Крыма ничего не узнали о гото­вя­щемся собы­тии, и не сумели ему поме­шать.

Оста­вив свои дома и могилы пред­ков, в июне месяце, с вели­кой свя­ты­ней – Бах­чи­са­рай­ской иконой Божией Матери, они вышли в путь. Воен­ной сто­ро­ной дела руко­во­дил Алек­сандр Суво­ров, а духовно-адми­ни­стра­тив­ной – Вла­дыка Игна­тий. Более трид­цати тысяч чело­век поки­нуло пре­делы турецко-татар­ского Крыма. За про­яв­лен­ные подвиг и муже­ство, импе­ра­трица Ека­те­рина награ­дила свя­ти­теля высо­кой награ­дой –“брил­ли­ан­то­вой пана­гией».

По молит­вам архи­пас­тыря, во время стран­ство­ва­ния пре­одо­ле­вали беженцы и труд­но­сти и страш­ные болезни. Так, когда при­клю­чи­лась неиз­вест­ная страш­ная эпи­де­мия в пути, он молился свя­щен­но­му­че­нику Хар­лам­пию, кото­рый перед этим ему явился в виде­нии. Уже на рус­ском берегу Азов­ского моря, где оста­но­ви­лись пере­се­ленцы, по бла­го­сло­ве­нию Мит­ро­по­лита Игна­тия был зало­жен город Мари­у­поль, где и осно­вал он новую кафедру как пра­вя­щий архи­ерей под омо­фо­ром Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви. Город в честь Царицы Небес­ной, их Покро­ви­тель­ницы в пути сле­до­ва­ния и в даль­ней­шей жизни на новом месте.

Став рус­скими под­дан­ными и сво­бод­ными людьми, живя под покро­ви­тель­ством и защи­той пра­во­слав­ной дер­жавы, они теперь уже бес­пре­пят­ственно могли испо­ве­ды­вать веру Хри­стову. Пер­вей­шей забо­той Мари­у­поль­ского Мит­ро­по­лита Игна­тия стало устро­е­ние духов­ной жизни пасо­мых. Но тяготы и лише­ния на новом месте, опас­ность напа­де­ния от турец­кого десанта, нередко выса­жи­вав­ше­гося на побе­ре­жье с целью вер­нуть бежав­ших своих рабов, – всё это вызы­вало ропот и мало­ду­шие людей. Они начали обви­нять свя­ти­теля во всех своих бедах и нестро­е­ниях.

Это тяже­лей­шее испы­та­ние молит­вой и кро­то­стью пре­воз­мог свя­ти­тель. Он посе­лился в шести вер­стах от города в постро­ен­ной им камен­ной келии. 3 фев­раля (ст.ст.) 1786 года после двух­не­дель­ной болезни Вла­дыка отшёл ко Гос­поду. Похо­ро­нен он был в первом Мари­у­поль­ском храме – в соборе Свя­того Хара­лам­пия.

Через неко­то­рое время имя свя­ти­теля, доселе нахо­див­ше­еся под покро­вом полу­за­бве­ния, вновь про­бу­дило бла­го­дар­ную память о нём среди пра­во­слав­ных Рус­ского При­азо­вья. Пани­хиды на могиле пра­вед­ника соби­рали мно­же­ства людей, про­во­ди­лись чтения и исто­ри­че­ские изыс­ка­ния о его жизни и трудах.

Но пришли годы страш­ного ате­и­сти­че­ского тота­ли­тар­ного лихо­ле­тья, попра­ния свя­тынь и гоне­ний на Святую Веру Хри­стову. В 1936 году без­бож­ники Свято-Хар­лам­пи­ев­ский собор раз­ру­шили, а гроб свя­ти­теля вскрыли. Тогда же и обна­ру­жи­лось, что мощи его нетленны. Во время окку­па­ции, когда вновь были открыты храмы, тело его пере­несли в цер­ков­ное здание. При осво­бож­де­нии Мари­у­поля, подо­жжён­ный нем­цами город горел, вместе с ним горели и святые мощи. Так испол­ни­лось пред­ска­за­ние свя­ти­теля, что тело его сгорит вместе с горо­дом. И всё же, часть мощей уце­лела. Ста­ра­ни­ями веру­ю­щих эта часть хра­ни­лась ими до 1992 года, когда гроб­ничка со свя­ты­ней была пере­дана в Свято-Николо-Пре­об­ра­жен­ский пор­то­вый храм Мари­у­поля.

Мит­ро­по­лит Игна­тий был послед­ним свя­ти­те­лем с титу­лом Гот­фей­ский и Кефай­ский. Бла­го­дар­ные жители Мари­у­поля помнят об осно­ва­теле пре­крас­ного при­мор­ского города в честь Пре­свя­той Девы Марии. Пра­во­слав­ные помнят труды и заботы о спа­се­нии пасо­мых, его любовь и незло­бие к тем, кото­рые, как неко­гда и евреи в пустыне, не всегда были бла­го­дарны к пола­гав­шему душу за них. Но, дви­жи­мый любо­вью, он искал про­слав­ле­ния имени Божия, и ника­кие иску­ше­ния не могли при­ве­сти в отча­я­ние души, радо­вав­шейся о совер­шив­шемся чуде мило­сер­дия Божия и спа­се­ния ближ­него. Ибо «любовь дол­го­тер­пит, мило­серд­ствует, любовь не зави­дует, не пре­воз­но­сится, не гор­дится, не бес­чин­ствует, не ищет своего, не раз­дра­жа­ется, не мыслит зла, не раду­ется неправде, а сора­ду­ется истине; всё покры­вает, всему верит, всего наде­ется, всё пере­но­сит. Любовь нико­гда не пере­стаёт…»

И мы, ныне раду­ю­щи­еся о про­слав­ле­нии угод­ника Божия, да спо­до­бимся молит­вами его вместе с ним быть наслед­ни­ками Цар­ствия Небес­ного и там вос­пе­вать в Троице сла­ви­мого и покла­ня­е­мого Бога во веки веков.

Аминь.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки