Святой Ростислав, Князь Моравский

cviatoy_rniaz_rostislav

Святой князь Рости­слав взошел на Морав­ский пре­стол в 846 году. К этому вре­мени на тер­ри­то­рии Вели­ко­мо­рав­ской дер­жавы уже дей­ство­вали хри­сти­ан­ские про­по­вед­ники из Греции, Вала­хии и Гер­ма­нии. От кого-то из этих мис­си­о­не­ров святой Рости­слав принял кре­ще­ние и решил весь свой народ при­ве­сти к свету Хри­сто­вой веры. Однако князь пони­мал, что про­по­ведь хри­сти­ан­ства может быть успеш­ной только в том случае, если мис­си­о­неры будут обра­щаться к народу на его родном языке. При­хо­див­шие же из немец­ких земель про­по­вед­ники не знали сла­вян­ского языка и бого­слу­же­ние совер­шали по-латыни. К тому же они под­дер­жи­вали немец­ких коро­лей в их стрем­ле­нии не допус­кать уси­ле­ния Вели­ко­мо­рав­ской дер­жавы и доби­ваться гос­под­ства над сла­вян­скими пле­ме­нами Цен­траль­ной Европы. Святой Рости­слав сна­чала обра­тился к папе Рим­скому с прось­бой при­слать мис­си­о­не­ров, кото­рые бы знали сла­вян­ский язык и могли бы про­ти­во­сто­ять поли­ти­че­ски окра­шен­ной немец­кой миссии. Но нахо­див­шийся тогда на Рим­ском пре­столе папа Нико­лай I был союз­ни­ком немец­кого короля Людо­вика и потому не удо­вле­тво­рил просьбу свя­того князя. Тогда Рости­слав в 862 году отпра­вил посоль­ство к визан­тий­скому импе­ра­тору Миха­илу III. В своем письме князь писал:

«Наш народ отверг язы­че­ство и содер­жит закон хри­сти­ан­ский. Только нет у нас такого учи­теля, кото­рый бы веру Хри­стову объ­яс­нил нам на родном языке. Другие страны (сла­вян­ские), увидя это, поже­лают идти за нами. В виду этого, вла­дыко, пошли к нам тако­вого епи­скопа и учи­теля, ведь от вас во все страны добрый закон исхо­дит.»

В ответ на эту просьбу Михаил III по совету пат­ри­арха Фотия напра­вил в Мора­вию святых бра­тьев Кон­стан­тина ( в мона­ше­стве – Кирилла) и Мефо­дия. Святой Рости­слав был рад, что его просьба была услы­шана. Особой радо­стью его напол­нила и гра­мота, кото­рую при­несли братья от свя­ти­теля Фотия. В ней пат­ри­арх писал, обра­ща­ясь к князю:

«Бог, Кото­рый пове­ле­вает каж­дому народу прийти к позна­нию правды и достиг­нуть поче­сти выс­шего звания, воз­зрел на твою веру и усилие. Утроив это ныне в наших летах, Он явил и пись­мена на вашем языке, кото­рых ранее не было, но теперь с недав­них пор суще­ствуют, дабы и вы были при­чтены к наро­дам вели­ким, кото­рые Бога хвалят на своем родном языке. А по сему мы послали к тебе того, кото­рому они и были явлены, мужа дра­го­цен­ного и про­слав­лен­ного, весьма уче­ного, фило­софа. Вот, приими этот дар лучший и достой­ней­ший, нежели всякое золото, серебро и дра­го­цен­ные камни и все пре­хо­дя­щее богат­ство. Поста­райся вместе с ним смело утвер­дить дело и всем серд­цем взыс­кать Бога; и не закры­вай спа­се­ние для всего народа, но вся­че­ски побуж­дай, дабы не лени­лись, а всту­пили на путь правды, чтобы и ты, если при­ве­дешь их своим ста­ра­нием к позна­нию Бога, принял награду и в этой, и в гря­ду­щей жизни за все души, кото­рые верят во Христа Бога нашего от ныне и до века, и оста­вил по себе свет­лую память буду­щим поко­ле­ниям, подобно, как и вели­кий царь Кон­стан­тин.»

Святые братья пришли в Вели­ко­мо­рав­скую дер­жаву через Бол­га­рию в 863 году и начали про­по­ведь хри­сти­ан­ской веры на сла­вян­ском языке, кото­рый они изу­чили на своей родине — в Солуни. Ими были пере­ве­дены на сла­вян­ский язык книги Свя­щен­ного Писа­ния и бого­слу­жеб­ные тексты, открыты первые в Мора­вии хри­сти­ан­ские школы. Люди вос­при­няли дея­тель­ность святых бра­тьев с боль­шой радо­стью. Даже неко­то­рые свя­щен­ники латин­ского обряда, будучи этни­че­скими сла­вя­нами, стали совер­шать бого­слу­же­ние по восточ­ному обряду на сла­вян­ском языке. Веро­ят­нее всего, святые Кирилл и Мефо­дий пре­бы­вали в это время в рези­ден­ции свя­того Рости­слава, кото­рый также при­ни­мал уча­стие в их визан­тий­ско-сла­вян­ских бого­слу­же­ниях.

Латин­ские мис­си­о­неры сразу же стали в жест­кую оппо­зи­цию дея­тель­но­сти святых бра­тьев. Немец­кие князья и кли­рики пре­красно пони­мали, что дело святых Кирилла и Мефо­дия, под­дер­жи­ва­е­мое князем Рости­сла­вом, закла­ды­вает основы неза­ви­си­мо­сти Вели­ко­мо­рав­ской дер­жавы. Поэтому немец­кий клир обви­нил святых бра­тьев в том, что они упо­треб­ляют в бого­слу­же­нии «неосвя­щен­ный» язык, а также рас­про­стра­няют ново­из­мыш­лен­ное учение о Святом Духе. Святой Кирилл всту­пил в поле­мику со своими обви­ни­те­лями, дока­зы­вая им пагуб­ность «трехъ­языч­ной ереси». Святые братья хотели отпра­вить своих сла­вян­ских уче­ни­ков для посвя­ще­ния в Кон­стан­ти­но­поль, но совер­шив­шийся там двор­цо­вый пере­во­рот не поз­во­лил им осу­ще­ствить этот план, и они решили ехать в Рим, чтобы там посвя­тить своих уче­ни­ков и поста­раться найти у рим­ского архи­ерея защиту от немец­кого клира.

В то время, когда святые братья нахо­ди­лись в Риме, ситу­а­ция в Мора­вии сильно изме­ни­лась. В 864 году немец­кий король Людо­вик начал войну против свя­того Рости­слава. К концу 869 года был заклю­чен мирный дого­вор, по кото­рому Мора­вия полу­чала полную неза­ви­си­мость от немцев. В том же 869 году из Рима в Мора­вию пришли ново­по­став­лен­ные свя­щен­ники, кото­рые стали совер­шать здесь сла­вян­ское бого­слу­же­ние. Однако мир ока­зался недол­гим. Пле­мян­ник князя Рости­слава Свя­то­полк, бывший удель­ным князем одной из морав­ских обла­стей, неожи­данно предал своего дядю и стал союз­ни­ком немец­кого князя Кар­ло­манна, сына короля Людо­вика. Рости­слав был захва­чен в плен и пере­дан немцам, кото­рые его осле­пили и заклю­чили в тем­ницу. Мора­вия ока­за­лась в полной власти Кар­ло­манна. Он всту­пил в страну, лишен­ную госу­даря, и во всех горо­дах и кре­по­стях поста­вил немец­ких чинов­ни­ков. Вер­хов­ная власть была пере­дана Свя­то­полку, к кото­рому были при­став­лены два немец­ких графа. Свя­то­полк не хотел доволь­ство­ваться лишь номи-наль­ным титу­лом и стре­мился полу­чить боль­шую сте­пень сво­боды. За это немцы и его заклю­чили в тем­ницу. В Мора­вии под­ня­лось народ­ное вос­ста­ние, стре­мив­ше­еся сбро­сить с себя немец­кое иго. Немцы выпу­стили Свя­то­полка из заклю­че­ния и отпу­стили его в Мора­вию для подав­ле­ния вос­ста­ния. Однако Свя­то­полк пере­шел на сто­рону вос­став­ших, про­воз­гла­сив­ших его вели­ким князем. В 873 году немцы вынуж­дены были заклю­чить со Свя­то­пол­ком мир. Вновь придя к власти, Свя­то­полк стал покро­ви­тель­ство­вать сла­вян­скому бого­слу­же­нию. В Мора­вию вер­нулся святой Мефо­дий и про­дол­жил мис­си­о­нер­ские труды своего брата (Кирилл умер в Риме в 869 году).

Но свя­тому Рости­славу не суж­дено было уви­деть новый рас­свет своей дер­жавы. Он скон­чался в немец­ком зато­че­нии в 870 году.

Реше­ние о кано­ни­за­ции свя­того Рости­слава было при­нято на Помест­ном Соборе Пра­во­слав­ной Церкви Чеш­ских земель и Сло­ва­кии в декабре 1992 года, однако сама кано­ни­за­ция состо­я­лась в 1994 году. Тор­же­ства по этому случаю про­хо­дили 29 октября 1994 года в Пре­шове и 30 октября того же года в Брно. Поздра­ви­тель­ные письма по случаю кано­ни­за­ции были направ­лены Пред­сто­я­телю Пра­во­слав­ной Церкви Чеш­ских земель и Сло­ва­кии от имени Пат­ри­ар­хов Кон­стан­ти­но­поль­ского Вар­фо­ло­мея и Мос­ков­ского Алек­сия. При­чис­лив вели­кого князя Рости­слава к лику святых, Цер­ковь воз­вра­тила тыся­че­лет­ний долг памяти тому, кто стоял у исто­ков хри­сти­ан­ской духов­ной куль­туры и наци­о­наль­ной неза­ви­си­мо­сти славян.

Память свя­того Рости­слава совер­ша­ется 28 октября.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки