Святой Эдуард, король-страстотерпец

korol_aduard

Эдуард был стар­шим сыном англий­ского короля Эдгара, пра­вив­шего с 957 г. Эдгар, подобно своему зна­ме­ни­тому пра­деду – королю Аль­фреду Вели­кому – оста­вил по себе память как о монархе, верой и прав­дой слу­жив­шем Богу и своему народу. При нём Англия достигла не только проч­ного поло­же­ния среди других евро­пей­ских держав, но узнала дни насто­я­щего бла­го­ден­ствия. Страна всё более утвер­жда­лась в един­стве нации, и народ, имея такого короля как Эдгар, уве­ренно смот­рел в своё бли­жай­шее буду­щее. Англию того пери­ода евро­пей­ские хро­ни­сты еди­но­душно при­знают стра­ной, где в насто­я­щем рас­цвете пре­бы­вала куль­тура, питав­ша­яся хри­сти­ан­ством. Пра­во­слав­ным хри­сти­ан­ством, доба­вим мы, потому что ещё сто­ле­тие отде­ляло Англию от гря­ду­щего на неё наше­ствия нор­ман­нов, при­нес­ших стране новую и чуждую власть, а наци­о­наль­ной англий­ской церкви – насто­я­щий крах, измыс­лен­ный и осу­ществ­лён­ный с бла­го­сло­ве­ния гор­дого и нетер­пи­мого Рима.

Мать Эду­арда умерла рано, и король-отец женился на Эль­фреде, знат­ной вдове, кото­рая родила Эдгару ещё одного сына – Этель­реда. Свод­ный брат Эду­арда был моложе него на пять лет. По зако­нам страны пол­но­прав­ным наслед­ни­ком пре­стола являлся стар­ший сын короля, како­вым был Эдуард. Однако у его мачехи созрел поис­тине дья­воль­ский план, согласно кото­рому коро­лём Англии в буду­щем любой ценой должен был стать её родной сын, Этель­ред…

Важно ска­зать, что при короле Эдгаре нача­лась цер­ков­ная реформа, направ­лен­ная на укреп­ле­ние мона­ше­ства. Реформа эта пред­по­ла­гала внед­ре­ние в англий­ских мона­сты­рях устава пре­по­доб­ного Вене­дикта Нур­сий­ского – извест­ного пра­во­слав­ного устро­и­теля мона­ше­ской общин­ной жизни, при­нес­шего на Запад тра­ди­ции восточ­ного пра­во­слав­ного мона­ше­ства, с кото­рыми он сам был хорошо знаком. Именно его имя дало впо­след­ствии назва­ние одному из круп­ней­ших мона­ше­ских орде­нов на Западе – бене­дик­тин­цам. Духов­ным вождём этих реформ в Англии и их глав­ным про­вод­ни­ком в жизнь был святой Дун­стан, архи­епи­скоп Кен­тер­бе­рий­ский, бывший прежде насто­я­те­лем зна­ме­ни­того далеко за пре­де­лами сред­не­ве­ко­вой Бри­та­нии мона­стыря Гла­стон­берри. Авто­ри­тет св.Дунстана был чрез­вы­чайно высок в народе. Именно им была состав­лена и совер­шена цере­мо­ния коро­на­ции Эдгара, кото­рый назна­чил Дун­стана своим бли­жай­шим совет­ни­ком.

Король Эдгар, про­зван­ный Миро­лю­би­вым, счаст­ливо правил Англией восем­на­дцать лет и отошёл ко Гос­поду в 975 г. После его кон­чины на англий­ский трон взошёл его стар­ший сын Эдуард, кото­рому было тогда не более 12-ти лет, однако этот король-маль­чик сразу же пока­зал себя достой­ным про­дол­жа­те­лем дела своего отца. Бла­го­твор­ная цер­ков­ная реформа, во главе кото­рой по преж­нему был св.Дунстан, про­дол­жи­лась в полной мере и при новом короле.

Однако не все в Англии взи­рали на цер­ков­ные пере­мены, и в осо­бен­но­сти на их под­держку юным коро­лём Эду­ар­дом с чистым серд­цем и без тёмных мыслей. Многие из числа знат­ных и бога­тых вель­мож отно­си­лись к Церкви как к источ­нику нечест­ного обо­га­ще­ния и раз­ного рода поли­ти­че­ских воз­мож­но­стей. Они соста­вили свое­об­раз­ную партию про­тив­ни­ков реформ, како­вую фор­мально воз­глав­лял Элвер, граф Мер­сий­ский, но душой кото­рой была мачеха Эду­арда, вдов­ству­ю­щая коро­лева Эль­фреда. На сто­роне короля Эду­арда и свя­ти­теля Дун­стана были архи­епи­скоп Йорк­ский св.Освальд, а также вли­я­тель­ный в коро­лев­стве лорд Брихт­нот.

