8 Ответов
О помыслах достаточно на исповеди говорить и каяться. Но не в подробностях, а обобщающе: "Каюсь, Господи, что погубил красоту ума, что мыслил о людях, о моих братьях и сестрах, о Святых Твоих с осуждением, с уничижением. Господи, прикасаясь к Тебе, исцили меня немощного..."
Прощения личного за дела просим, чтоб примириться. Ещё можно просить прощения в общих случаях, чтоб не смущать. Например, в прощеннное Воскресенье, или перед Причастием, или перед долгой разлукой, поездкой. Так и просить, как увидишь: "Прости, брат, сестра, за всё, уезжаю надолго..."
Здравствуйте!
Появление мыслей (помыслов, помышлений) далеко не всегда подконтрольно человеку. Поэтому плохие мысли, если они не задерживаются в сознании человека и не действуют негативно на его поведение, не ставятся человеку в сознательный грех.
Преп. Антоний Оптинский говорит, что "мимолетный помысел не создает вины, так как его возможность вытекает из обычных условий нашего мышления. Мы опытно знаем, что не способны заранее оградить себя от нежелательных мыслей, но и не связаны необходимостью одобрять и принимать любую мысль. Скоротечные и быстро забываемые плохие мысли, не повлекшие никаких последствий – суетны. Они безрезультатны, и потому беспокоиться о них означает беспокоиться попусту".
Соответственно, и просить прощения у человека в таком случае не нужно, это и правда может его смутить, а главное, наше внимание в духовной жизни будет сильно переключено на ничтожную вещь, и мы можем пропустить гораздо более серьёзный грех в своей жизни.
Тем не менее, преп. Антоний продолжает, что "было бы серьезной ошибкой полагать, что помыслы вообще не несут никакой угрозы человеку. Опасность – в поддержке помысла своей волей, которая дает возможность помыслу укорениться в сознании, набрать силу желания и превратиться в действия".
Когда плохая мысль не исчезла, но стала набирать силу и привлекла человека к дурным поступкам наступает ответственность человека за принятие помысла и согласие с ним.
Святые отцы с давних времен подробно разрабатывали этапы проникновения греха в душу и учение об охранении своей души от греховных помыслов и методах их отсечения. Рекомендую ознакомится.
Есть очень интересный комментарий св. Никодима Милаша на 4 правило Неокесарийского собора, которое касается помыслов.
Аще кто, вожделев жены, решится преспати с нею, но его намерение не приведется в действие: видимо есть, яко благодатию избавлен.
Толкование св. Никодима:
Зонара говорит, что святыми отцами различались в грехе четыре степени: прилог (προσβολή, impressio), борьба (πάλη, luctatio), изволение (συγκατά&εσις, assensio) и действие (πραξις, actus), из них две первые – не подлежат епитимии, а две другие – подлежат ей, ибо не осуждается ни прилог, ни борьба, если помысл (λογισμός, ratio), приняв прилог и покорив его, отверг пожелание; соизволение же подлежит суду и обвинению, а действие наказывается. Итак, если появилось у кого пожелание жены и, быв побежден, он принял соизволение смешаться с ней, но не дошел до дела, то есть не исполнил действия; то очевидно, сохранила его божественная благодать.
Если Вы избежали изволения, то греха нет. Если не избежали, то стоит покаяться на исповеди. Смысла говорить человеку это нету, дабы не посеять вражду.
Но если мучают помыслы, то есть смысл рассказать духовному отцу.
Кому попало свои помыслы греховные рассказывать не рекомендовал св. Амвросий Оптинский из-за опасности искусить человека.
О.Амвросий говорил: «Помыслы самомнения непременно надо открывать. У нас был один брат, у которого были эти помыслы, но он батюшке Макарию почему-то их не говорил. А кому-то из братии высказал, и тоже батюшке не сказал. Он вышел из монастыря и застрелился».
(Св. Амвросий Оптинский. Алфавит духовный).
И всё же, выходя за рамки наказания за греховные действия, человеку следует просить Господа исцелиться и от греховных помыслов. Нужно находить в этих движениях мысли порочное семя, и без сомнений выкорчёвывать его. Сам Господь научает и призывает к этому:
Мф. 18:3-4 И сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном
Отличие ребёнка от нас в отсутствии греховного помысла. Он чист в своей наивности, и потому не способен на беду воли. И если взрослый не превратится в ребёнка в чистоте мыслей, не умалится до него, то и не достичь ему Господа.
Если полагаться только на сдерживание по закону, на страх от епитимьи, то внутренний наш человек останется тем же.
Плохие мысли о человеке, осуждение, злость в его адрес – это повод для покаяния и исповеди. Но самому человеку об этих помыслах говорить не надо, чтобы не допустить разжигания страстей уже у него.
Особо осторожными надо быть в ситуации близких отношений, где утаённые плохие мысли могут укорениться в сердце и отравить общение, вызвать стойкую неприязнь. Но даже в таких случаях не нужно говорить «я плохо о тебе подумал».
Вместо этого надо попытаться разобраться в ситуации, понять – верно ли вы поняли поступок человека, вызвавший осуждение. Часто мы неправильно интерпретируем мысли, чувства, поступки других людей и выносим свое суждение через призму своего замутнённого взгляда.
А если все же нехорошие мысли имеют основанием не нашу скудность любви, а плохие поступки человека, то нужно всегда помнить: ненавидим мы грех, а самого человека любим.