Здравствуйте. Скажите пожалуйста, можно ли совершать поклоны перед иконой святого великомученика Никиты, если на этой иконе присутствует изображение беса. Что об этом говорят древние Православные Церковные правила и предания, как высказываются об этом Православные святые Отцы Церкви? (Если возможно, то прошу указать ссылки на источники). Заранее благодарю Вас за ответ.
5 Ответов
Валерий, на канонических православных иконах бесы, как правило (почти всегда, если только это не вызвано особыми целями), изображаются в профиль, а не фронтально.
Одна из причин такой практики изображения бесов как раз и связана с тою целью, чтобы молящийся, стоящий перед иконой, не пребывал перед образом беса лицом к лицу, глазами в глаза.
Стало быть, поклоны перед образом изображенного на иконе святого совершать можно (даже если он представлен в окружении множества бесов), молиться перед его образом можно.
Поклонение христианина в конечном итоге всегда является поклонением Преблагому Богу. Святой является свидетелем новой жизни во Христе и поэтому образом Христа. Почитание святого восходит к Первообразу то есть к Самому Господу Иисусу Христу. Также с иконами. Наличие на иконах вспомогательных персонажей, природы, и даже бесов несёт только просветительскую и сюжетную функцию. А наше поклонение в любом случае восходит только к Первообразу, а не к элементам изображаемого сюжета. В текстах молитв также присутсвует упоминание бесов, но на этом основании никто не спрашивает можно ли молиться по молитвослову. Так и здесь. Важен контекст в котором происходит это упоминание. Он отрицательный к ним. Поэтому не стоит смущаться этим. Советую для понимания внимательно прочитать догмат об иконопочитании, принятый на Седьмом Вселенском Соборе.
Конечно, можно, как и перед любой православной иконой. Ведь мы кланяемся не бесам, а святому, который изображен на иконе, и через него Богу, перед Престолом Которого этот святой молится за нас. Бесы и другие темные силы (например, мучители святых) изображаются на таких иконах в качестве иллюстрации, но не объекта поклонения.
Все это настолько очевидно, что я не думаю, чтобы святые об этом писали. Поэтому и источники привести вряд-ли возможно.
С уважением,