***

Нена­висть к Эду­арду была, веро­ятно, столь велика у его про­тив­ни­ков, что они решили пото­ро­пить свой чаемый успех. Люди эти ста­ра­лись дей­ство­вать более во тьме, нежели при свете, и этим можно объ­яс­нить довер­чи­вость короля-отрока, кото­рый с лёгким серд­цем принял при­гла­ше­ние своей мачехи с малой свитой наве­стить её в замке Корф, что в Дор­сет­шире, где Эль­фреда про­жи­вала вместе со своим сыном Этель­ре­дом. 18 Марта 979 г. Эдуард прибыл к месту своей гибели…

Он въехал во двор замка верхом на коне, и ему навстречу с жестами при­вет­ствия дви­ну­лись люди Эль­фреды. Вне­запно они схва­тили своего короля за руки, и один из слуг ударил Эду­арда кин­жа­лом в грудь. Удар, по-види­мому, был так силён, что юный король упал из седла наземь. Одна нога его запу­та­лась в стре­мени, и пере­пу­ган­ная лошадь бро­си­лась из ворот замка в сто­рону леса, волоча по земле тело смер­тельно ранен­ного Эду­арда. Когда при­бли­жён­ные короля оста­но­вили, нако­нец, лошадь, они уви­дели, что юный король Эдуард был мёртв.

Рас­по­ря­же­нием Эль­фреды тело его по скору и без долж­ных поче­стей погре­бено было при малой цер­ковке Уор­хема, в несколь­ких милях от ковар­ного замка Корф. Новым коро­лём Англии в крат­чай­шие сроки про­воз­гла­шён был другой маль­чик – 11-летний Этель­ред…

Никто в Англии не сомне­вался в том, что король Эдуард был убит по при­казу всем извест­ных людей. Но… голос вер­ного друга уби­того короля – свя­того Дун­стана был заглу­шён, а вся Англия, увы, про­мол­чала… Никто не был при­вле­чён к суду за соде­ян­ное пре­да­тель­ское убий­ство. Един­ствен­ное, что мог сде­лать св.Дунстан для своего погиб­шего короля, он испол­нил уже в 981 г., добив­шись пере­не­се­ния чест­ных его остан­ков в мона­стырь Шру­с­бери, осно­ван­ный неко­гда пра­пра­де­дом Эду­арда коро­лём Англии Аль­фре­дом Вели­ким. Минуло два года со дня убий­ства, но такой огром­ной про­цес­сии, кото­рая сопро­вож­дала новое погре­бе­ние Эду­арда, Англия ещё не видела…

***

Однако Суд Гос­по­день не таков, как суды чело­ве­че­ские. Пре­дан­ный своими слу­гами на земле, король-отрок Эдуард при­об­рёл своей любо­вью к Церкви Божией и соб­ствен­ной кровью бла­го­во­ле­ние в очах Гос­под­них. Чудеса на его могиле, как повест­вуют пре­да­ния, нача­лись в первую же ночь после его зло­дей­ского убий­ства. Старая слепая жен­щина, в чьей убогой лачуге ожи­дало погре­бе­ния тело Эду­арда, вне­запно обрела зрение! Вскоре непо­да­лёку от первой могилы короля-муче­ника забил из-под земли цель­бо­нос­ный источ­ник, к кото­рому нача­лись первые палом­ни­че­ства. Когда тело Эду­арда пере­не­сено было в Шру­с­бери, нача­лось его все­на­род­ное почи­та­ние – столь обшир­ное, что два­дцать лет спустя, в 1001 г., король Этель­ред при­ка­зал изго­то­вить для чест­ных мощей своего свод­ного брата новую дра­го­цен­ную раку. Палом­ники при­бы­вали для покло­не­ния стра­сто­терпцу даже с кон­ти­нента. А ещё через семь лет Аль­фе­гий, новый Кен­тер­бе­рий­ский архи­епи­скоп и буду­щий свя­щен­но­му­че­ник, от имени англий­ской церкви офи­ци­ально при­чис­лил Эду­арда к лику святых. Мона­стырь, где упо­ко­и­лись его св.мощи, стал со вре­ме­нем изве­стен как Аббат­ство Свя­того Эду­арда, и про­су­ще­ство­вал вплоть до начала Рефор­ма­ции в Англии в 16 веке. Среди многих хри­сти­ан­ских наро­дов святой почи­тался в тече­ние несколь­ких сто­ле­тий…

Мы помним, что Этель­ред стал коро­лём в воз­расте всего лишь 11-ти лет, и можем пред­по­ла­гать, что слу­чи­лось это лишь бла­го­даря жела­нию и козням его матери. В исто­рию вошёл он с про­зва­нием Этель­ред Нера­зум­ный. Так народ ото­звался на его не слиш­ком успеш­ное прав­ле­ние, кото­рое бес­пре­станно повер­гало страну в кро­во­про­лит­ные войны с при­шель­цами-дат­ча­нами. Пока­за­тельно, что рядом с коро­лём-узур­па­то­ром, пусть и неволь­ным, не ока­за­лось уже разум­ных совет­ни­ков, на чью помощь мог бы он опи­раться. Дни старой слав­ной Англии были уже почти сочтены, и убий­ство короля Эду­арда, быть может, яви­лось тайной пру­жи­ной, роко­вым обра­зом изме­нив­шей судьбы этой страны. К чести Этель­реда нужно, однако, ска­зать, что всю свою жизнь он почи­тал короля Эду­арда святым. Хро­ни­сты при­во­дят под­лин­ные слова Этель­реда, ска­зан­ные над свя­тыми мощами своего брата и пред­ше­ствен­ника: «Гос­поду угодно было про­сла­вить его в наши дни, явив мно­же­ство зна­ме­ний и чудес вслед за тем, как была про­лита его кровь».

Этель­ред правил Англией долго – целых 38 лет; он умер в 1016 г. Своего сына пер­венца он назвал Эду­ар­дом.

Святой Дун­стан в делах короля Этель­реда уча­стия не при­ни­мал, про­дол­жая подвиж­ни­че­ски тру­диться для блага Церкви. Он завер­шил свой земной путь в 988 г., когда на другом краю Европы зажглась лам­пада Пра­во­сла­вия для Руси.

Оста­лось упо­мя­нуть о винов­нице гибели короля-муче­ника, его мачехе Эль­фреде. Бог по молит­вам свя­того Эду­арда не отри­нул её; Эль­фреда искренне кая­лась в своём зло­де­я­нии. Осно­вав на свои сред­ства две жен­ские оби­тели, бывшая коро­лева оста­вила мятеж­ный мiр и посе­ли­лась про­стой мона­хи­ней в одной из них, где и скон­ча­лась в 999 г.

***

Все­лен­ское Пра­во­сла­вие не знает границ во вре­мени и про­стран­стве, и святые древ­ней пра­во­слав­ной Бри­та­нии, Ирлан­дии или Галлии – это и наши святые, кото­рые готовы помо­гать нам сего­дня, если душа наша отзы­ва­ется на подвиг их жизни, отдан­ной Христу, памя­тью, любо­вью и молит­вой.

Доба­вим в заклю­че­ние несколько слов о судьбе святых мощей короля Эду­арда. В тече­ние дол­гого вре­мени они счи­та­лись утра­чен­ными. Однако уже совсем недавно – в 80‑х гг. 20 века – англий­скому архео­логу-люби­телю уда­лось вновь обре­сти их. Авто­ри­тетно было уста­нов­лено, что это под­лин­ные мощи свя­того. Самое же радост­ное для нас, пра­во­слав­ных, состоит в том, что вели­кую свя­тыню решено было пере­дать в один из англий­ских при­хо­дов Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви Загра­ни­цей. Речь идёт о храме во имя св.Эдуарда в Брук­вуде, граф­ство Суррей.

Почи­та­ние короля-муче­ника, чья судьба в чем-то напо­ми­нает рус­ских князей-стра­сто­терп­цев Бориса и Глеба, нача­лось тотчас же после его смерти. Запи­сано мно­же­ство слу­чаев исце­ле­ний и других чудес, свя­зан­ных с его остан­ками. Король Эдуард был офи­ци­ально при­чис­лен Англий­ской цер­ко­вью к лику святых на соборе в 1008 году (напом­ним, что Англий­ская Цер­ковь оста­ва­лась пра­во­слав­ной, то есть непод­власт­ной Риму, вплоть до нор­манн­ского заво­е­ва­ния в 1066 г.)

Память свя­того короля Эду­арда празд­ну­ется Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью 18/31марта, на сле­ду­ю­щий день после празд­но­ва­ния памяти свя­того Пат­рика, про­све­ти­теля Ирлан­дии.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки