4 Ответа
С уважением,
Вполне очевидно, что раз это написано в Священном Писании, то является не традицией, а обязательным установлением.
С уважением,
Это традиция, которая была актуальна во многие исторические периоды. Она актуальна и сейчас, но не является обязательной к исполнению. Тем не менее, в Русской Православной Церкви эта традиция чтится и нарушение ее может вызвать возмущение со стороны священтсва и мирян.
Спасибо
Если дома молиться, то тоже нужно покрывать голову?
А если не за мужем, то можно не покрывать голову?
Это вместе и заповедь Божия, и традиция Церкви. Что касается домашней молитвы, то в названной выше цитате об этом ясно сказано:
Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам. Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак, муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов. Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же – от Бога. Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою? Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала? А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии. (1Кор.11:2–16)
Как видите, апостол настаивает, что на всякой молитве (в том числе и дома) жена должна иметь покрытую голову, а молиться с открытой головой для нее должно быть стыдно. Причем не сказано, жена эта замужем или вдовая или замужняя, но в общем: всякая жена.
Объясняет он и причину: это знак для ангелов. У некоторых людей есть иллюзия, что молитва восходит к Богу механически, тогда как апостол здесь объясняет, что ее возносят к Богу ангелы. Почему и Господь в другом месте говорит:
Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного. (Мф.18:10)
Блж. Феофилакт Болгарский так объясняет эти слова о лицезрении ангелами Бога:
Из сего видно, что хотя все мы имеем ангелов, но ангелы грешников, как бы стыдясь за наше недерзновение, и сами не имеют дерзновения зреть лице Божие и молиться за нас; напротив ангелы смиренных зрят лице Божие, потому что ради их, как праведных, имеют дерзновение.
Нужно различать заповедь Божию и видимые знаки ее исполнения в определенной культуре. Ап. Павел в 1Кор.11 говорит о традиции покрытия и непокрытия головы, как демонстрации главенства мужа в семье и зависимого положения жены. По всей видимости, он не говорит о несемейных людях вообще.
Так вы не ответили мне на вопрос, является это заповедью или же это традиция?