Святой свет. Чудо в Святую Субботу на Гробе Господнем

Хара­лам­пос К. Скар­ла­ки­дис

Оглав­ле­ние

  • От автора
  • Прот. Вален­тин Асмус. Пре­ди­сло­вие к рус­скому изда­нию
  • Пре­ди­сло­вие
  • Часть I
    1. Осно­ва­ние Иеру­са­лим­ской Церкви и мно­го­ве­ко­вой спор о вла­де­нии Гробом Гос­под­ним
    2. Свя­щен­но­дей­ствие и чудо Свя­того Света
    3. Первое схож­де­ние Свя­того Света
    4. Кера­ми­че­ские лам­пады IVVIII вв., зажи­га­е­мые во время свя­щен­но­дей­ствия Свя­того Света
  • Часть II
    1. Святой Гри­го­рий Про­све­ти­тель Арме­нии (ок. 330 г.)
    2. Пре­по­доб­ный Феодор Сав­ваит (836 г.)
    3. Араб­ский фило­соф Аль-Джахиз (848 г.)
    4. Фран­цуз­ский монах Бер­нард (867 г.)
    5. Посла­ние Арефы Дамас­скому эмиру (920 г.)
    6. Араб­ский исто­рик Аль-Масуди (940 г.)
    7. Араб Ибн Аль-Касс (940 г.)
    8. Пре­сви­тер Отмар (X в.)
    9. Посла­ние кли­рика Никиты Кон­стан­тину VII Баг­ря­но­род­ному (947 г.)
    10. Перс Аль-Бируни (1000 г.)
    11. Раз­ру­ше­ние Храма Вос­кре­се­ния (1009 г.)
    12. Рихард Бла­го­сло­вен­ный (1027 г.)
    13. Фран­цуз­ский епи­скоп Одоль­рик (1025–1028 гг.)
    14. Речь Папы Урбана II (1095 г.)
    15. Захват Иеру­са­лима кре­сто­нос­цами (1099 г.)
    16. Фран­цуз­ский лето­пи­сец Фуль­хе­рий (1101 г.)
    17. Кодекс Б (1101 г.)
    18. Исто­рия Бар­тольфа (1101 г.)
    19. Ита­льян­ский исто­рик Кафаро (1101 г.)
    20. Немец­кий исто­рик Экке­гард (1101 г.)
    21. Англий­ский исто­рик Вильям Мальм­с­бе­рий­ский (1101 г.)
    22. Армян­ский исто­рик Матфей Эдес­ский (1101 г.)
    23. Фран­цуз­ский исто­рик Гибер (1101 г.)
    24. Рус­ский игумен Даниил (1105–1107 гг.)
    25. Сол­неч­ный нимб в день Вели­кой Суб­боты
    26. Изме­ре­ния, про­из­ве­ден­ные рус­ским физи­ком А. Вол­ко­вым
    27. Немец­кий исто­рик Аль­берт Аахен­ский (1119 г.)
    28. Петр Досто­по­чтен­ный (1147 г.)
    29. Кодекс 79 Турин­ской биб­лио­теки (1149 г.)
    30. Исланд­ский аббат Нико­лай Берг­сон (1154 г.) и два ано­ним­ных исланд­ских автора
    31. Немец­кий епи­скоп Тео­до­рих (1171г.)
    32. Пер­сид­ский исто­рик Али Герат­ский (1173 г.)
    33. Заво­е­ва­ние Иеру­са­лима сул­та­ном Сала­ди­ном (1187 г.)
    34. Путе­во­ди­тель Ричарда и Исто­рия Амвро­сия
    35. Сала­дин перед Святым Светом (1192 г.)
    36. а) Лето­пись англий­ского игу­мена Ричарда  
    37. б) Исто­рия Амвро­сия  
    38. Гео­граф Якут (1228 г.)
    39. Перс Аль-Каз­вини (1260 г.)
    40. Англий­ский писа­тель Джон Ман­де­вил (1357 г.)
    41. Импе­ра­тор Иоанн VI Кан­та­ку­зин (1360 г.)
    42. Пер­дика Эфес­ский (XIV в.)
    43. Рус­ский архи­манд­рит Агре­фе­ний (1400 г.)
    44. Немец­кий путе­ше­ствен­ник Иоганн Шильтбер­гер (1425 г.)
    45. Швей­цар­ский исто­рик Феликс Фабри (1483 г.)
    46. Рус­ский дипло­мат Васи­лий Позня­ков (1560 г.)
    47. Колонна, рас­се­чен­ная Святым Светом (1579 г.)
  • Часть III
    1. Личный опыт (2008 г.)
    2. Бри­тан­ский архео­лог Чарльз Уоррен (1867–1870 гг.)
    3. Монах Пар­фе­ний (1846 г.) и епи­скоп Меле­тий (1867 г.)
    4. Пат­ри­арх Кирилл Второй (1868 г.)
    5. Монах Мит­ро­фан (1926 г.)
    6. Пат­ри­арх Дамиан I (1897–1931 гг.)
    7. Пат­ри­арх Диодор I (1981–2000 гг.)
    8. Епи­скоп Хри­сто­дул (1998–1999 гг.)
    9. Пат­ри­арх Ириней I (2001–2005 гг.)
    10. Пат­ри­арх Феофил III
  • Заклю­че­ние
  • Руко­писи
  • Биб­лио­гра­фия
  • Имен­ной ука­за­тель

От автора^

Выра­жаю свою глу­бо­кую при­зна­тель­ность всем дру­зьям и сорат­ни­кам, ока­зав­шим содей­ствие при напи­са­нии насто­я­щей книги: Ана­то­лии Иоси­фиду и Ольге Кес­сиду за пере­вод книги на рус­ский язык, про­то­и­е­рею Вален­тину Асмусу за общую и бого­слов­скую редак­цию, Зое Ромбос и Евге­нии Кри­чев­ской за кор­рек­цию рус­ского текста, Нике Хри­сто­пулу за пере­вод англий­ских тек­стов, Марии Куцик­иду и Панай­оте Папа­ге­ор­гиу за пере­вод фра­щуз­ских тек­стов, Симосу Тамо­глу за ита­льян­ские пере­воды, Ахил­лесу Бакасу за немец­кие пере­воды, док­тору Демо­сфену Геор­го­ва­си­лису за пере­воды с латыни и д‑ру Гамалю аль-Тахиру (Gamal al-Tahir) за работу над араб­скими пере­во­дами.

Горячо бла­го­дарю моего друга и сотруд­ника Иоан­ниса Куцик­и­диса, а также фило­лога Ана­ста­сия Типал­доса за их бес­цен­ный вклад в работу над книгой. Бла­го­дарю предо­ста­вив­ших мне полез­ную инфор­ма­цию: Геор­гия Папа­до­пу­лоса (про­фес­сора кафедры меха­ники мате­ри­а­лов Афин­ского уни­вер­си­тета), про­то­пре­сви­тера Геор­гия Метал­ли­носа (засл. проф. Бого­слов­ского факуль­тета Афин­ского уни­вер­си­тета), про­то­пре­сви­тера Фео­дора Зисиса (про­фес­сора Бого­слов­ского факуль­тета Сало­ник­ского уни­вер­си­тета), Gotthard Strohmaier (засл. проф. кафедры семит­ских и араб­ских языков Сво­бод­ного уни­вер­си­тета в Бер­лине), Jay Rubenstein (про­фес­сора кафедры исто­рии в Уни­вер­си­тете Тенесси) и Robert Levine (про­фес­сора кафедры сред­не­ве­ко­вой лите­ра­туры в Бостон­ском уни­вер­си­тете). Выра­жаю глу­бо­кую при­зна­тель­ность дирек­тору Инсти­тута исто­рии арабо-ислам­ских наук Франк­фурт­ского уни­вер­си­тета Fuat Sezgin за мате­ри­алы и ценные све­де­ния об Ибн Аль-Кас. Осо­бенно бла­го­дарю моих роди­те­лей Кон­стан­тина и Софию за их неоце­ни­мую под­держку.

Пре­ди­сло­вие к рус­скому изда­нию^

Боже­ствен­ная тайна Вос­кре­се­ния Хри­стова в Святом Еван­ге­лии никак не опи­сы­ва­ется и даже не дати­ру­ется опре­де­лен­ным момен­том вре­мени. Но весть Вос­кре­се­ния при­ни­ма­ется в оза­ре­нии Света, зна­ме­ну­ю­щего Боже­ствен­ное чудо: «вид (Ангела) был как молния, а одежда его была как снег» (Мф. 28:3).

Пас­халь­ная служба вос­пе­вает све­то­нос­ное явле­ние Вос­крес­шего Спа­си­теля. «Про­све­тимся людіе», «узримъ непри­ступ­нымъ све­томъ вос­кре­сенія Христа бли­ста­ю­щася», «вся испол­ни­шася света», «во свете прис­но­сущ­немъ сущаго съ мерт­выми что ищете?», «изъ гроба крас­ное правды намъ возсія Солнце», «Христа узримъ правды Солнце, всемъ жизнь воз­сія­юща», «ночь све­то­зар­ная, све­то­нос­наго дне воста­ния сущи про­воз­вест­ница, въ нейже без­лет­ный Свет изъ гроба плот­ски всемъ возсія», «све­тися, све­тися, новый Іеру­са­лиме», «изъ гроба днесь яко отъ чер­тога воз­сіявъ Хри­стос». У греков Крест­ный ход перед Пас­халь­ной заут­ре­ней начи­нает пред­сто­я­тель, вьшо­ся­щий из Алтаря свечу и зажи­га­ю­щий от нее свечи при­хо­жан с пением: «Пріи­дите пріи­мите светъ отъ неве­чер­няго Света и про­сла­вите Христа, вос­крес­шаго изъ мерт­вых».

Явле­нию Свя­того Света, или, в рус­ской тер­ми­но­ло­гии, соше­ствию Бла­го­дат­ного Огня в Страст­ную и Вели­кую Суб­боту в иеру­са­лим­ском Храме Вос­кре­се­ния посвя­щена насто­я­щая книга. Мало кто в России в наше время не знает об этом еже­годно повто­ря­ю­щемся чуде, а многие, в послед­ние два деся­ти­ле­тия, даже сами яви­лись его оче­вид­цами.

Из книги, где собрано несколько десят­ков сви­де­тельств о Святом Свете из самых разных времен, наро­дов и кон­фес­сий, можно уви­деть, что во все вре­мена были не только почи­та­тели, но и отри­ца­тели чуда. В неко­то­рых слу­чаях отри­ца­ние легко объ­яс­нимо кон­фес­си­о­наль­ной пред­взя­то­стью, как, напри­мер, у мусуль­ман или даже у като­ли­ков после того, как они потер­пели пора­же­ние в кре­сто­вых похо­дах и лиши­лись права соб­ствен­но­сти на взятые ими силой оружия Святые Места, кото­рые побе­до­нос­ные мусуль­мане вер­нули их закон­ным и искон­ным хра­ни­те­лям грекам. В других слу­чаях скеп­ти­цизм объ­яс­ня­ется особым душев­ным устро­е­нием. И, нако­нец, бывает, что пози­ция скеп­ти­цизма зани­ма­ется с какой-то конъ­юнк­тур­ной целью: кому-то надо доса­дить, кого-то ском­про­ме­ти­ро­вать или осме­ять. Это, по-види­мому, случай кни­жечки «Бла­го­дат­ный Огонь: миф или реаль­ность?» (Москва, 2008). Она вышла под име­нами С.С. Быч­кова, про­сла­вив­ше­гося гру­быми напад­ками на всех достой­ных иерар­хов нашей Церкви, и неслу­жа­щего дья­кона А.Е. Мусина.

Лозунг деми­фо­ло­ги­за­ции зовет очень далеко. Бро­сив­ший этот клич про­те­стант­ский «теолог» Рудольф Бульт­манн отка­зался от всего, что несов­ме­стимо с «науч­ной кар­ти­ной мира», т.е. от чуда вообще, и в част­но­сти от Вос­кре­се­ния Хри­стова. А его стар­ший совре­мен­ник фило­соф Артур Древс объ­явил «рели­гию разума» не нуж­да­ю­щу­юся ни в каких исто­ри­че­ских обос­но­ва­ниях, ни в каких воз­ве­сти­те­лях. Именно поэтому он пред­взято, вопреки исто­ри­че­ской науке, отри­цал даже исто­рич­ность Христа. Бычков и Мусин так далеко не идут: они лишь повто­ряют, что вера в чуде­сах не нуж­да­ется и вели­чай­шее чудо Вос­кре­се­ния не нуж­да­ется в еже­год­ном под­твер­жде­нии соше­ствием Огня. Да, разу­ме­ется, Бог в чуде­сах не нуж­да­ется, как не нуж­да­ется в них и веру­ю­щий, гото­вый немед­ленно «раз­ре­ши­тися и со Хри­стом быти» (Фил. 1:23). Но многие чув­ствуют ску­дость своей веры, и, как в свое время сами апо­столы, молят Христа: «Гос­поди, умножь въ нас веру» (Лук. 17:5). Одно из средств умно­же­ния веры чудеса, кото­рые Гос­подь так обильно совер­шал на земле как бы во испол­не­ние этой апо­столь­ской мольбы.

И после Вос­кре­се­ния, вот уже почти 2 тысячи лет, чудеса совер­ша­ются в Церкви, умно­жая веру и радость о Гос­поде.

Помню рас­сказ о Вели­кой Суб­боте в Иеру­са­лиме прис­но­по­ми­на­е­мого Про­то­пре­сви­тера Вита­лия Боро­вого, чело­века острого кри­ти­че­ского ума и боль­шой искрен­но­сти. Будучи вполне уверен в нере­аль­но­сти Бла­го­дат­ного Огня, он, увидев чудо своими гла­зами, вполне пове­рил в его реаль­ность и с вол­не­нием об этом рас­ска­зы­вал.

Уди­ви­тель­ным обра­зом чудеса Гос­подни не подав­ляют чело­ве­че­ской сво­боды. Те, кто любил Христа, видя Его чудеса, все больше и больше «умно­жали свою веру», а те, кто не хотел верить и любить, все больше оже­сто­ча­лись: «от беса имать» до «распни Его».

Так и в наше время. Ино­верцы оста­ются ино­вер­цами, скеп­тики скеп­ти­ками, неве­ру­ю­щие неве­ру­ю­щим. Но, обща­ясь с теми, кто бла­го­го­вейно, с верой и дове­рием при­сут­ство­вал на свя­щен­но­дей­ствии Свя­того Света, видишь, как много радо­сти, любви, веры и бла­го­дати при­няли они в свои сердца. Это и есть глав­ное сви­де­тель­ство истин­но­сти чуда Божия.

Как при­ход­ской свя­щен­ник я встре­чаю Святую Пасху со своими при­хо­жа­нами. Но если кто-то из них хочет празд­но­вать Празд­ни­ков Празд­ник во Святом Граде, я с радо­стью отпус­каю в это палом­ни­че­ство. А осталь­ные ста­ра­ются уви­деть теле­ви­зи­он­ную транс­ля­цию из Храма Вос­кре­се­ния. К бес­чис­лен­ным сви­де­тель­ствам чуда при­бавлю еще одно, нашей при­хо­жанки р. Б. Ольги. Во время соше­ствия Свя­того Огня она стояла в толпе с двумя связ­ками свечей в руках. А поскольку кругом не у кого было зажечь свечи, она под­няла руки со све­чами вверх, и свечи заго­ре­лись «сами собой».

При пере­воде насто­я­щей книги было отдано пред­по­чте­ние гре­че­ской тер­ми­но­ло­гии «Свя­того Огня» как более емкой, объ­еди­ня­ю­щей в единую реаль­ность Свет Вос­кре­се­ния и прис­но­сущ­ный «Фавор­ский Свет».

«Посли светъ Твой и истину Твою: та мя наста­ви­ста и вве­до­ста мя въ гору святую Твою, и въ селе­ния Твоя» (Пс. 42:3).

Москва, январь, 2011
про­то­и­е­рей В. Асмус

См. про­дол­же­ние в источ­нике Святой свет. Чудо в Святую Суб­боту на Гробе Гос­под­нем

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки