44. Поклонение Богу в истине

44. Поклонение Богу в истине

(3 голоса4.3 из 5)

Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи, словами Христос Воскресе!

Вчера мы говорили о том, что суббота должна быть для человека, а не человек для субботы (Мк.2:27)! Но этот принцип предполагает не только допущение нарушения установлений, но и их соблюдение. Ведь для человека «суббота» все-таки должна быть!

Это тем уместнее обсуждать в виду того, что сегодня мы вспоминаем разговор Христа с самарянкой (Ин.4:1-26), в котором главным для наших с вами бесед является ее вопрос: «А как нужно молиться и поклоняться Богу? Христос на это ответил, что истиннии поклонницы поклоняются Богу духом и истиною (Ин.4:23)! Мы не можем не отнести эти слова к богослужению, и в частности, к тому, что неизбежно связанное с внешними формами и обрядами богослужение,непременно должно быть поклонением Отцу в духе и истине.

А это как? – спросите вы!

А так, как велит Церковь в своих установлениях, выработанных трудами великих подвижников и данных нам в руководство! Кто действительно жаждет спасения, тот должен любить Церковь, единственную надежную руководительницу ко спасению. А кто действительно любит Церковь, тот должен любить и все то, что дано Ею нам в руководство, что завещано Ею и установлено. При этом, в ее установлениях надо различать букву и дух (внутреннее содержание).

Например, Устав велит соблюдать время совершения служб, о чем мы подробно говорили на нашем занятии «О времени суточных служб»!

Ну,.. и много людей в нашей Церкви, соблюдает это принципиальное веление Устава?! Зайдите в наши храмы в празничные дни, и вы увидите повсеместное традиционное нарушение этой нормы в совершении так называемых «всенощных бдений»! Мало того, что для приходских храмов и малых обителей Устав этого даже не предполагает, о чем мы недавно с вами говорили («Знаки церковного календаря»), так еще и всенощными без зазрения совести у нас стали называть не те бдения, которые продолжаются всю ночь, а те, которые свят. Афанасий (Ковровский) с горечью называл пародиями и имитациями их. Вот его цитата: «Так называемые всенощные бдения, не только не занимающие всей ночи, но укладывающиеся порой в один час, и оканчиваемые задолго до начала ночи, совершающиеся без числа и без меры, едва не ежедневно, являются имитаций церковных служб, если не сказать: пародий».

Почему эти службы длятся 1, 2, ну максимум 3 часа? Да, потому что совершать все положенное сил нет. Естественно, что приходится сокращать все, что можно. К этому нет вопросов, а вот, называть всенощным бдением службу, совершаемую не ночью, а лишь на закате солнца, значит говорить неправду. Совершать же такой сокращенный вариант утрени с вечерней означает совершать поклонение Богу не в духе и истине, а в букве и неправде.

Мало того, что данная уставная аномалияв РПЦ стала традиционной для праздничных дней, она же стала практиковать и в другие (непраздничные) дни. Но совершение Утрени вечером, а Вечерни утром (особенно во время Великого Поста) по сути является поклонением Богу не в истине. К тому же такое неистинное поклонение неизбежно приводит к изменению последовательности и других служб, превращая все богослужение в карикатуру: после Вечерни вечером же служится сразу Утреня и 1 час. Затем дома совершается Повечерие или читаются «вечерние молитвы», что, согласитесь, тоже выглядит весьма абсурдным! Затем после «утренних молитв» совершается Полунощница (как правило, в монастырях), после чего в районе 7–9 утра совершаются дневные Часы (3 и 6). Причем, эти Часы традиционно ныне читаются до Литургии, хотя Типикон предписывает совершение Литургии после 1‑го часа, не упоминая при этом ни третий, ни шестой. И, кстати, в афонских монастырях Литургия совершается исключительно после 1‑го часа, а 3‑й и 6‑ой совершаются уже после нее в соответствии с временем их совершения.

Как видите, такая схема служб, когда акцент делается не на времени каждой отдельной службы, а на ее обязательном прочтении независимо от того, когда и с какой «скоростью» она совершается, означает нарушаение «ДУХа (ИСТИНЫ)» во имя исполнения «БУКВы».

А ведь чины церковные и правила молитвы создавались не случайно и как-нибудь. В богослужении и в Уставе православной Церкви все строго продумано. Все (даже малейшие детали) имеют свой глубокий смысл. Как в хорошем музыкальном произведении все звуки сочетаются в одну стройную гармонию, как на прекрасной картине и линии, и краски, и тени расположены так, что все вместе только восхищают зрителя, так и в нашем величественном, дивном и прекрасном богослужении. Непрофессиональная перестановка одной части богослужения на место другой, внесение несоответствующих дополнений, опущение даже небольших деталей, — это также нарушает общую гармонию богослужения, как фальшивая нота в пьесе и случайно проведенная на картине ненужная черта.

Наше богослужение — высокохудожественное произведение, сложный механизм тонкой работы. И одно “Господи помилуй” опущенное или не там прибавленное, для церковных людей то же, что для художника одна черточка не на том месте поставленная, что в сложном точном механизме малая неточность, нарушая всю работу. И если иногда нам неясен смысл той или иной детали богослужения, — это не значит, что его вовсе нет. Это значит только, что мы еще ПОКА не понимаем его.

Приведу несколько примеров, когда некоторые уставные предписания при первом знакомстве с ними вызывают недоумение своим кажущимся несоответствием, тогда как на самом деле являются звеньями единой стройной системы.

1. Так, в день памяти св. муч. Евфимии (24 июня/11 июля) на Утрени Устав предписывает стихиры на хвалитех, а арх. Гавриилу (26 июня/13 июля) при том же праздничном знаке таковых стихир нет. Это что? Недосмотр? И не является ли умалением памяти Архангела? Такой же вопрос рождается и тогда, когда мы замечаем, что в день памяти равноапостольной Марии Магдалины назначена во-первых, шестиричная служба, а во-вторых, без тех же хвалитных стихир; в то же время на память мученицы Христины (ее память буквально через день, 24 июля), при том же праздничном знаке есть хвалитные стихиры!

Дело в том, что память муч. Евфимии совершается только два раза в год, а память архангела Гавриила 4 раза (13 июля, 26 марта, в праздник Благовещения и вместе с архангелом Михаилом 8 ноября), и кроме того ежеседмично по понедельникам, вместе со всеми бесплотными силами. Точно также муч. Христина прославляется один раз в году, а равноапостольная Мария Магдалины (кроме этого дня еще прославляется в неделю Мироносиц и во всю следующую за сей неделей седмицу).

Как видите, эти на поверхностный взгляд не совсем понятные детали лишний раз показывают, как в нашем церковном Уставе все принято во внимание, до самых мелочей взвешено и учтено.

2. Еще пример в доказательство этого утверждения. Странным может показаться, что начало кафизм обычно предваряется пением Господи помилуй трижды, Слава… и ныне…, тогда как на вечерне кафизмы такого предварения не имеют. Почему? Да потому что на вечерне кафизмы следуют непосредственно за ектеньей и пение Господи помилуй было бы повторением того, что только что перед этим многократно совершалось на ектении, тем более, что трекратное Господи помилуй в соединении со Слава… и ныне… соответствует малой ектении и при совершении службы мирянами. В других случаях начало кафизмы отделяется от ектении пением тропарей и седальнов.

3. И еще, ряд псалмов, как правило, завершается: Слава… и ныне… Аллилуйя трижды с тремя поклонами. Но на второй части полунощницы псалмы 120 и 133 и в начале утрени псалмы 19 и 20 не имеют такого завершения. Почему? Потому, что в этих двух случаях непосредственно после псалмов следует Трисвятое - тоже небесная хвала триединому Господу, обычно сопровождаемая так же тремя поклонами. А умножение поклонов, и шестикратное повторение двух почти сходных славословий Устав признает несоответствующим, нарушающим меру и потому одно из славословий опущено.

4. Да что там далеко ходить! Вот сегодня (в Неделю самарянки) на Литургии назначено читать 28 зачало из кн. Деяний (с 19 стиха и до конца 11 главы). Вроде бы ничего особенного, но, обратите внимание, что при этом, почему-то предписано пропустить 27 и 28 стихи!!! — Зачем?? Оказывается (посмотрите в текст) в этих стихах излагается предсказание пророка Агава о голоде, грядущем на всю вселенную (Деян. 2, 27-28). И что?? А то, что это не соответствуют настроению нынешнего праздника и поэтому Уставом опускается!!

Кстати говоря, похожий пример встречается и на Светлой седмице. Так, назначая на понедельник Пасхи чтение из Деяний об избрании на место Иуды Искариотского ап. Матфея, Устав опускает рассказ о смерти предателя (Деян. 1, 18-20), считая воспоминание об этих печальных и ужасных подробностях несоответствующим пасхальной радости! И даже в понедельник 4‑й седмицы по Пасхе опускается предсказание Господа о судьбе предателя (Ин. 6, 70-72), опять же, по той же причине.

Видите!! Церковный Устав не только подбирает тексты, но даже в уже выбранных текстах Священного Писания может делать сокращения, если они не соответствуют общему настроению!!

И таких примеров можно найти великое множество.

И чтобы научиться понимать смысл уставных предписаний, надо тщательно вникать в Церковный Устав, вчитываться в каждое предписание Типикона, изучать историю богослужения. Но и этого мало: надо приучить себя по возможности точно до мелочей исполнять Устав. Надо полюбить его. В отношении к богослужению должна быть дорога всякая малейшая деталь, выражающая дух и истину православия. И всякую такую богослужебную «мелочь» (если не грешно так выразиться), любящие Церковь будут так же бережно хранить, как хранят какой-нибудь незначительный сам по себе предмет любимого человека.

После всего сказанного, хочется вновь вернуться к вопросу: «А как нужно молиться и поклоняться Богу? А в ответ услышать слова Спасителя о том, что настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе (Ин. 4, 23)! И дай Бог, чтобы он нашел таковых и среди вас.

А я.. ненадолго с вами прощаюсь. До скорой встречи!

Комментировать