Здравствуйте!
Читая святоотеческую литературу, наткнулся на упоминание такого замечательного произведения как “Феотокарий”, или “Богородичник”. В отечественном издании имеются как оригинальный “Богородичник” (каноны которого, как я понял, взяты целиком и полностью из Октоиха), так и т.н. “Новый Богородичник” — переведенное творение прп. Никодима Святогорца (обе эти книги доступны для ознакомления на сайте azbyka.ru). Вопросы же следующие:
1) если в оригинальном Богородичнике четко прописаны все “Слава и ныне” в каждом каноне, то в Новом Богородичнике этого нет совершенно, отсюда и недоумение — раз не написано, то не читать ни “Славу” ни “И ныне” совсем? Или же подразумевается их чтение: “Слава” перед предпоследним тропарем, а “И ныне” перед последним тропарем каждой песни?
2) правильно ли я понимаю, что в канонах Богородице припев всегда “Пресвятая Богородице, спаси нас”? И даже если он не указан, как в Новом Богородичнике, то именно такой припев все равно надо читать, верно?
3) читаются ли припевы перед седальнами в каноне? Читаются ли припевы перед и/или между стихирами в каноне, или же где-либо в стихирах надо читать “Славу и ныне”? (на примере Нового Богородичника)
4) последнее: очень бы хотелось знать точное начало и окончание всех канонов (именно для домашней молитвы) — ибо в разных источниках по-разному это описано (в молитвослове начало: Царю Небесный, Трисвятое по Отче наш, 12 раз Господи помилуй, Слава и ныне, Приидите поклонимся… и 50‑й псалом. Окончание же: Достойно есть и отпуст).
2 Ответа
1. В канонах припевы к тропорям не указывают, в т.ч. “Слава”, “И ныне”, по той причине, что каноны на службах могут сочетать (до 4‑х канонов). При сочетании нескольких канонов, количество тропарей может превышать допустимые к чтению 14 тропарей. Тогда, заранее расставленные припевы будут мешать чтению, тем более, что расстановка канонов может быть разной по дню и празднику. Если в канонах последний стих указан как “Богородичен”, тогда припев предпоследнего тропаря читается как “Слава”, а на последний “И ныне”. Если в каноне нет тропаря “богородичен”, то “Слава, и ныне” не читаются вообще, но читается одинаковый припев канона для всех его тропарей. Если “богородичен” оказывается внутри тропарей сочетаемых канонов, то припев отдельно к нему “Пресвятая Богородице спаси нас”
2. Да, верно. Припев к тропарям всех канонов Богородице “Пресвятая Богородице спаси нас”. Если такой канон не сочетают с другим, то последние припевы можно читать как “Слава”, “И ныне”
3. Перед седальными, стихирами, кондаками и икосами припевы канона не читают. Но предполагается, что после 3‑й и 6‑й песни поют катавасию, затем ектению. Потому, после 3 и 6 песни при келейном чтении читают “Господи помилуй” трижды, затем: после 3‑й песни “Слава”, седален, “И ныне”, тропарь; после 6‑й песни всегда и только “Слава, и ныне”, кондак, икос.
4. Порядок келейного чтения канона: Трисвятое, по “Отче наш…”; Господи помилуй, 12 раз; Слава, и ныне; Придите поклонимся Цареви…, трижды; 50‑й Псалом; Символ Веры; Канон; Достойно есть; Трисвятое, по “Отче наш”; “Слава” тропарь канона (обычно печатают перед каноном), “И ныне”, богородичен канона; Господи помилуй, 40 раз; Молитвы канона; Достойно есть.
3. В рассматриваемых канонах, если ничего после 3‑й и 6‑й песен нет, то читается следующая песня. После 6‑й песни: Господи помилуй, трижды; седален; 7- я песня
4. Порядок келейного чтения канона здесь будет: Трисвятое, по “Отче наш…”; Господи помилуй, 12 раз; Слава, и ныне; Придите поклонимся Цареви…, трижды; 50‑й Псалом; Символ Веры; Канон; Достойно есть.
Чтение такого порядка рекомендуют в Издательстве Московской Патриархии. Другие варианты возможны — различия от благословения архирея для тех или иных случаев, что и проявилось в разных источниках.
Замечательно, спасибо еще раз за благое участие! Вопрос исчерпан.
1) Здесь понятно, спасибо.
2) Здесь также ясно (собственно, в оригинальном “просто” Богородичнике так и есть, посему так и буду читать — “Слава” перед предпоследним тропарем, “И ныне” перед последним).
3) Уяснил, что перед седальнами и стихирами не читаются припевы, но, если не ошибаюсь, кондак и икос — это же понятия, относящиеся к акафистам, а не канонам. Получается, для одиноко читаемого канона (без сочетания с акафистом) из вашей рекомендации актуально лишь: “Господи помилуй” трижды, “Слава и ныне” и седален — и то лишь после 6й песни (что мы и видим, если открыть оригинальный Богородичник и ознакомиться с практически каждым из его канонов)… Возможно, этот сделанный мною вывод не универсален для всех канонов, я лишь желаю понять порядок чтения канонов Божией Матери из этих двух указанных мною книг (разумеется, в келейной молитве).
4) Вот про это я и говорил: сколько православных ресурсов, столько и “порядков” чтения (утрированно говорю, но всё же…).
-“тропарь канона (обычно печатают перед каноном)” — не понял здесь. Ведь канон это один ирмос в каждой песне и несколько тропарей. Как может быть тропарь перед каноном? (опять-таки, в рамках этих двух книг прошу разъяснять, а не на примере сторонних канонов);
-“богородичен канона” — нет такого там;
-“Молитвы канона” — тоже нет.
В целом, общее представление я поимел, конечно, о порядке, но все же есть спорные и вопросные моменты. Если уточните — замечательно, если же нет — чтож, еще поищу, поспрашиваю. В любом случае, спасибо за ответ!