Святитель Панарет, епископ Пафский

0_15247f_55cfe194_L

После посе­ще­ния Кипра апо­сто­лами Павлом и Вар­на­вой хри­сти­ан­ство начало рас­про­стра­няться по всему ост­рову. Несмотря на пре­сле­до­ва­ния, тюрем­ные заклю­че­ния и казни хри­стиан, Цер­ковь Хри­стова росла и укреп­ля­лась. Апо­столы про­дол­жали помо­гать утвер­жде­нию хри­сти­ан­ства на ост­рове, посы­лая людей, спо­соб­ных помочь мис­си­о­нер­скому делу. Так после смерти апо­стола Вар­навы апо­стол Павел послал в Пафос Епа­фраса и Тихика, чтобы они про­дол­жали про­по­ве­до­вать здесь слово Божие. Епа­фрас был руко­по­ло­жен святым Герак­ли­дом во епи­скопа Паф­ского, а Тихик стал епи­ско­пом Лима­сола. Визан­тий­ский период исто­рии стал рас­цве­том для Кипра. Округ Пафос вклю­чал тогда две епи­ско­пии: Паф­скую с кафед­рой в Пафосе и Арси­ной­скую с кафед­рой в городе Арси­ное.

Позд­нее после­до­вали тяже­лые годы «фран­ко­кра­тии», когда остров при­над­ле­жал като­ли­че­ской Вене­ции. Лати­няне ока­зы­вали силь­ное дав­ле­ние на кипри­о­тов в отно­ше­нии пра­во­слав­ной веры, пыта­ясь обра­тить все насе­ле­ние ост­рова в като­ли­че­ство, но Кипр­ская Цер­ковь до крови боро­лась за то, чтобы сохра­нить Пра­во­сла­вие.

За пери­о­дом «фран­ко­кра­тии» после­до­вала эпоха турец­кого вла­ды­че­ства, полная серьёз­ных испы­та­ний для кипр­ского народа. Опа­са­ясь, что Запад попы­та­ется отво­е­вать Кипр, турки искали под­держки у гре­че­ского насе­ле­ния и вер­нули Пра­во­слав­ной Церкви права, отня­тые лати­ня­нами. Кипр­ская Цер­ковь была при­знана авто­ке­фаль­ной, а насе­ле­ние ост­рова пра­во­слав­ным. Епи­ско­пии, мона­стыри и боль­шое коли­че­ство цер­ков­ного иму­ще­ства, отня­того лати­ня­нами – все было воз­вра­щено Пра­во­слав­ной Церкви. Неза­ви­си­мость Церкви и полу­чен­ные права поз­во­лили ей играть важную роль в рели­ги­оз­ной, поли­ти­че­ской и эко­но­ми­че­ской жизни Кипра. Архи­епи­скоп счи­тался теперь не только главой Кипр­ской Церкви, но и вождем всего гре­че­ского насе­ле­ния ост­рова.

Однако как только веро­ят­ность захвата Кипра Запа­дом исчезла, турки изме­нили поли­ти­че­скую линию и начали пре­сле­до­вать гре­че­ское насе­ле­ние. Так что лояль­ное по отно­ше­нию к хри­сти­а­нам пове­де­ние турок про­дол­жа­лось всего 10–15 лет. Далее опять начался период угне­те­ния. Про­из­вол намест­ни­ков, непо­мер­ные налоги, отсут­ствие прав — все это дово­дило многих греков до пол­ного отча­я­ния. Неко­то­рые даже пере­хо­дили в ислам, ища опре­де­лен­ных при­ви­ле­гий и пре­кра­ще­ния уни­же­ний. Боль­шин­ство, однако, оста­ва­лось тай­ными и явными хри­сти­а­нами. Перед лицом реаль­ной опас­но­сти Кипр­ская Цер­ковь сумела спло­тить греков, вдох­нуть в них силы и стать опло­том веры и цен­тром наци­о­нально-осво­бо­ди­тель­ного дви­же­ния. То, что гре­че­ский народ выжил в тяже­лые годы турец­кого вла­ды­че­ства на Кипре, яви­лось в первую оче­редь след­ствием актив­ной дея­тель­но­сти пра­во­слав­ного духо­вен­ства, направ­лен­ной на сохра­не­ние наци­о­наль­ного само­со­зна­ния и веры.

Одним из иерар­хов, тру­див­шихся во благо укреп­ле­ния Церкви в тяже­лые годы турец­кого вла­ды­че­ства, был святой Пана­рет, епи­скоп Паф­ский. Своей доб­ро­де­тель­ной жизнью и пас­тыр­ской дея­тель­но­стью он помо­гал кипр­скому народу и, в осо­бен­но­сти, жите­лям Пафоса сохра­нять вер­ность гре­че­ской пра­во­слав­ной тра­ди­ции. Святой Пана­рет (по-гре­че­ски – « доб­ро­де­тель­ный во всех отно­ше­ниях»), как напи­сано в его житии, «имел имя по своим делам и дела в соот­вет­ствии с именем». Он родился в начале XVIII века в деревне рядом с Аммо­хо­стом и стал мона­хом в тамош­нем мона­стыре свя­того Ана­ста­сия. Святой Пана­рет окон­чил школу гре­че­ской грам­ма­тики и музыки, осно­ван­ную архи­епи­ско­пом Кипр­ским Фило­феем, с кото­рым святой позд­нее нахо­дился в дру­же­ских отно­ше­ниях. В 1764 году святой Пана­рет стал игу­ме­ном мона­стыря Бого­ро­дицы Пал­лу­ри­о­тиссы. В 1767 году он стал епи­ско­пом Паф­ским и нес архи­пас­тыр­ское слу­же­ние в Пафосе до своей смерти в 1790 году.

Время слу­же­ния свя­того Пана­рета при­шлось на труд­ный период, когда угне­те­ние со сто­роны турок было осо­бенно силь­ным. Святой как лас­ко­вый отец вместе со своей паст­вой пере­но­сил все тяготы и невзгоды, укреп­лял народ в борьбе за сохра­не­ние пра­во­слав­ной веры и одно­вре­менно пытался смяг­чить суро­вые усло­вия его суще­ство­ва­ния. Уси­ли­ями свя­того в 1744 году был заме­нен турец­кий намест­ник Пафоса, отли­чав­шийся особой жесто­ко­стью. В 1783–1784 гг. святой Пана­рет с дру­гими мит­ро­по­ли­тами отпра­вился в Кон­стан­ти­но­поль, где им уда­лось добиться уда­ле­ния с Кипра Хаджи­б­акки, угне­тав­шего кипри­о­тов непо­мер­ными нало­гами. Будучи епи­ско­пом, святой Пана­рет зани­мался про­бле­мами каж­дого, кто просил его о помощи. Он уделял много вре­мени про­све­ще­нию пора­бо­щен­ного гре­че­ского народа в то время, когда на Кипре не было школ. Свя­ти­тель содей­ство­вал изда­нию книги афин­ского фило­софа Фео­фила Кори­дал­ле­аса «О рож­де­нии и смерти у Ари­сто­теля» (1780) и книги архи­манд­рита Кипри­ана «Исто­рия ост­рова Кипр» (1788).

Уча­стие свя­того Пана­рета в цер­ков­ной жизни Кипра было осо­бенно важным, так как это был период актив­ной исла­ми­за­ции греков. Пра­во­слав­ные Церкви пре­вра­ща­лись в мечети. Святой Пана­рет при­зы­вал народ к вос­ста­нов­ле­нию церк­вей, и его заслу­гам при­над­ле­жит вос­ста­нов­ле­ние многих храмов Пафоса, а также несколь­ких мона­сты­рей. Кроме того, при нем в Пафосе было напи­сано боль­шое коли­че­ство икон, многие из кото­рых сохра­ни­лись до наших дней. На соб­ствен­ные сред­ства свя­ти­тель построил храм свя­того Ана­ста­сия в Аммо­хо­сте и обес­пе­чил его ико­нами. Также он укра­сил раку с главой апо­стола Филиппа, нахо­дя­щу­юся сейчас в мона­стыре Чест­ного Креста в Омо­досе, и зака­зал икону апо­стола. На ней изоб­ра­жен и сам святой Пана­рет, про­тя­ги­ва­ю­щий апо­столу сереб­ря­ный ларец с его главой.

Как уже было ска­зано, уро­вень обра­зо­ва­ния пора­бо­щен­ных кипри­о­тов был низким из-за отсут­ствия школ и запрета на пре­по­да­ва­тель­скую дея­тель­ность. Поэтому един­ствен­ным сред­ством сохра­не­ния веры в народе было при­сут­ствие святых людей, кото­рые своей жизнью пока­зы­вали путь хри­сти­а­нина, вели­чие Пра­во­сла­вия по срав­не­нию с исла­мом, и явля­лись пред­ме­том для под­ра­жа­ния. Таким маяком был и святой Пана­рет, при­сут­ствие кото­рого вооду­шев­ляло народ и давало грекам силы пере­но­сить тяготы раб­ства, не под­да­ва­ясь турец­кому вли­я­нию. В отно­ше­нии Пана­рета спра­вед­ливы слова свя­ти­теля Иоанна Зла­то­уста, ска­зан­ные о другом святом – Меле­тии Антио­хий­ском: «Даже не говоря ни слова, одним видом своим он учил души людей доб­ро­де­тели».

Святой Пана­рет соче­тал свою пас­тыр­скую дея­тель­ность с суро­вой подвиж­ни­че­ской жизнью. Он отли­чался воз­дер­жа­нием, сну пред­по­чи­тал молитву, испо­ве­до­вал со сми­ре­нием, служил с бла­го­го­ве­нием. Укро­щая стра­сти и смиряя плоть, святой носил на теле брон­зо­вые и желез­ные вериги. Еще при жизни святой был отме­чен даром чудо­тво­ре­ния. В его житии описан случай, когда один свя­щен­ник при­своил цер­ков­ные деньги и отри­цал это. Святой Пана­рет при­ка­зал ему мол­чать и тот онемел. Позд­нее свя­щен­ник этот тяжело забо­лел и перед смер­тью послал за святым Пана­ре­том, умоляя о про­ще­нии. Святой пришел к несчаст­ному, и, когда он при­бли­зился, свя­щен­ник обрел дар речи, испо­ве­до­вался, полу­чил про­ще­ние и мирно скон­чался.

Кон­чина свя­того Пана­рета вен­чала всю его доб­ро­де­тель­ную жизнь. Святой пред­ска­зал свою смерть и при­го­то­вил себе гроб на том месте, где сего­дня нахо­дится алтарь кафед­раль­ного собора свя­того Фео­дора в Пафосе. Также святой Пана­рет пред­чув­ство­вал, что в Пафос при­е­дет Пар­фе­ний, епи­скоп Кар­па­ф­ский, за кото­рым он послал. Когда Пар­фе­ний пришел к свя­тому, тот испо­ве­до­вался ему, при­ча­стился и умер. При похо­ро­нах свя­ти­теля про­изо­шло много исце­ле­ний.

За доб­ро­де­тель­ную жизнь и чудеса Пана­рета стали почи­тать как свя­того прак­ти­че­ски сразу после его кон­чины. Однако офи­ци­ально он был при­чис­лен к лику святых в конце XVIII века, когда пат­ри­ар­хом Кон­стан­ти­но­поль­ским был киприот Гера­сим III (1794–1797). Вериги, кото­рые носил святой Пана­рет, нахо­дятся сейчас в мона­стыре Став­ро­ву­ниу. На гре­че­ском ост­рове Сала­мин в одной из церк­вей сохра­ни­лась древ­няя фреска с изоб­ра­же­нием свя­того. Позд­нее же на Кипре было напи­сано боль­шое коли­че­ство его икон. Свя­того осо­бенно почи­тают в Пафосе, а день его памяти празд­ну­ется 1 мая.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки