Новые вопросы

Вопросы, созданные за последние 30 дней.

  • 1. В каком году произошло отпадение Римской Церкви от Единой Церкви Христовой?




    Правильный ответ: №1
    Верно!
  • 2. Согласно римо-католическому учению, Дух Святой исходит:




    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    По учению католиков, Дух Святой исходит не только от Отца, но вместе от Отца и Сына; это учение об исхождении Святого Духа на Западе внесено в Символ веры, так что 8 член Никео-Цареградского Символа веры читается у них так: «(верую) и в Духа Святого животворящего, Иже от Отца и Сына (a Patre Fifioque) исходящего». Это учение римо-католической церкви явилось одной из основных догматических причин раскола в христианском мире и до сих пор остается важнейшим вероучительным заблуждением католичества, которое препятствует возможному единению.

  • 3. Признает ли Православная Церковь чистилище и как она относится к данному католическому догмату?



    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Положение о чистилище – католический догмат, сформулированный и утверждённый в XIIIXVI веках. Согласно учению римо-католиков, в чистилище попадает тот, кто лишь отчасти удовлетворил правосудию Божьему (то есть, как бы не доудовлетворил), обременён неочищенными грехами и, следовательно, нуждается в дополнительном очищении. Православная Церковь отрицает существование чистилища, но признает необходимость молитв за умерших.

  • 4. Согласно католическому учению, Пресвятая Богородица при зачатии Своем была освобождена от:




    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Учение о первородном грехе, сказавшемся в отнятии у прародителей и всего человечества «сверхъестественного дара благодати», способствовало развитию и утверждению ложного догмата о «непорочном зачатии Девы Марии». Истоки учения об отъятии Богородицы от уз первородного греха восходят к IX веку. Официально же этот догмат был провозглашен во второй половине XIX века. Римо-католики учат: чтобы быть достойной стать Матерью Христа Спасителя, Пресвятая Дева Мария, в виде исключения – «привилегии», – была освобождена, при Своём зачатии, от первородного греха: получила сверхъестественный дар благодати, дар «первобытной праведности», и была тем уподоблена первозданной Еве (такой, какой она была до грехопадения).

    См. также: Е. Успенский. Обличительное богословие. История римского догмата о непорочном зачатии Пресвятой Девы

  • 5. Какие объективные критерии свидетельствуют об отпадении католицизма от Церкви?





    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №1,4
    Верно!
    Комментарий:

    Первое, что свидетельствует об отпадении Римской Церкви от Православия, — искажение веры, чего нельзя помыслить об истинной Церкви (Православной), которая, по слову апостола, есть столп и утверждение истины (1Тим.3:15). Помимо того, что Римская церковь дерзнула исказить Символ веры, дополнив его ложной вставкой об исхождении Святого Духа «и от Сына», она исказила учение о Божьей Матери (имеем в виду догмат о непорочном зачатии Девы Марии); ввела в оборот новый догмат о главенстве и непогрешимости римского папы, назвав его наместником Христа на земле; истолковала в духе грубого юридизма учение об Искуплении человека и пр.

    Вместе с тем об этом свидетельствует и оскудение святости (для того, чтобы в этом убедиться, достаточно попытаться найти в католической церкви, за последние века, благодатных святых (проявивших не просто выдающиеся человеческие усилия, а благодать Божью) уровня православных святых — св. прав. Иоанна Кронштадтского, свт. Иоанна Шанхайского, прп. Севастиана Карагандинского, оптинских преподобных, прп. Паисия Святогорца и др.

  • 6. Миряне из католиков латинского обряда причащаются:




    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Папская Церковь не допускает к Святой Чаше, к Крови Христовой народ и не служащих священников, т.к. якобы «вполне хватает для спасения Причастия другого вида», – как учит римский Катехизис. Католические историки объясняют этот факт несколькими причинами: опасениями разлить на пол Святую Кровь, физической невозможностью для некоторых людей употреблять вино, нехваткой вина (например, у миссионеров в далеких странах) – то есть из вполне рациональных соображений. Богословским же базисом причастия под видом хлеба служило учение о том, что Спаситель присутствует во всей Его полноте в каждом из видов Причастия – таким образом, предполагалось, что полнота Таинства сохранялась. Вместе с тем, сам осуществляющий Таинство священник причащается под двумя видами.

  • 7. Как следует обращаться к католическому священнику в русскоязычной практике?




    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №1,4
    Верно!
    Комментарий:

    В католицизме нет единой традиции обращения к священнику. Принятое в русскоязычной практике официальное и письменное обращение к католическому священнику – ваше преподобие (reverende domine), личное обращение – отец (pater).

    В России и на постсоветском пространстве бытует ошибочное мнение, что католических священников принято называть святыми отцами (невоцерковленные люди порой обращаются так даже к православным священникам). Виной подобному заблуждению стали вольные переводы книг и фильмов с иностранных языков на русский. Святой отец или Святейший отец - это обращение к Папе Римскому и только. Падре (padre) по-итальянски значит отец, соответственно, такое обращение к священнику можно услышать лишь в Италии.

  • 8. «На сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее», – сказал Спаситель. О каком камне, согласно католическому учению, здесь говорится? (Мф.16:18).
    Вопрос без списка ответов, с самопроверкой. После устного ответа на вопрос, нажмите кнопку "Правильный ответ" и оцените самостоятельно, правильно ли вы ответили, нажав кнопку "Ответил правильно" или "Ответил неправильно".
    Правильный ответ: Апостол Петр
    Комментарий:

    Католики признают папу главой церкви на основании слов Христа, неправильно ими толкуемых: «На сем камне» (Христе, вере во Христа как в воплотившегося Сына Божьего, исповеданной апостолом Петром, а не на самом Петре) «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». Почему католики относят слова Спасителя «на сем камне» не к Спасителю, а к апостолу Петру? Потому, что Господь пред сими словами сказал Петру: «ты – Петр», и вслед за тем сказал: «и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». Мы утверждаем, что под словами на сем камне разумеет Господь Себя, а не Петра, ибо Камнем веры и церкви в Писании везде называется Христос.


  • 9. Инквизиция достигла своего расцвета в эпоху:



    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    Инквизиция начиналась в Средневековье. А расцвета своего достигла в прославляемую гуманистами эпоху Возрождения и благополучно процветала в период, называемый отечественными историками Новым временем.

  • 10. Какое количество казней было совершено в Европе государственной властью по приговорам католической инквизиции?





    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    В целом по католическим странам Европы за два с половиной столетия «между 1550 и 1800 годами перед судом инквизиций предстало около 150 тыс. человек, но лишь 3000 из них были приговорены к смерти» (Монтер, с.84), то есть  около 2%.

    Исследование, которое в течение шести лет вели светские историки по просьбе папы Иоанна-Павла Второго, опубликованное в 2004 году, дает схожие цифры.

  • 11. Католики не причащают:




    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Католики не причащают тех, кто не прошел конфирмацию (миропомазание), в частности, детей до 12 лет.  «Лишая мирян чаши Господней, римские католики совершенно не допускают младенцев ко св. причащению. Это новое латинское отступление от учения и практики Православной Церкви есть необходимое следствие отступление первого, потому что младенцы не могут вкушать хлеба, как твердой пищи. Оно явилось не ранее XII-го века».
     (Е. Успенский. Обличительное Богословие. д) Недопущение в римской церкви младенцев ко святому причащению).

  • 12. За что католики сожгли Джордано Бруно?




    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Смерть Бруно навсегда останется прискорбным событием в истории католического Запада. Вопрос в другом. За что пострадал Джордано Бруно? Сложившийся стереотип мученика науки не позволяет даже задуматься над ответом. Как за что? Естественно, за свои научные взгляды! Однако на поверку такой ответ оказывается по меньшей мере поверхностным. А по сути – просто неверным.
    Самой точной и самой жизненной наукой для Джордано Бруно была ... магия. Расследование дела Бруно продолжалось 8 лет. Инквизиторы пытались подробнейшим образом разобраться в воззрениях Бруно, тщательно изучая его труды. И склоняли его к покаянию в течение всех восьми лет. Поэтому известные слова Бруно о том, что инквизиторы с большим страхом выносят ему приговор, чем он выслушивает его, можно понимать и как явное нежелание Римского престола этот приговор выносить. Согласно свидетельству очевидцев, судьи действительно были удручены своим приговором больше, чем ноланец. Однако упорство Бруно, отказывавшегося признавать выдвинутые против него обвинения и, следовательно, отрекаться от каких-либо своих взглядов, фактически не оставляли ему никаких шансов на помилование. Бруно судили не как ученого-мыслителя, а как беглого монаха и отступника от веры. 

  • 13. Перед тем, как основать церковь в Риме апостол Петр:




    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №2,3
    Верно!
    Комментарий:

    Почему Рим считает преемником Апостола Петра Римского епископа, а не епископа Иерусалимского или Антиохийского? Ведь, по древнему достоверному преданию, Апостол Петр сначала играл руководящую роль в Иерусалиме, – лишь потом она перешла к Иакову; а Антиохийская Церковь, в которой верующие впервые стали называться христианами, была основана Петром. На это ответа латиняне не дают. У Оригена мы читаем: «Игнатий, второй епископ после Петра»; у Евсевия: «Петр, верховный Апостол, основав сначала свою Церковь в Антиохии, отправляется в Рим, проповедуя Евангелие; он, после Церкви в Антиохии, первым предстоятельствовал и Церкви в Риме вплоть до кончины своей». А папа Иннокентий в письме к Антиохийскому епископу Александру называет Антиохийскую Церковь «первой по времени кафедрой первого Апостола».

  • 14. Хлеб, который католики используют для Евхаристии:



    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Вопрос о евхаристическом хлебе начал обсуждаться латинскими и греческими богословами не ранее X или даже XI века. К этому времени сформировались две традиции: в латинском обряде использовали в таинстве Евхаристии бездрожжевой (пресный) хлеб — опресноки, в греческом обряде Литургию совершали на дрожжевом (квасном) хлебе. Спор о том, какой хлеб следует использовать для Евхаристии послужил одной из формальных причин Великой схизмы.

    См. также: Е. Успенский. Обличительное Богословие. а) Введение опресноков вместо квасного хлеба

  • 15. Как переводится на русский язык древнегреческое слово «схизма»?




    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Схи́зма в переводе с др.-греч. «σχίσμα» буквально означает «расщепление», «раздор», «раскол». «Великой схизмой» именуют отпадение Римской церкви от единой (единственно истинной и спасительной), святой, соборной и апостольской Церкви, состоявшееся в 1054 г.

  • 16. В какие века были индульгенции?




    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №1,2,3,4
    Верно!
    Комментарий:

    Индульге́нция (лат. indulgentia от лат. indulgeo, в долгу, «терпеть, позволять») – в католической церкви освобождение от временного наказания (кары) за грехи, в которых грешник уже покаялся и вина за которые уже прощена в таинстве исповеди, в частности разрешение от наложенной Церковью епитимьи. В эпоху Возрождения получило распространение ошибочное понимание индульгенции как отпущения грехов за деньги, причем независимо от таинства исповеди. Злоупотребления индульгенциями послужили поводом для протеста Мартина Лютера и для начала реформационного движения в XVI в. Возможность получить индульгенцию сохраняется и в современной католической церкви. Для этого нужно выполнить определенные условия. Это может быть паломничество в святое место, участие в престольных праздниках, духовных упражнениях, Крестном пути, посещение кладбищ после Дня всех святых. При этом для получения индульгенции обязательно нужно находиться в «состоянии благодати» (исповедь и причащение, «отсутствие привязанности к грехам») и молиться в интенции папы римского (то есть молиться о том, о чем просит папа).

  • 17. Как католики налагают на себя крестное знамение?




    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Наиболее принятый и распространенный вариант в католическом мире – совершение крестного знамения пятью пальцами, открытой ладонью, слева направо, в память о пяти ранах на теле Христа.

  • 18. Римский догмат о непогрешимости папы Православная Церковь:




    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Не имеет основания и римская идея о преемственной, от Апостола Петра, папской непогрешимости, ибо не мог передать Апостол Петр своему «преемнику» той непогрешимости в делах Истины, которой и сам не обладал. Мы имеем точные указания Священного Писания на то, что и сам Апостол Петр колебался в истине.

  • 19. Православные святые Сергий Радонежский, Сергий и Герман Валаамские, Варлаам Хутынский, Стефан Пермский, Савва Сербский, Антоний и Феодосий Киевопечерские для католиков являются:




    Правильный ответ: №4
    Верно!
    Комментарий:

    Православные святые Сергий Радонежский, Сергий и Герман Валаамские, Варлаам Хутынский, Стефан Пермский, Савва Сербский, Антоний и Феодосий Киевопечерские и др. включены как святые в Римский календарь, одобренный папой Павлом VI в 1969 году. Причиной того может являться оскудение благодати в отколовшемся сообществе католической церкви, отсутствие собственных святых подвижников такого уровня.

  • 20. Как католическая церковь сегодня относится к гомосексуализму и однополым союзам?




    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Католицизм по-прежнему осуждает гомосексуализм и не признает однополые союзы.

  • 21. Слово, которое католический священник использует в крещальной формуле:




    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    В таинстве крещения отличие католической традиции от православной наблюдается в крещальной формуле и в способе совершения этого таинства. Вместо слов «Крещается раб Божий во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Св. Духа, аминь: ныне и присно и во веки веков, аминь», взятых из 49 правила апостольских постановлений, католический священник произносит более отягощенную его личным участием формулировку: «Я крещаю тебя во имя Отца и Сына и Св. Духа. Аминь».

  • 22. В католицизме в настоящее время строгий целибат (безбрачие):




    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №2,3
    Верно!
    Комментарий:

    Во второй половине XX века у католиков был восстановлен институт постоянного диаконата. Постоянным диаконом может стать мужчина, состоящий в браке; но путь в священники для таких диаконов закрыт из-за обязательного целибата священников в латинской церкви. В отличие от постоянного диакона, диакон, не связанный узами браками, в современной католической церкви впоследствии, как правило, становится священником. Что касается, католических епископов (и, вообще, всех монашествующих), то им, как и в Православии, не разрешается быть женатыми.

  • 23. В Ветхом Завете католики признают:




    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    В Ветхом Завете католики признают 39 канонических и 11 «второканонических» книг.

  • 24. Какой из перечисленных ниже терминов обозначает отношения между церковью и обществом (включая власти) у католиков?




    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Папоцезаризм (от лат. papa – «папа» и лат. caesar – «цезарь») — термин, введённый в историографию с XIX века для обозначения таких отношений между церковью и обществом, включая монархов (императорскую, королевскую, царскую власть), при которых духовное лицо, первый церковный иерарх (чаще всего папа римский), сосредоточило в своих руках как светскую, так и духовную власть.

  • 25. Переход католиков, прошедших конфирмацию, в Православие совершается:





    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    По отношению к католикам существует чин приема через Таинство покаяния, так как они переходят из конфессии, в которой апостольское преемство хиротоний (то есть цепь рукоположений, идущая от апостолов) никогда не прерывалось. На Афоне католиков перекрещивают. Следует иметь в виду, в том случае, когда человек не был конфирмован, переход из католицизма в Православие совершается через миропомазание.

  • 26. Сколько римских пап канонизировано в Православной Церкви (входит в современный месяцеслов)?



    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    В Православной Церкви канонизировано двадцать римских пап. Их служение относится к периоду до 1054 года.

  • 27. На каком Вселенском Соборе было утверждено иконопочитание?





    Правильный ответ: №5
    Верно!
    Комментарий:

    Ересь иконоборчества получила особое распространение в VIII в., при императоре Льве Исавре. Иконоборцы считали, что иконопочитание сродни идолопоклонству. Нужно сказать, что в то время отношение многих верующих к православным иконам носило суеверный характер (нередко люди считали священной даже краску с икон), что давало еретикам дополнительный повод для борьбы с иконопочитанием. Для того, чтобы осудить эту пагубную ересь и утвердить иконопочитание, был созван VII Вселенский Собор.

  • 28. Содержится ли в Священном Писании безусловный запрет на создание изображений Бога и Его святых?



    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Запрет на создание изображений следует понимать не как безусловный, а в контексте тех исторических обстоятельств, в которых он был дан еврейскому народу.

  • 29. В какое время были созданы самые ранние христианские изображения, дошедшие до наших времён?




    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Одни из самых ранних, дошедших до нас, священных христианских изображений встречаются в Римских катакомбах — местах погребения христиан и совершения раннехристианских богослужений. Некоторые из обнаруженных там памятников христианского искусства датируются II веком.

  • 30. Кого и что символизировало часто встречавшееся среди раннехристианских изображений изображение рыбы?




    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    Греческий эквивалент слова "рыба", Ίχθύς, состоит из таких букв, которые суть первые буквы выражения (в переводе на русский): «Иисус Христос Сын Божий Спаситель». Кроме того, использование образа рыбы было связано с тем фактом, что ряд апостолов были рыбаками, и в этой связи Сам Христос проводил хорошо понятную им аналогию между ловлей рыбы и привлечением людей через проповедь в Царство Божие (Мф.4:19). Само Царство Божие Он сопоставлял с неводом, наполненным разного рода рыбами (Мф.13:47).

  • 31. Что символизирует крест, нижняя часть которого напоминает полумесяц?



    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    В раннехристианском искусстве якорь нередко служил символом спасения. Как якорь в бурю служит ко спасению корабля, так и Крест Христов является орудием нашего спасения. Сама Церковь нередко представляется под образом спасительного корабля: во время всемирного потопа спаслись только те из людей, кто находились в ковчеге, - во времена христианства спасаются те, кто находятся в Церкви.

  • 32. Кого символизировало в раннехристианском искусстве изображение Орфея?



    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    В раннехристианском искусстве Христос мог изображаться под образом Орфея. Этот, казалось бы, странный приём мог использоваться с целью лучшего усвоения христианами из язычников православных идей. Несмотря на то, что Орфей — персонаж языческой мифологии, между этим мифологическим образом и действительной Личностью Христа можно было провести множество пояснительных параллелей. Так, Орфей, согласно сюжету, был сыном бога, и Христос был Сыном Божьим; Орфей игрой на лире мог усмирять животных, передвигать скалы, деревья, и Христос был повелителем стихий; Орфей сходил во ад и добился от мрачного князя Аида дозволения вывести оттуда Эвридику (при соблюдении определенного условия, которое, впрочем, он не сумел соблюсти), и Христос сошёл душой во ад, сокрушил адовы вереи, победил диавола и вывел оттуда души праведников.

  • 33. Что, как правило, символизирует золото на православных иконах?



    Правильный ответ: №1
    Верно!
  • 34. Почему на иконах Рождества Христова Богородица изображается смотрящей не на Своего Сына, лежащего в пещере, в яслях, а в противоположную сторону?
    Вопрос без списка ответов, с самопроверкой. После устного ответа на вопрос, нажмите кнопку "Правильный ответ" и оцените самостоятельно, правильно ли вы ответили, нажав кнопку "Ответил правильно" или "Ответил неправильно".
    Правильный ответ: Богородица изображается не отвернувшейся от Сына, а смотрящей в сторону богомольца, который находится перед иконой. Ведь Она — не просто Мать, Она — Новая Ева, Царица Небесная, Ходатаица за людей.

  • 35. Почему на иконах Рождества Христова внутренность пещеры (в которой находится Богомладенец) часто бывает отмечена черным фоном?



    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    Черный цвет в православной иконографии часто указывает на ад. В данном случае такое иконографическое решение направлено на то, чтобы показать, что Христос пришёл в мир ради спасения людей, и это спасение подразумевало Крестные страдания и смерть, сошествие во ад и победу над ним (заметим, что пелены Младенца (Христа) часто изображаются напоминающими погребальные).

  • 36. Почему в православной иконографической традиции не принято изображать Страдания Христа на Кресте столь натуралистично, как в католической?


    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    В католической религиозной живописи (иконографии) для подчеркивания глубины физических страданий Христа принято изображать Его Тело сильно провисшим, ноги скрюченными, словно от судорог, голову сильно поникшей. В Православной иконописи такого рода приёмы встречаются не часто: руки Христа, как правило, изображаются почти параллельно позему; Он словно распростирает объятия, желая принять в Царство Божие всех желающих и готовых последовать Его Благовестию. Голова пишется несколько склоненной, но не чрезмерно; Христос предстает перед богомольцем, как Искупитель, Победитель ада и смерти.

