Главная » Алфавитный раздел » Благодатный огонь
Распечатать

Святой свет. Чудо в Святую Субботу на Гробе Господнем

AAA
(2 голоса5.0 из 5)

Харалампос К. Скарлакидис

 

Оглавление

 

От автора^

Выражаю свою глубокую признательность всем друзьям и соратникам, оказавшим содействие при написании настоящей книги: Анатолии Иосифиду и Ольге Кессиду за перевод книги на русский язык, протоиерею Валентину Асмусу за общую и богословскую редакцию, Зое Ромбос и Евгении Кричевской за коррекцию русского текста, Нике Христопулу за перевод английских текстов, Марии Куцикиду и Панайоте Папагеоргиу за перевод фращузских текстов, Симосу Тамоглу за итальянские переводы, Ахиллесу Бакасу за немецкие переводы, доктору Демосфену Георговасилису за переводы с латыни и д-ру Гамалю аль-Тахиру (Gamal al-Tahir) за работу над арабскими переводами.

Горячо благодарю моего друга и сотрудника Иоанниса Куцикидиса, а также филолога Анастасия Типалдоса за их бесценный вклад в работу над книгой. Благодарю предоставивших мне полезную информацию: Георгия Пападопулоса (профессора кафедры механики материалов Афинского университета), протопресвитера Георгия Металлиноса (засл. проф. Богословского факультета Афинского университета), протопресвитера Феодора Зисиса (профессора Богословского факультета Салоникского университета), Gotthard Strohmaier (засл. проф. кафедры семитских и арабских языков Свободного университета в Берлине), Jay Rubenstein (профессора кафедры истории в Университете Тенесси) и Robert Levine (профессора кафедры средневековой литературы в Бостонском университете). Выражаю глубокую признательность директору Института истории арабо-исламских наук Франкфуртского университета Fuat Sezgin за материалы и ценные сведения об Ибн Аль-Кас. Особенно благодарю моих родителей Константина и Софию за их неоценимую поддержку.

 

Предисловие к русскому изданию^

Божественная тайна Воскресения Христова в Святом Евангелии никак не описывается и даже не датируется определенным моментом времени. Но весть Воскресения принимается в озарении Света, знаменующего Божественное чудо: «вид (Ангела) был как молния, а одежда его была как снег» (Мф. 28.3).

Пасхальная служба воспевает светоносное явление Воскресшего Спасителя. «Просветимся людіе», «узримъ неприступнымъ светомъ воскресенія Христа блистающася», «вся исполнишася света», «во свете присносущнемъ сущаго съ мертвыми что ищете?», «изъ гроба красное правды намъ возсія Солнце», «Христа узримъ правды Солнце, всемъ жизнь возсіяюща», «ночь светозарная, светоноснаго дне востания сущи провозвестница, въ нейже безлетный Свет изъ гроба плотски всемъ возсія», «светися, светися, новый Іерусалиме», «изъ гроба днесь яко отъ чертога возсіявъ Христос». У греков Крестный ход перед Пасхальной заутреней начинает предстоятель, вьшосящий из Алтаря свечу и зажигающий от нее свечи прихожан с пением: «Пріидите пріимите светъ отъ невечерняго Света и прославите Христа, воскресшаго изъ мертвых».

Явлению Святого Света, или, в русской терминологии, сошествию Благодатного Огня в Страстную и Великую Субботу в иерусалимском Храме Воскресения посвящена настоящая книга. Мало кто в России в наше время не знает об этом ежегодно повторяющемся чуде, а многие, в последние два десятилетия, даже сами явились его очевидцами.

Из книги, где собрано несколько десятков свидетельств о Святом Свете из самых разных времен, народов и конфессий, можно увидеть, что во все времена были не только почитатели, но и отрицатели чуда. В некоторых случаях отрицание легко объяснимо конфессиональной предвзятостью, как, например, у мусульман или даже у католиков после того, как они потерпели поражение в крестовых походах и лишились права собственности на взятые ими силой оружия Святые Места, которые победоносные мусульмане вернули их законным и исконным хранителям грекам. В других случаях скептицизм объясняется особым душевным устроением. И, наконец, бывает, что позиция скептицизма занимается с какой-то конъюнктурной целью: кому-то надо досадить, кого-то скомпрометировать или осмеять. Это, по-видимому, случай книжечки «Благодатный Огонь: миф или реальность?» (Москва, 2008). Она вышла под именами С.С. Бычкова, прославившегося грубыми нападками на всех достойных иерархов нашей Церкви, и неслужащего дьякона А.Е. Мусина.

Лозунг демифологизации зовет очень далеко. Бросивший этот клич протестантский «теолог» Рудольф Бультманн отказался от всего, что несовместимо с «научной картиной мира», т.е. от чуда вообще, и в частности от Воскресения Христова. А его старший современник философ Артур Древс объявил «религию разума» не нуждающуюся ни в каких исторических обоснованиях, ни в каких возвестителях. Именно поэтому он предвзято, вопреки исторической науке, отрицал даже историчность Христа. Бычков и Мусин так далеко не идут: они лишь повторяют, что вера в чудесах не нуждается и величайшее чудо Воскресения не нуждается в ежегодном подтверждении сошествием Огня. Да, разумеется, Бог в чудесах не нуждается, как не нуждается в них и верующий, готовый немедленно «разрешитися и со Христом быти» (Фил. 1.23). Но многие чувствуют скудость своей веры, и, как в свое время сами апостолы, молят Христа: «Господи, умножь въ нас веру» (Лук. 17.5). Одно из средств умножения веры чудеса, которые Господь так обильно совершал на земле как бы во исполнение этой апостольской мольбы.

И после Воскресения, вот уже почти 2 тысячи лет, чудеса совершаются в Церкви, умножая веру и радость о Господе.

Помню рассказ о Великой Субботе в Иерусалиме приснопоминаемого Протопресвитера Виталия Борового, человека острого критического ума и большой искренности. Будучи вполне уверен в нереальности Благодатного Огня, он, увидев чудо своими глазами, вполне поверил в его реальность и с волнением об этом рассказывал.

Удивительным образом чудеса Господни не подавляют человеческой свободы. Те, кто любил Христа, видя Его чудеса, все больше и больше «умножали свою веру», а те, кто не хотел верить и любить, все больше ожесточались: «от беса имать» до «распни Его».

Так и в наше время. Иноверцы остаются иноверцами, скептики скептиками, неверующие неверующим. Но, общаясь с теми, кто благоговейно, с верой и доверием присутствовал на священнодействии Святого Света, видишь, как много радости, любви, веры и благодати приняли они в свои сердца. Это и есть главное свидетельство истинности чуда Божия.

Как приходской священник я встречаю Святую Пасху со своими прихожанами. Но если кто-то из них хочет праздновать Праздников Праздник во Святом Граде, я с радостью отпускаю в это паломничество. А остальные стараются увидеть телевизионную трансляцию из Храма Воскресения. К бесчисленным свидетельствам чуда прибавлю еще одно, нашей прихожанки р.Б. Ольги. Во время сошествия Святого Огня она стояла в толпе с двумя связками свечей в руках. А поскольку кругом не у кого было зажечь свечи, она подняла руки со свечами вверх, и свечи загорелись «сами собой».

При переводе настоящей книги было отдано предпочтение греческой терминологии «Святого Огня» как более емкой, объединяющей в единую реальность Свет Воскресения и присносущный «Фаворский Свет».

«Посли светъ Твой и истину Твою: та мя настависта и введоста мя въ гору святую Твою, и въ селения Твоя» (Пс. 42:3).

Москва, январь, 2011

Протоиерей В. Асмус

 

 

См. продолжение в источнике Святой свет. Чудо в Святую Субботу на Гробе Господнем

Рейтинг@Mail.ru