В вопросе хотел бы сразу отметить слово “почему”. То есть НЕ “зачем” или “для чего”.
Ведь по итогу человеку дана воля, и своей волей человек может обречь себя на вечные страдания.
Предполагаю только один вариант ответа, но не знаю на сколько он верный по отношению к богословию:
1. Каждая человеческая душа, которая была сотворена, сама своей волей согласилась на земное бытие. Пояснения ниже.
Бог, как Всезнающий, знал, что если создаст конкретного человека и “спросит” у этого человека о его воле по отношению к земному бытию (быть или не быть), то этот человек согласится пройти земной путь, зная о возможности отпадения от Бога.
5 Ответов
Разве родители спрашивают будущих детей о том, приступать им к близости, чтоб их породить к жизни? Родители живут свою жизнь, и пользуют её в своей свободе. Или ещё, какой столяр спрашивает табуретку об её создании? Вы логику своего вопроса в чём нашли?
Ваше предположение вообще неверное, но ответы на недоумения хорошо расписаны в учебнике “Догматическое богословие” под редакцией Давыденкова, в частности в разделе: “Православное учение о человеке. Глава 1. Сотворение человека”
Возможно там сложно, но учебник раскрывает все эти вопоросы наиболее понятным языком для современников. Поэтому, постарайтесь посмотреть с самого начала, чтоб учение Церкви понять без изъянов.
“Нет, не спрашивают, но”
То есть у Вас у самого вопрос ‘почему’ отпадает. Либо ‘да’, либо ‘нет’, остальное муть. Родители не спрашивают и Богу незачем спрашивать у кого-либо, и вообще непрестало им указывать что делать. Добавка ‘но’ это муть и потеря смысла, текст после ‘но’ к теме Вашего вопроса не относится, рассуждать не о чем.
“Логику нашёл в том, что человеческая душа может вечно мучиться, так как была”
Это вообще не связано! Вы же именно тут допускаете, что душа может не мучится. Значит и основы для Вашего вопроса нет.
Спросить несозданного о согласии было было бы странно, если еще некого спрашивать, Вы не находите?
А человека Бог создал только по избытку любви и желанию ей делиться.
“По бесконечной благости и любви Своей Бог желает иметь благодатных причастников Славы Своей. Слава даруется от Него, приемлется причастниками, возвращается к Нему, и в этом, так сказать, круговращении славы Божией, состоит блаженство, жизнь и благобытие твари”.
(Митр. Московский Филарет. Слова и речи).
Вы пишите:
“Спросить несозданного о согласии было было бы странно, если еще некого спрашивать, Вы не находите?”
Нахожу очень странным, поэтому и ищу ответ на свой вопрос. Я лишь предположил, т.к. ответа пока не нашёл.
Вы пишите:
“А человека Бог создал только по избытку любви и желанию ей делиться.”
Спасибо, это я понимаю, но это скорее ответ на вопрос “Зачем и для чего Бог создал человека?”, но не “Почему Бог создал человека без согласия самого человека на своё существование?”.
По той же причине, по которой родители взяли ребенка на море, который барахтался в луже. Взяли без спроса, но ему там хорошо. Об этом писал св. митр. Филарет, в приведенной цитате в моем ответе.
По Вашему, если я попал в ад, то есть вечно мучаюсь, то мне там хорошо?
По цитате я понял для чего создал, но не почему Бог создал существо без его согласия, а потом наделил волей, которая может привести к вечным мучениям.
Если человек не выбирает не блаженную вечность, то это его выбор. Выбор этот он делает всей своей земной жизнью, до последнего вздоха имея возможность обратиться к Богу, как Источнику блаженства.
Можно ответить и так: Бог создаёт всех ради тех, кто выберет вечную радость. И Он делал и делает всё возможное для того, чтобы люди делали правильный выбор. Вплоть до Креста.
Объективно рассмотреть заданный вопрос нам мешает “испорченность” демократией. Мы автоматически пытаемся применить привычные нам мерки современного социума к отношениям с Богом. Но мир духовный строго иерархичен. Мы следствие, Бог причина. Даже мир падших духов, который стремится извратить творение, не может преодолеть иерархиии, она существует и в нём.
Мне, как православному христианину, не нужно знать ответ на мой вопрос для веры в Бога.
Мне ответ необходим как ответ для атеизма, к примеру.
Вы пишите:
“Бог создаёт всех ради тех, кто выберет вечную радость.”