  • 37. Для чего на некоторых иконах Крещения Господня в нижней части композиции, в водах реки, изображаются две фигуры: мужская и женская?




    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Фигуры олицетворяют море и Иордан. Такое олицетворение связано с библейским стихом: «Море увидело и побежало; Иордан обратился назад» (Пс.113:3). Заметим, что переход евреев через Чермное море и переход через Иордан нередко рассматриваются в святоотеческой литературе, как прообразы Крещения.

  • 38. Кто изображается на иконах Преображения Господня справа и слева от Христа?



    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    По правую и по левую стороны от Спасителя изображаются Илия и Моисей. Как следует из евангельского повествования, во время Преображения Христа они предстали перед Ним (Мф.17:3).

  • 39. Какое богословское объяснение имеют лучи, изображаемые на иконах Преображения Господня исходящими от Господа Иисуса Христа в сторону апостолов?



    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Изливаемые на апостолов лучи указывают на действие благодати Божьей, сделавшей апостолов способными увидеть нетварный Божественный свет, исходящий от Господа Иисуса Христа.

  • 40. Почему на иконах Воскресения Христова Спаситель изображается сошедшим во ад?



    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    Сошествие Христа во ад состоялось, когда Его Тело располагалось во гробе, то есть до Его Воскресения. Однако иконография этого события показывает, что победа Мессии над смертью включает и такой важный сотериологический аспект, как победа над царством смерти, то есть над адом. Кроме того, иконы, на которых Христос представляется уже Воскресшим, над гробом, с хоругвью в руке, тоже не отображают самого события Воскресения, но лишь его следствие.

  • 41. Что означает иконографический элемент, расположенный под ногами Христа, напоминающий Крест (на иконах типа «Воскресение. Сошествие во ад»)?




    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Под ногами Спасителя изображаются сокрушенные адовы врата. В дохристианские времена душа всякого умиравшего человека попадала в ад. Выйти оттуда не представлялось возможным. Выражаясь символическим языком, ад был заперт для тех человеческих душ, которые оказывались в нём. С Пришествием Христа и совершением Им Искупления ад перестал был неизбежным пристанищем человеческих душ: многие верующие, завершая земную жизнь, наследуют Царство Небесное, а для многих из тех, чья душа всё же оказывается там, переселение в Царство святых возможно по молитвам за них членов Вселенской Церкви.

  • 42. Почему на некоторых иконах Воскресения Христова преисподняя изображается пустой, а на некоторых с душами людей?



    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Церковь учит, что Господь Иисус Христос, победив ад, вывел оттуда души всех, принявших Его проповедь. Однако вопрос о том, все ли души вообще приняли Благовестие и были выведены из ада, остаётся открытым.

  • 43. Почему на иконах Вознесения Господь Иисус Христос часто бывает изображен в меньшем масштабе, чем апостолы?




    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    В православной иконографии действительно применяется модель построения пространства при помощи обратной перспективы. Масштабность фигур также может указывать на особое достоинство изображенных лиц. Скажем, на некоторых иконах фигура Христа более крупная, чем фигуры других людей. Этим подчеркивается, что Он — Господь, Глава Церкви. Что касается икон Вознесения Господня, на них Спаситель нередко изображается в меньшем масштабе, как того требует прямая перспектива, чем обозначается, что Он воистину вознесся превыше Небес и воссел одесную Отца.

  • 44. Почему на некоторых иконах Вознесения Господня Богородица представлена с нимбом, тогда как апостолы без нимбов?



    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    До сошествия Святого Духа на апостолов благодать почивала на них как на учениках и последователях Христа. Однако тогда они ещё не представляли собой Церкви Христовой, днем рождения которой считается именно день Пятидесятницы. Богородица же изображается с нимбом в ознаменование Её особой святости и богоматеринства.

  • 45. Почему на ряде икон Сошествия Святого Духа скамьи, на которых сидят апостолы, написаны таким образом, что образуют полукруг?



    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    С одной стороны, полукруг, подобно кругу, символически указывает на Церковь как на единый Бого-человеческий организм. С другой стороны, отсутствие замкнутости круга, в данном случае, указывает на то, что Церковь Божия не есть общество, замкнутое в себе, но открыта для всех людей вообще.

  • 46. Почему на иконах Сошествия Святого Духа изображается апостол Павел, ведь это противоречит историческим данным, согласно которым, в тот период он не только не был среди апостолов, но и какое-то время по основании Церкви являлся её гонителем?



    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    Во время Сошествия Святого Духа на апостолов в День Пятидесятницы, среди них, разумеется, не было Павла (Савла). Однако он изображается среди апостолов как выдающийся представитель Церкви. Ведь Святой Дух сошёл тогда, чтобы пребывать не только на ближайших учениках Христа, приобретенных Им во время Его земного служения, но в Церкви в целом.

  • 47. Почему на иконах Успения Пресвятой Богородицы Её душа изображается под образом младенца?



    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Изображением души Пресвятой Богородицы в образе младенца подчеркивается Её святость, нравственная чистота. Этот образ тесно связан со словами Спасителя: «кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдёт в него» (Мк.10:15).

  • 48. Мартин Лютер (1483-1546 г.), при составлении своих 95-ти тезисов, имел целью:




    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Планы Лютера в 1517 году заключались в частичной реформе церкви, в ограничении власти папы.

  • 49. Протестанты творят крестное знамение:




    Правильный ответ: №4
    Верно!
    Комментарий:

    Протестанты не возражают против крестного знамения, но так как в Священном Писании нет прямых указаний на совершение крестного знамения, то они этому и не учат. Стоит отметить, Мартин Лютер, которого называют отцом протестантской Реформации, призывал свою паству использовать знамение креста. Например, в своих инструкциях «Как глава семейства должен учить своих домашних молиться по утрам и вечерам» он пишет: «Поднявшись утром, перекрестись и скажи: “Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь”» (Краткий катехизис. Приложение 1, параграф 1. Цитируется по: Книга согласия. Фонд «Лютеранское наследие» 1996 г., стр. 433).

  • 50. В протестантских церквях и домах нет икон, так как протестанты убеждены, что:




    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Протестанты не используют образов для поклонения в соответствии с ложным мнением, что это сродни идолопоклонству; согласно их ошибочному представлению, на это содержится запрет в Библии (Исх.20:4; Лев.26:1; Втор.4:15-16).

  • 51. Как Лютер относился к индульгенциям в момент опубликования своих тезисов?




    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    Лютер не отрицал правомерность и действенность индульгенций, но возражал против злоупотреблений при их выдаче (см. Православная Энциклопедия, «Индульгенция»). Его 71-й тезис гласил: «Кто говорит против истины папских отпущений – да будет тот предан анафеме и проклят». Индульгенции в католицизме существуют и в наше время, однако в ином виде: теперь их регламентирует булла Павла VI Indulgentiarum Doctrina («Учение об индульгенциях»), опубликованная в 1967 году.

  • 52. Название «протестантизм» происходит от:




    Правильный ответ: №4
    Верно!
    Комментарий:

    Название «протестантизм» возникает из так называемой Шпайерской протестации. Это был протест, поданный в 1529 году шестью князьями и четырнадцатью свободными немецкими городами на рейхстаге в Шпайере, против преследования лютеран. По названию данного документа сторонники Реформации получили впоследствии название протестантов, а совокупность возникших в результате Реформации некатолических конфессий – протестантизм.

  • 53. По отношению к католицизму протестантизм можно считать:


    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Как пишет протоиерей Максим Козлов в книге «Западное христианство: взгляд с Востока», «Лютер имел намерение освободить верующих от духовного деспотизма и произвола. Но, отвергнув авторитет папы, он в силу логической необходимости, отверг и авторитет римско-католической иерархии, а затем святых отцов и Вселенских соборов, то есть отверг все вселенское Священное Предание. Отвергнув же во имя личной свободы весь авторитет Церкви, Лютер тем самым дал полный произвол в делах веры, что привело к разделению и отпадению от Римской церкви. Дав народу Библию на немецком языке, немецкий реформатор считал, что Священное Писание ясно само по себе и что всякий человек, не закоснелый во зле, будет правильно понимать его без руководства Преданием Церкви. Однако он ошибся: даже ближайшие сподвижники его различно толковали одно и то же библейское место. Итак, полное отрицание всех авторитетов и возведение в степень авторитета личного мнения, субъективного принципа, то есть рационализм в области веры, – вот к чему пришел Лютер в борьбе со злоупотреблениями католичества».

  • 54. Существует ли в протестантизме канонизация святых?


    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Протестанты рассматривают святость в ограниченном понимании.

    Говоря о понимании святости, возможно использовать три слова: один, некоторые, все
    - Только Бог свят по Своей природе. Мы можем быть святы только через причастие святости Божией. 
    - Далее, мы говорим о тех святых, которые прославлены Церковью на основании определённых критериев, т.е. святость, причастность Богу которых очевидна. Их опыт богопознания, богообщения и богоуподобления служит для нас примером, их молитвенная помощь засвидетельствована многими людьми.
    - Наконец, мы говорим, что к святости призваны все. Когда ап. Павел адресует свои послания всем святым в Риме, в Колоссах и т. д., он обращается к христианским общинам. В смысле стремления, призванности к святости - святы все христиане. 

  • 55. Какой принцип не относится к пяти основным принципам протестантской теологии?






    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    Пять основ протестантского богословия (т.е. основные принципы протестантской теологии, которые на латыни выражаются в форме фраз): Sola Scriptura («только Писание»), Sola fide («только верой»), Sola gratia («только благодатью»), Solus Christus («только Христос»), Soli Deo gloria («только Богу слава»).

  • 56. Почему, если протестанты утверждают, что Священное Писание можно правильно толковать без опоры на Священное Предание Церкви, у них встречается столь много разногласий в интерпретации Библии?



    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Некоторые места Священного Писания настолько трудны для правильного восприятия, что опираясь лишь на собственный разум, легко соскользнуть в заблуждение. Наглядным подтверждением тому служат сами протестанты, противоречащие друг другу в толковании такого рода мест. Заметим, что и сами канонические Книги Нового Завета были определены именно как канонические, боговдохновенные, не без опоры на Священное Предание.

  • 57. Чужды ли протестантам внутрицерковные предания?



    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    Протестанты отвергают авторитет Священного Предания истинной Церкви Христовой, Православной, однако при этом их принцип, Sola Scriptura, не работает. Каждая протестантская деноминация имеет свои предания, включающие всякого рода катехизисы, пособия по догматике, исследовательские богословские труды, комментарии на Священное Писание, сборники проповедей и т. п.

  • 58. Как протестанты относятся к священным изображениям?




    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Протестанты по своему заблуждению отвергают почитание священных изображений, не понимая разницы между ними и между идолами.

  • 59. Кто, из перечисленных ниже людей, по своим взглядам, был наиболее близок к протестантизму?




    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    В отрицании мистической жизни Церкви, рационализме, Лев Толстой был близок к протестантам, но его отпадение от христианства было, несомненно, более глубоким.

  • 60. Протестанты не поклоняются мощам, так как, считают, что:




    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    Протестанты ошибочно считают, что в Библии нет прямых указаний на то, чтобы тела умерших благочестивых людей делать объектом почитания.

  • 61. Есть ли у протестантов монашество?




    Правильный ответ: №4
    Верно!
    Комментарий:

    У протестантов нет монашества и монастырей.

  • 62. Название получившей широкую известность книги, американского православного священника Питера Гиллквиста, ранее являвшегося протестантом:




    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    С февраля по апрель 1987 года несколько тысяч протестантов, духовенство и миряне, перешли в Православие. Книга «Возвращение домой. От протестантизма к православию» излагает шаг за шагом хронику пройденного пути, разбирая один за другим сложные и подчас запутанные библейские и богословские вопросы, с которыми приходилось сталкиваться бывшим протестантам в процессе своего продвижения.

  • 63. Практикуются ли в протестантизме Таинства в строгом понимании этого слова?



    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    В силу существующего в рамках Православия указания принимать представителей некоторых протестантских общин в Православную Церковь без перекрещивания можно утверждать, что таким образом признаётся действенность совершаемого в их общинах Крещения (разумеется, действенность не как пустого, формального символа или обряда, но как Таинства). (См. по этому поводу: «По второму чину, т.е. через покаяние, отвержение от ересей, исповедание православной веры и чрез миропомазание, принимаются лютеране, кальвинисты и англикане (епископалы). Лютеране и кальвинисты по той причине, что у них нет таинства миропомазания и нет духовенства апостольского преемства; англикане – по той причине, что апостольское преемство их духовенства находится под вопросом, как это отмечал Филарет, митрополит Московский». Архим. Амвросий (Погодин). «О чине принятия в Православную Церковь».

  • 64. Младший современник отцов Реформации, которого называли «женевским папой»:




    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Основы реформатской традиции изложил в своих трудах Жан Кальвин, младший современник отцов Реформации. Его основным сочинением является знаменитый труд «Наставления в христианской вере». Его влияние как в Швейцарии, так и в Европе было столь велико, что в свое время он заслужил название «женевского папы».

  • 65. Имеют ли протестантские пасторы апостольскую преемственность священнослужения?




    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Хотя сам институт священства Реформация прямо не отвергла, но изменилась его природа. Сущность рукоположения, по учению «Апологии Аугсбургского исповедания», «следует полагать только в назначении на должность проповедников, но не в сообщении особых благодатных даров, отличающих священников от мирян». Естественно, что там где нет особых даров благодати в служении священника, там нет нужды и в апостольском преемстве. Избрание священнослужителей (так называемое посланничество снизу) – дело всех верных, как гласит об этом Апология, «назначение священников предоставлено Церкви Божиим велением», и в этом она не опирается на непрерывное течение благодати Христовой, но сама наделяет необходимым авторитетом.

  • 66. Согласно протестантскому учению, человек спасается:




    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Представление о спасении только через веру развилось преимущественно из своеобразного толкования посланий ап. Павла, столь почитаемого Лютером. Как гласит «Аугсбургское исповедание»: «Мы не можем получить прощение грехов и оправдание пред Богом нашими заслугами, но мы получаем прощение их и очищаемся пред Богом из милости, по вере во Христа, мы верим, что Христос пострадал за нас и ради Него нам прощен грех, даруется праведность и жизнь вечная. Ибо эту веру Бог сочтет и вменит в оправдание пред Ним, как говорит ап. Павел».

  • 67. Молятся ли протестанты за усопших?




    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Те православные христиане, которые при своей жизни не смогли победить грех и стать святыми, после смерти не исчезают. Не унаследовав Царство Небесное и оказавшись в аду, они нуждаются в наших молитвах. Поэтому Православная Церковь молится за умерших, надеясь, что по этим молитвам Господь ниспошлёт им Свою милость и они получат некоторое облегчение от мук, а возможно и обретут Царство Божие. Но протестанты отказываются признавать необходимость молитв за усопших и молиться за них, считая, что такого рода молитвы напрасны.

  • 68. Учение, которое изложил Жан Кальвин как один из аспектов учения о личном спасении:




    Правильный ответ: №4
    Верно!
    Комментарий:

    Важная особенность учения кальвинистов отражается в концепции о предопределении, согласно которой каждый человек еще до своего рождения предопределен спастись или погибнуть.

  • 69. Сколько книг Библии отсутствует в ее протестантских изданиях?




    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    Особенность протестантских изданий Библии в отсутствии там одиннадцати ветхозаветных книг: Товита, Иудифи, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса сына Сирахова, пророка Варуха, Послания Иеремии, второй и третьей книги Ездры и трех книг Маккавейских. Они не входят в еврейский перевод Священного Писания и называются неканоническими, то есть не вошедшими в канон («образец», «правило» греч.). В греческом переводе Библии эти книги есть. Славянский перевод Священного Писания осуществлялся с греческого текста, поэтому неканонические книги вошли в него и по традиции присутствуют в православных изданиях Библии. Согласно православному катехизису святителя Московского Филарета, Церковь предлагает своим чадам неканонические книги в качестве благочестивого чтения, но не распространяет на них понятие богодухновенности, присущее каноническим. При этом некоторые протестантские издания Библии помещают данные книги в отдельном разделе.

  • 70. Имеет ли первое правило II Вселенского Собора о непреложности Символа веры авторитет неизменного догматического положения?


    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Данное правило гласит: «Святые отцы, собравшиеся в Константинополе, определили: да не отменяется символ веры трех сот осминадесяти отцев, бывших на соборе в Никеи, что в Вифинии, но да пребывает оный непреложен; и да предается анафеме всякая ересь...».
    В своё время Аристен толковал это правило так: «Твердо должна быть хранима никейская вера, а ереси должны подлежать анафеме»; аналогичным образом это правило комментируется в Славянской Кормчей: «Яже в Никее святых отец вера твердо да держится, и пребывает. Реченая же и писаная на ню от еретик, и еретики, да будут прокляти. Се правило разумно» (см.: Зонара и Вальсамон. Святый и вселенский вторый собор был...).
    Итак, главное, на что ставили акцент отцы II Вселенского Собора: вероучение, кратко, ёмко и точно выраженное в Никео-Цареградском Символе веры, не должно подлежать изменению или, что, в данном случае то же, искажению. И это понятно, ведь догматы веры, равно как и догматическое учение Церкви в целом, не подлежат изменению (другое дело, что догматические формулировки могут подвергаться изменениям). Заботясь о сохранении веры, отцы Собора запретили вносить изменения в Символ, понимая, что то или иное изменение, пусть даже и одобренное собранием архиеерев, может исказить его внутреннее содержание (для того, чтобы это понять, достаточно вспомнить, каких напряженных усилий стоило Церкви утверждение этого Символа).
    Но значит ли сказанное, что Церковь вовсе не вправе вносить в Символ веры даже и такие изменения, которые не искажают, не уродуют православное вероучение, но лишь изменяют формальное содержание Символа новыми уточняющими терминами или формулировками? Не значит. Если Вселенская Церковь сочтёт такое действие необходимым и при общем согласии представителей всех Поместных Церквей, на очередном Вселенском Соборе всё же внесёт в него некоторые изменения (не противоречащие истинному вероучению, то есть тому, какое исповедывали ортодоксальные отцы, участники первых двух Вселенских Соборов), этим она не нарушит ни одного православного догмата (заметим, что отцы II Вселенского Собора внесли в первую часть Символа веры, составленную на I Вселенском Соборе, те изменения, которые, с их точки зрения, лучше отражали содержание веры, и дополнили эту часть новыми членами).

  • 71. Кто из перечисленных Лиц был анафематствован на V Вселенском Соборе?



    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    Несмотря на то, что на этом Соборе были осуждены некоторые произведения Феодорита Кирского и письмо Ивы Эдесского к Марию Персу, они лично не были анафематстсвованы. Из трех перечисленных лиц лично подвергася анафеме только Феодор Мопсуестийский.

  • 72. В чем состояла суть ереси монофелитства?



    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Учение монофелитов сводилось к тому, что поскольку Господь Иисус Христос — одна Личность (одна Ипостась), постольку и воля в Нём одна. Они упускали из виду, что воля — принадлежность природы, и поскольку во Христе два естества, постольку и воль две. Христос — Совершенный Бог и Совершенный Человек, и, стало быть, Он обладает волей как по Божественному, так и по человеческому естеству.

  • 73. В каком отношении идея монофелитства была привлекательна для императора Ираклия?




    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Монофелитство привлекало Ираклия в том отношении, что он надеялся при помощи этого учения примирить православных и монофизитов (через единство вероисповедания), и, таким образом, укрепить единство империи.

  • 74. Кто из перечисленных святых отцов Православной Церкви прославился в борьбе с монофелитством?




    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Преподобный Максим Исповедник являл собой образец защитника веры от монофелитов. После него осталось множество произведений, среди которых видное место занимают труды, посвященные учению о Лице Господа Иисуса Христа.

  • 75. Как светская власть и солидарные с нею епископы, современники преподобного Максима Исповедника, воздали ему за его труды?




    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Поскольку на стороне еретиков были не только многие епископы, но и высшая светская власть, преподобного Максима Исповедника, за твердость в противодействии ереси, взяли под стражу. Не сумев ни переубедить его, ни сломать, его подвергли страшным пыткам, отсекли правую руку, отрезали язык, после чего сослали в ссылку, где вскоре он почил о Господе.

