Святые Отцы учат, что лгать нельзя. Но у меня в жизни возникла такая ситуация: один мой друг изменяет своей жене. Он неплохой человек, его мучает совесть и он то и дело пытается расстаться со своей любовницей, но у него пока не хватает силы воли. Разрушать свою семью он не хочет.
Допустим, его жена что-то заподозрит и начнет расспрашивать знакомых, в том числе меня, не изменяет ли ей муж? Должен ли я сказать ей правду, невзирая на последствия: разрушенная семья, дети без отца, возможное избиение женой любовницы и так далее? Или надо солгать и утаить грех ее мужа? Будет ли последнее с моей стороны грехом?
Максим
7 Ответов
Обычно в нравственных задачах подобного типа рассматривается всего два варианта: ответить правду или солгать. Но всегда есть ещё и третий и четвёртый варианты: не отвечать или ответить уклончиво, например, отшутиться.
Можно ответить, что Вы принципиально не комментируете личную жизнь своих знакомых, не с положительной, не с отрицательной стороны.
Можно пошутить, что отвечаете только за себя и на свидания его не сопровождаете.
Вариантов много, главное не зацикливаться только на “да” и “нет”.
Допускаю, что я не прав. Но в данном случае я считаю, что лучше солгать, чем подойдя формально и сказав правду, поставить под угрозу целую семью. Даже уклончивый ответ в такой ситуации может быть воспринят, как косвенное признание, что дело далеко не чисто.
Как известно, “суббота для человека, а не человек для субботы”. И в этих обстоятельствах я дал бы прямой ответ: “Я ничего такого за ним не знаю”. И считал бы себя в данном случае совершенно правым. Христианство — это прежде всего религия Любви, а не религия слепого законничества.
С уважением,
Если Ваш друг действительно старается исправиться, Вы можете поддержать его в правильных решениях. А его грех открывать не стоит.
И лучше не думать о том, что его жена может что-то заподозрить, чтобы невольно своими взглядами не дать ей повод что-то заподозрить. Нужно молиться за благополучное разрешение ситуации, и в общении разумно показывать, что Вы воспринимаете их как цельную семью.
А на прямой вопрос супруги друга можно ответить очень правдиво: «Бог знает!»
И тогда Вы не солжете. Вы умолчите ради покрытия греха, огласка которого может повлечь еще большее зло.
Очень хорошо сказал преподобный Паисий Святогорец:
- Геронда, нужно ли предавать чужие грехи огласке?
- Когда мы видим что-то плохое, покроем его и не будем о нем распространяться. Неправильно, когда нравственные падения становятся известны всем. Предположим, что на дороге лежат нечистоты. Человек благоразумный, проходя мимо, возьмет и чем-нибудь их присыпет, чтобы они не вызывали у людей отвращения. Неразумный наоборот, вместо того чтобы накрыть, расковыряет их и только усилит зловоние. Так и мы, без рассуждения предавая огласке грехи других, вызываем еще большее зло.
Подробнее читайте: Предание чужих грехов огласке (Преподобный Паисий Святогорец. Слова. Том II. Духовное пробуждение)
Это зависит от того, как в этой семье муж относится к своим изменам. Если он считает, что они — в порядке вещей, и не видит в них никакой проблемы, я бы ответил примерно в таком стиле, как написали выше: разбирайтесь, мол, сами. Но если бы я знал, что муж борется с этой своей страстью, тяжело переживает из-за своих падений и пытается порвать с любовницей, я бы ответил жене однозначное: “Ну что ты такое говоришь?! Я про него даже подумать бы такое не мог!” Чтобы не заронить в жене даже тени сомнения в том, что муж ей верен. Потому что я считаю, что в данном случае ложь — меньшее из всех возможных зол.
Если человек лжет (а ложь — это грех по роду, то есть в любом случае), то он уже не действует по любви. Поэтому говорить о слепом законничестве здесь можно только не понимая, что такое Божий Закон.