Считаю, что это, в некоторой степени, звучит очень грубо и сводит нас от Вселюбящего Бога к богу, который любит только своих “последователей”.
Вы пишите:
“Объективно рассмотреть заданный вопрос нам мешает «испорченность» демократией”.
С одной стороны не соглашусь с Вами. Мы должны рассматривать этот вопрос с точки зрения богословия, а оно какое было 2000 лет назад, такое и осталось. Оно же основано на писаниях Отцов Церкви.
С другой стороны, текущие реалии нашей жизни обязывают отвечать и объяснять вопросы богословия, мы же должны как-то проповедовать остальному миру и отвечать на их вопросы, понятным на их языке.
Бог приглашает на пир, но не все приходят. Бог любит всех, но не все желают ответить на Его любовь. См. притчу о брачном пире.
Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши тò, пошли, кто на поле своё, а кто на торговлю свою; Прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; Итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, И говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; Ибо много званых, а мало избранных.
Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть её; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти. И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.
Если мы приглашаем знакомых на свадьбу, то очевидно, что кто-то откажется. Тем не менее, мы приглашаем всех ради тех, кто придёт, хотя любим всех приглашённых.
Кто-то спросит: а зачем тогда мучения для тех, кто не пришёл? Так это раскаяние отказавшихся от радости, источником которой является Бог. В высшем мире всё в иной степени! Степень радости с Богом неизмеримо высока, соответственно и осознанее того, от чего ты отказался не просто печалит, а вызывает мучения.
Можно представить чернорабочего, который не воспользовался приглашением на встречу, которая бы сделала его миллиардером. Так он всю оставшуюся жизнь будет переживать об этом. Вот некий слабый пример загробных переживаний.
Есть в этом логика, понимаю о чём Вы. Отличный пример притчи.
Подытожим:
Бог создал всех потому, что всех приглашает к себе в обитель, а прийти к Богу или нет — дело каждого человека.
Так как у человека есть свобода воли, значит эта воля может привести человека к вечным мукам.
Вопрос:
Для чего Бог создал людей, которые могут вечно мучиться?
Бог знает всё прошлое, настоящее и грядущее, а значит знал, что человек выберет не Его сторону, но всё равно создал этого человека. Зачем?
Или Бог знает всё, но не знает заранее что выберет человек, путь добра или зла?
Бог всегда всё знал и знает, Он вне времени.
Бог не создавал людей, которые будут вечно мучиться. Он создал людей и предложил им вечное счастье: “жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь…” (Втор.30:19). Не все захотели избрать жизнь…
Я понял Вас, брат. Нашёл ответ на свой вопрос.
Бог в помощь!
Можешь сказать ответ на свой вопрос?
Вы пишите:
“Разве родители спрашивают будущих детей о том, приступать им к близости, чтоб их породить к жизни?”
Нет, не спрашивают, но родители не Бог для своего ребёнка и могут порождать своё дитя в абсолютно разных целях, в том числе личных. Бог даёт нам жизнь для соединения и жизнь с Ним и в Нём.
Вы пишите:
“Родители живут свою жизнь, и пользуют её в своей свободе.”
Живут своей жизнью, но именно в их воле творить беззакония и зло, в отличие от Совершенного Бога.
Вы пишите:
“Или ещё, какой столяр спрашивает табуретку об её создании?”
Табуретка не имеет бессмертную душу, которая имеет волю и, соответственно, ответ за свои деяния.
Вы пишите:
“Вы логику своего вопроса в чём нашли?”
Логику нашёл в том, что человеческая душа может вечно мучиться, так как была создана бессмертной. Возможно, что эта душа, которая будет вечно мучиться, не хотела бы этого, так же и не хотела существовать, но её об этом никто не спросил, а просто создал, а вот уже после создания души наделил свободой воли.
То есть, создание души было без воли самой души, а вот после создания души эта воля, которая может творить зло и попасть в ад, или творить добро и попасть в рай, появилась.
Тогда вопрос: почему воля, которая определит дальнейшую судьбу души, появилась именно после создания души, а не до, чтобы узнать волю души, которая, возможно, и не хотела бы существовать и попасть в ад.
Большое спасибо Вам за учебник «Догматическое богословие» под редакцией Давыденкова.
Я обязательно ознакомлюсь в ближайшее время, и, возможно, оставлю ещё один комментарий.