  • 76. Какой Римский папа признал монофелитство за истинное учение, а затем был анафематствован VI Вселенским Собором?




    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    В вопросе о том, сколько хотений или воль во Христе, папа Гонорий поддерживал идею, что во Христе одна воля, одно хотение. Таким образом, он служит ярчайшим примером, опровергающим римо-католическое учение о папской непогрешимости. VI Вселенский Собор предал папу Гонория анафеме.

  • 77. Какой Римский папа прославился в борьбе с монофелитством и принял за стойкость в вере осуждение, страдания и изгнание?
    Вопрос без списка ответов, с самопроверкой. После устного ответа на вопрос, нажмите кнопку "Правильный ответ" и оцените самостоятельно, правильно ли вы ответили, нажав кнопку "Ответил правильно" или "Ответил неправильно".
    Правильный ответ: Мартин

  • 78. Как, согласно определению VI Вселенского Собора, соединены Божественная и человеческая воли во Христе?







    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №1,3,5,6
    Верно!
    Комментарий:

    Образ соединения воль во Христе соответствует образу соединения заключенных в Его Ипостаси естеств, Божеского и человеческого.

  • 79. Назовите причины возникновения иконоборчества:




    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №1,2
    Верно!
    Комментарий:

    Одной из главных причин возбуждения ереси иконоборцев было неправильное отношение к иконопочитанию как к форме идолопоклонства. Такое отношение было вызвано непониманием, что молитвенное обращение к лицам, изображенным на иконах, не есть обращение к самим иконам (дереву и краскам). Кроме того отношение многих верующих к иконам и действительно носило суеверный характер. Например, по некоторым свидетельствам, люди могли соскребать краску с икон, и, считая святыней саму эту краску, добавлять её, куда считали нужным, в качестве освящающего ингредиента.

  • 80. На подвиг кого из защитников иконопочитания указывает икона «Троеручица»?



    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Во времена иконоборческих движений преподобный Иоанн Дамаскин занял сторону почитателей православных икон. Активная деятельность в пользу защиты иконопочитания вызывала раздражение еретиков, и тогда они прибегли к коварной хитрости: оболгали его перед халифом, выставили изменником. За это, согласно преданию, его подвергли отсечению руки. Однако по действию Божьего Промысла, после сердечной молитвы святого перед образом Божьей Матери, отрубленная рука, прислоненная к ране и перевязанная материей, была исцелена (согласно преданию, в это время страдалец пребывал, будто во сне). Так честь оклеветанного защитника икон была восстановлена, а клеветники были посрамлены. Впоследствии, в знак благодарности, святой приложил к иконе Божьей Матери образ руки, изготовленный из серебра. В честь и память этого события в православной иконографии утвердился образ Богородицы «Троеручица».

  • 81. Каков, согласно решениям VII Вселенского Собора, смысл моления перед иконами?



    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Икона нередко называется окном в горний мир. Почему? Она образно представляет нам Бога или святого. Тем не менее, взирая на образ, мы возносим молитвы первообразу — то есть тому, кто представлен на иконе. Бог или Его святой слышат молящегося (несмотря на то, что он созерцает «всего лишь» образ и находится перед образом, а не перед первообразом), и по его вере, в соответствии с условиями Промысла, действительно отвечает (реагирует) на них.

  • 82. Возможно ли на законных основаниях созвать VIII Вселенский Собор?


    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    О том, что Вселенских Соборов должно быть не более семи, Писание нигде не сообщает. Не является препятствием для созыва очередного Собора и факт отпада от Православия Римской Поместной Церкви в 1054 году.

  • 83. Источник, из которого мы знаем о Рождестве Пресвятой Богородицы:




    Правильный ответ: №4
    Верно!
    Комментарий:

    Обстоятельства Рождества Пресвятой Богородицы не описаны в Священном Писании Нового Завета, но они отражены в Священном Предании, в частности — в святоотеческой литературе. Отдельные сведения об этом событии содержатся в апокрифе II века — «Евангелии Иакова». Хотя Церковь не приняла эту книгу в качестве вполне достоверной и канонической, запечатленное в ней предание, в той части, которое признавалось святыми отцами, пользовалось авторитетом и любовью церковного народа.

  • 84. В праздник Рождества Пресвятой Богородицы и на других Богородичных праздниках на утрене совершается чтение двух канонов. Какому другому событию также посвящен второй из них?




    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    В праздник читаются два канона Рождества Пресвятой Богородицы, второй из которых посвящен не только Рождеству Пречистой, но и Ее Введению во Храм. Эти два события так же близки между собой, как Рождество Христово и Сретение Господне.

    См. также: Канон второй Рождеству Пресвятой Богородицы

  • 85. Родители Богоматери:




    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    Отец Пресвятой Богородицы — святой праведный Иоаким, мать — святая праведная Анна.

  • 86. К числу каких праздников относится Рождество Пресвятой Богородицы?




    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Рождество Пресвятой Богородицы принадлежит к числу двунадесятых непереходящих праздников.

  • 87. Мать Пресвятой Богородицы, согласно преданию, происходила:




    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №1,4
    Верно!
    Комментарий:

    Согласно преданию, представленному, в частности, святителем Димитрием Ростовским, святая праведная Анна происходила из колена Левия, из священнического рода Аарона. Вот его слова: «Святой Иоаким жил в городе Назарете Галилейском и имел жену по имени Анну из колена Левиина, из рода Ааронова, дочь... Матфана, жившего пред царствованием Ирода, сына Антипатра».

    См. также: Святитель Димитрий Ростовский. «Житие святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны».

  • 88. Отец Пресвятой Богородицы, согласно преданию, происходил:




    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №2,3
    Верно!
    Комментарий:

    Святой праведный Иоаким происходил из колена Иуды, из царского и мессианского рода Давида.

  • 89. Дедушка по матери Пресвятой Богородицы, согласно преданию, был:




    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    Согласно преданию, Пресвятая Богородица была внучкой священника Матфана (мать Богородицы Анна была его младшей дочерью).

    См. также: Святитель Димитрий Ростовский. «Житие святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны».

  • 90. Рождество Пресвятой Богородицы является:




    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — первый двунадесятый православный праздник церковного года.

    См. также: Православный церковный календарь

  • 91. Как переводится имя Мария (Мариам)?




    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Имя Мария по-еврейски звучит «Мариам» и означает «возвышенная», «превознесенная».

