Добрый вечер, батюшка! Благословите!
Помогите пожалуйста разобраться в вопросе о человеческой природе Господа Иисуса Христа.
Если просто, то вопрос звучит так: болел ли Господь в своей земной жизни?
Задала этот вопрос священнику, на который он сразу ответил, что конечно же да.
Если да, то можно предположить, что это могла быть вирусная инфекция, которая попадает в кровь. Как тогда это сопоставить с тем, что мы читаем в молитве перед Причастием: самое Пречистое Тело Твое…
Простите за такие рассуждения. Я пыталась найти ответ на этот вопрос самостоятельно, но дома литературы мало. Пыталась читать прп. Иоанна Дамаскина. Точное изложение православной веры.
6 Ответов
Людмила! Что касается Таинства Евхаристии, то мы причащаемся прославленного Тела и Крови Христовых. Напомню вам, что по Воскресении Спаситель обладает не тленным, а нетленным телом (болезнь же — одна из форм проявления тленности).
Относительно вопроса, болел ли Христос или не болел до Своей смерти, отвечу так. Христос испытывал усталость, жажду, голод, боль (возможно, батюшка, ответивший вам, что Спаситель болел, имел в виду именно это).
Вместе с тем, замечу, что Писание не даёт повода считать, будто Христос был подвержен таким, например, заболеваниям, как генетические, инфекционные, кардиологические, легочные, желудочные, почечные, кожные и др. Напротив, Писание даёт множество оснований видеть, что Господь обладал высоким совершенством и по человеческому естеству.
Насколько мне известно, среди отвечающих здесь на вопросы людей нет священников. Поэтому обращение “батюшка” едва ли уместно.
Нет, Христос не болел инфекциями и тому подобными недугами, так как болезнь — это результат греха, а Христос безгрешен. Он страдал только от голода, усталости и так далее, то есть от вещей, которые свойственны человеческой природе, а также от тех ран, которые Ему наносились.
С уважением,
Здравствуйте, Людмила!
Я не священник, и сразу скажу, что по моему личному мнению, Ваш вопрос о состоянии человеческой природы Господа нашего Иисуса Христа прямо не связан со спасением и представляет больше теоретический интерес.
Ещё важно, что он очень сложен, потому что в богословских концепциях множество нюансов, каждый из которых представляет из себя целый мир.
Я попытаюсь изложить своё понимание максимально доступно, стараясь избегать сомнительных утверждений, но заранее прошу прощения, если в своих попытках неудачно выражусь.
В Священном Писании мы не встречаем явных указаний на то, что Христос болел какими-либо болезнями. Вместе с тем в Писании всячески подчеркивается, что Христос истинный и совершенный Человек, во всём подобный нам кроме греха. Но не просто Человек, а Богочеловек в одном Лице. И этот постулат крайне важен для домостроительства нашего спасения.
Православные богословы имеют возможность дискутировать на предмет теоретической возможности того, что Христос мог болеть.
По воскресении Христовом обожение человеческого естества привело к изменению его свойств из тленных в нетленные. То есть после Воскресения плоть Христова становится не подверженной болезням, уже не в силу соединения с Божеством, но в силу изменения качеств самой человеческой природы Христа.
Нет, не болел, и это догматически важно. Вот слова свт. Афанасия Великого:
Поелику же Он — Жизнь и Божие Слово, и смерти надлежало совершиться за всех; то, как Жизнь и Сила, Собою укреплял тело, когда же надлежало совершиться смерти, не в Себе, но от других заимствовал предлог к совершению жертвы; потому что не надлежало терпеть болезни Господу, врачующему болезни других, и также не надлежало изнемогать телу, в котором Он подкреплял других в немощах. Но почему же и смерти не воспретил так же, как и болезни? Потому что для принятия смерти имел Он тело, и неприлично было воспретить смерти, чтобы не воспрепятствовать и воскресению. А также неприлично было, чтобы и болезнь предшествовала смерти; иначе вменилось бы это в немощь Явившемуся в теле. Но разве не алкал Он? Да, алкал по свойству тела, но не истаевал гладом; потому что облекшийся в тело был Господь. Посему-то, хотя умерло тело для искупления всех, но не видело тления; ибо воскресло всецелым; потому что было телом не кого-либо иного, но самой Жизни.
В Библии нет никаких сведений о том, чтобы Иисус Христос болел.
15 Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушён во всём, кроме греха.
Послание к Евреям 4 глава — Библия: https://bible.by/syn/65/4/
Здесь речь идет о его страданиях и боли, которым Он подвергся при распятии. Выше о. Евгений привел цитату св. Афанасия, который поясняет почему Христос не болел, как мы.
Есть один текст
Он был презрен и умалён пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо своё; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его.
Исаия 53 глава — Библия: https://bible.by/syn/23/53/