  • 92. В праздник Рождества Пресвятой Богородицы и на других Богородичных праздниках на великой вечерне совершается чтение трех паремий. Подберите к каждой из трех книг соответствующее содержание стихов, читаемых на богослужении праздника.
    • Быт.28:10-17
    • Иез.44:2-4
    • Притч.9:1-11
    • Премудрость создавшая дом
    • Затворенные врата
    • Лестница Иакова
    Вопрос на сопоставление: упорядочьте правый столбец так, чтобы понятия в нём соответствовали левому. Это делается мышкой или, на смартфонах, - пальцем.
    Правильный ответ: null
    Верно!
    Комментарий:

    На великой вечерне после входа — чтение трех паремий, которые читаются и на других Богородичных праздниках. В первой паремии (Быт.28:10-17) говорится о лествице (лестнице), которую видел Патриарх Иаков. Эта лествица прообразовала Пресвятую Деву, через Которую воплотился (восприняв в Свою Божественную Ипостась человеческое естество) и от Которой Родился Сын Божий. Во второй паремии (Иез.44:2-4) сказано о затворенных вратах, виденных пророком Иезекиилем, через которые никто не проходил, но пройдет Господь Бог Израилев и «будут (они) затворены». Эти затворенные врата являют собой прообразование Приснодевства Богородицы. В третьей паремии (Притч.9:1-11) говорится о Премудрости, создавшей себе дом, и ясно указывается на Пресвятую Деву Марию, от Которой родился Христос Спаситель.

  • 93. Город, в котором, согласно преданию, родилась Богоматерь:




    Правильный ответ: №4
    Верно!
    Комментарий:

    Пресвятая Богородица родилась в доме, который находился в северо-восточной части Иерусалима.

  • 94. К какому веку относятся первые упоминания о праздновании Рождества Пресвятой Богородицы?




    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Праздник в воспоминание Рождества Пресвятой Богородицы установлен Церковью в глубокой древности. Указание о нем есть уже в IV веке. По свидетельству древнего предания, святая равноапостольная царица Елена в начале IV века построила в Палестине храм в честь и память Рождения Божией Матери. Об этом событии повествуют святители Иоанн Златоуст и Епифаний Кипрский, а также блаженные Августин и Иероним.

  • 95. Причиной скорбей родителей Пресвятой Богородицы была:




    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    Родители Богородицы страдали по причине бездетности. У евреев бесплодие считалось наказанием Божиим за грехи, поэтому окружающие уничижали их, о чем говорит кондак праздника Рождества Пресвятой Богородицы: «Иоаким и Анна от поношения безчадства... освободились».

    См. также: Святитель Димитрий Ростовский. «Житие святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны».

  • 96. Книга, в которой содержатся тексты богослужебных последований праздника Рождества Пресвятой Богородицы:




    Правильный ответ: №4
    Верно!
    Комментарий:

    Тексты богослужебных последований праздника Рождества Пресвятой Богородицы содержатся в Минее.

  • 97. Какой цвет имеют богослужебные облачения в праздник Рождества Пресвятой Богородицы?




    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    В праздник Рождества Пресвятой Богородицы богослужебные облачения имеют голубой цвет. Обозначая сугубую духоносность Пречистой, этот цвет в то же время символизирует Ее небесную чистоту и непорочность.

  • 98. В каком году родилась Богоматерь?





    Правильный ответ: №5
    Верно!
    Комментарий:

    Свящ. Вадим Маркин в «Руководстве к изучению Священной Библейской Истории» пишет о том, что согласно Апостолу от Семидесяти Еводу, епископу Антиохийскому, Пречистая родила Спасителя в возрасте пятнадцати лет. «Таким образом, — пишет священник, — получается, что Пресвятая Богородица родилась в 20 году до Р.Х., так как Спаситель родился в 5 году до Р.Х.» Однако год Рождества Самого Спасителя тоже окончательно не установлен, и разные исследователи называют разные даты, поэтому и год Рождества Богородицы не представляется возможным выявить точно.

    См. также: Проф. М.Д. Муретов. «В каком году родился Господь наш Иисус Христос?»; Б.И. Гладков. «Определение года рождения Иисуса Христа».

  • 99. Церковные гимнографы, поэты, авторы канонов праздника Рождества Пресвятой Богородицы:




    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №2,4
    Верно!
    Комментарий:

    Авторами канонов празднику Успения Пресвятой Богородицы являются свв. Иоанн Дамаскин (первый канон) и Андрей Критский (второй канон).

  • 100. Память какого святого (каких святых) совершается на следующий день после праздника Рождества Пресвятой Богородицы?




    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    На следующий день после праздника (22 сентября) совершается память святых праведных Богоотец Иоакима и Анны.

  • 101. Зрелище, причинившее, согласно преданию, матери Богородицы большую скорбь:




    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Однажды Анна печальная пошла в свой сад, села под лавровым деревом, вздохнула из глубины сердца и, возведя свои глаза, полные слез к небу, увидала на дереве птичье гнездо с маленькими птенцами. Зрелище сие причинило ей еще большую скорбь, и она с плачем начала взывать: «Горе мне бездетной! Должно быть, я самая грешная среди всех дщерей Израилевых, что одна пред всеми женами так унижена. Все носят плод своего чрева на своих руках, — все утешаются своими детьми: я же одна чужда сей радости...»

  • 102. С каких слов начинается тропарь Рождества Пресвятой Богородицы?
    Впишите ответ самостоятельно.
    Правильный ответ: радость возвести всей вселенней
    Верно!
    Комментарий:

    Рождество́ Твое́, Богоро́дице Де́во,/ ра́дость возвести́ всей вселе́нней:/ из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце пра́вды Христо́с Бог наш,/ и, разруши́в кля́тву, даде́ благослове́ние,// и, упраздни́в сме́рть, дарова́ нам живо́т ве́чный.

    Перевод: Пресвятая Богородица! Ты родилась, и все люди обрадовались, потому что от Тебя родился Христос, наш Бог, наш свет. Он снял с людей проклятье и дал благословение; Он уничтожил смертное мучение в аду и дал нам вечную жизнь на небесах.

  • 103. Ангел, согласно преданию, явился с благовестием о предстоящем чадорождении:




    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    Чтобы сообщить о рождении чада, Ангел, согласно преданию, явился сначала святой праведной Анне, а затем и мужу ее, святому праведному Иоакиму.

  • 104. День Рождества Пресвятой Богородицы имеет:




    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    День Рождества Пресвятой Богородицы имеет один день предпразднства и четыре дня попразднства с отданием.

  • 105. В честь святых родителей Богоматери в Москве носит название:




    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Район Москвы Якиманка назван по главной улице (с конца XVIII в. это улица Большая Якиманка), которая получила название в честь придела Иоакима и Анны Благовещенской церкви, впервые построенной в 1493 и снесённой в 1969 г. Храм располагался на месте пересечения улицы Малая Якиманка и современного Якиманского проезда.

  • 106. Что ныне находится на месте дома, в котором, согласно преданию, родилась Пресвятая Богородица?




    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Точное место Рождества Богородицы православные и католики указывают по-разному, и места эти отстоят друг от друга примерно на 70 м. Согласно православному Преданию, на месте дома праведных Иоакима и Анны, где родилась Пресвятая Богородица, находится монастырь Святой Анны или монастырь Богоотцов Иоакима и Анны.

Правильных ответов:
0
0%
Ошибочных ответов:
0
0%
Вы неправильно ответили на следующие вопросы: