Почему в Ветхом Завете не говорится, что грешники будут мучиться в аду? В Ветхозаветном понимании ад — это царство мертвых, “страна молчания”, где все спят в своих усыпальницах. В Новом Завете лишь притча про богача и Лазаря рассказывает о муках в аду. Но достаточно ли одной притчи, чтобы утвердить концепцию мучений? Почти все другие места соотносятся к геенне огненной, а это не ад.
7 Ответов
- Воздаяние было приспособлено к сознанию людей:
— кочевникам во времена патриархов за благочестие даруется обильное потомство и приращение скота,
— земледельцам эпохи царей – обильная жатва,
— уведенным в вавилонский плен – возвращение на родину и восстановление Иерусалимского храма,
— иудеям времен эллинизма – бессмертие души,
— христианам – воскресение и причастие Божественной Жизни. - Да, одной притчи не достаточно. Поэтому Бог не просто дал Библию, а основал Церковь, которой дал ключ к правильному пониманию Священного Писания и в которой Он Глава.
- Геенна — это синоним ада.
1. Бог объяснялся с ними понятиями, которые они могли вместить. Дикарю говорить о Царстве Любви бесполезно.
2. Церковь в принципе не делима на части, от неё могут лишь отпадать те, кто не разделяет её учение. Например, католики.
3. Нет оснований понимать геенну не как ад: http://www.pravenc.ru/text/161896.html
1. То есть ветхие люди никак не смогли бы вместить, что в аду их ждут мучения? Бог не мог открыть эту истину древним пророкам(Давиду, Исаии)? Сомневаюсь. Если бы ветхозаветные люди знали бы, что их могут ожидать муки в загробной жизни, то, возможно, еще больше прикладывали бы усилий для спасения души.
2. У каждой церковной ветви учение отличается. И где же мерило истины?
3. Тогда посмотрите на эту ссылку:https://ru.wikipedia.org/wiki/
Люди, которые не предают особого значения данному вопросу, отождествляют ад и геенну, а на самом деле это разные понятия. Это тоже самое, что сказать: дьявол и бес – одно и тоже.
1. Не вижу здесь почвы для сомнений. От того, что некоторые избранные могли вместить, вовсе не значит, что большинство было способно к этому.
2. Мерилом является соответствие учения тому же учению, что было в Апостольской Церкви, непротиворечие ему. Подробнее про католиков: https://azbyka.ru/granicy-cerkvi
3. Посмотрел, цитирую: “…является равнозначным слову «ад»”. Википедия свидетельствует против Вашего мнения.
1. Как устроены небеса, как выглядят ангелы и даже понятие Троицы ветхие люди могли вместить, а вот мучения в аду ну совсем никак. Извините, но это бред. Даже в египтян было представление о мучениях грешников в царстве мертвых.
2. Учением первоначальной апостольской церкви является Библия. Ветхий Завет это также часть христианства. Соответственно концепция ада в Ветхом и Новом Завете должна быть одинаковая. Но, увы, ветхозаветная и новозаветная концепции не стыкуются.
3. Почему же вы вырываете слова из контекста? Раз сказали “а”, говорите и “б”. Давайте посмотрим, что действительно там написано: “Гее́нна— символ Судного дня в иудаизме и христианстве, в ИСЛАМЕ является равнозначным слову «ад», а согласно ПРАВОСЛАВНОМУ учению ПРИДЕТ НА СМЕНУ аду. ……В ПРОСТОНАРОДИИ понимается как ад, место вечных мук, место будущего наказания. Однако такое объединение двух понятий — ада и геенны огненной — вводит в заблуждение. Поэтому иерей Даниил Сысоев разъясняет различие:
Согласно Библии, ада в конце мира не будет. Ад — это камера предварительного заключения. Вместо ада после конца мира будет геенна огненная. «Тогда отдало море мертвых, бывших в нём, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая» (Откр. 20:13–14)[2].
1. “Как устроены небеса, понятие Троицы ветхие люди” не могли вместить и им это было не открыто. Как выглядят Ангелы очевидно, что вместить могли, это визуальный образ.
2. Пишите правильно: не стыкуются у Вас.
3. Я просто умею работать с источниками. Вы привели цитату уважаемого священника Даниила Сысоева, которая является его личным мнением, а не учением Церкви. Википедию составляют по большей части люди, не имеющие серьёзного богословского образования, поэтому там такие ляпы не единичны.
Добрый вечер!
Для христианского учения важна концепция выбора человека между добром и злом, понимание того, что действия человека в этой жизни имеют значение будет ли он с Богом в вечности или нет. Утвержденной на Вселенском Соборе “концепции мучений” нет. Бытующие в средневековье представления о бесах жарящих грешников на раскалённых сковородках сейчас мало популярны среди богословов и катехизаторов. Есть довольно много различных мнений на этот счёт. Лично мне представление об аде как безблагодатном одиночестве наедине с неизжитыми страстями без всякой возможности их удовлетворения похуже всяких сковородок.
Нельзя сказать, что в Новом Завете нет других указаний о муках в аду. Многочисленные отсылки Спасителя на место грешников, где “тьма кромешная” (Мф.8:12), “плач и скрежет зубов” (Мф.13:42), “червь неусыпающий” (Мк.9:48), “мука вечная” (Мф.25:46) довольно определенно об этом говорят. В апостольских посланиях и Апокалипсисе об этом также прямо упоминается.
В представлениях большинства святых отцов “геенна огненная” (Мф.5:22), “озеро огненное” (Апок.19:20), “огонь неугасающий” (Мк.9:43) также относятся к аду, поэтому поясните что Вы имеете ввиду под утверждением, что “геенна огненная это не ад”.
То есть Вы на основании одного единственного места в самой непростой для толкования библейской книге строите целую концепцию? 🙂 А согласное мнение многих святых отцов и богословов многих столетий по этому поводу на основании цельного представления и многих мест Писания Вам представляется неудовлетворительным? 🙂
И ещё, если позволите такой вопрос, а что собственно Вам даёт это разделение ада и геенны огненной? В практической жизни христианина?
Чисто схоластический интерес?
Впрочем, православное вероучение не отказывает вправе христианам иметь частные богословские мнения по таким вопросам если они не противопоставляются церковному сообществу как единственно верные и правильные, если это так, не вижу оснований для продолжения нашей дискуссии.
Извините, к сожалению, я не вижу своего комментария, который вам оставлял. Очень странно. Надеюсь, здесь не удаляют комментарии?.…
Какое место вы имеете в виду? Надеюсь, вы смотрели информацию с Вики, которую я вам предоставлял, про отличие геенны и ада? Если нет, то выше в комментариях она есть.
Разделение ада и геенны меняет представление об аде. В Ветхом Завете нет указаний, что в аду грешники мучатся. В Новом Завете все строки(разве что кроме притчи про Лазаря) с загробными мучениями относятся к геенне. А геенна огненная – это то, что ждет грешников только после Страшного Суда. Таким образом, получается, что ад — не место мучений. Из этого следует, что православное учение не совсем верно. И, как результат, получаем сомнения в вере, которые влекут за собой грехи . Поэтому мне важно получить доводы в пользу существования мучений в аду, которые основаны на Библии.
Дмитрий, здравствуйте!
Вам все очень хорошо пояснил Кирилл, но добавлю от себя 5 копеек, почему Бог не сразу открывал учение об аде подробно. Прекрасная иллюстрация того в словах св. Иоанна Златоуста про заповеди Ветхого и Нового Заветов:
“Видишь ли, что Спаситель, предписывая выше заповедь вырывать соблазняющее око, разумел не самое око, но такого человека, который дружбою своею наносит нам вред и ввергает нас в ров погибели? В самом деле, если здесь Он предлагает столь высокое правило, что не позволяет вырвать око даже у того, кто вырвал бы его у нас, то мог ли Он повелеть кому-либо вырвать око у себя самого? Если же кто порицает ветхий закон за то, что в нем предписывается воздавать такую месть, тот, по моему мнению, вовсе не имеет понятия о свойственной Законодателю мудрости, не соображается с обстоятельствами времени, и не знает, как иногда полезно бывает снисхождение. В самом деле, если ты размыслишь, кто были слышавшие это повеление, каково было расположение их духа, и в какое время они приняли этот закон, то признаешь мудрость Законодателя и увидишь, что как закон о мщении, так и закон о незлобии даны одним и тем же Законодателем, и оба предписаны вполне своевременно и с величайшею пользою. Если б эти высокие и великие заповеди Законодатель предложил с самого начала, то люди не приняли бы ни этих заповедей, ни прежних. Теперь же, те и другие предложив в приличное время, Он исправил ими всю вселенную”.
(Св. Иоанн Златоуст. 18 беседа на Евангелие от Матфея).
Привожу цитаты в пользу моей точки зрения. ” Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его”(Пс 145:4). ” Если бы не Господь был мне помощником, вскоре вселилась бы душа моя в страну молчания”(Пс 93:17). ” что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу? будет ли прах славить Тебя? будет ли возвещать истину Твою? “(Пс 29:10). ” Господи! да не постыжусь, что я к Тебе взываю; нечестивые же да посрамятся, да умолкнут в аде. “(Пс 30:18). “Для чего не умер я, выходя из утробы, и не скончался, когда вышел из чрева?…Теперь бы лежал я и почивал; спал бы, и мне было бы покойно с царями и советниками земли, которые застраивали для себя пустыни, или с князьями, у которых было золото, и которые наполняли домы свои серебром.…Там узники вместе наслаждаются покоем и не слышат криков приставника “(Иов 3 глава). “Гробы его поставлены в самой глубине преисподней”(Иез 32:23). “И скажут тебе исполины: среди глубокой ямы будь, кого лучше ты есть? Сойди и спи вместе с необрезанными”(Иез 32:21, перевод Септуагинты). “И заснули они вместе с исполинами пропавшими от века, которые сошли в ад с оружием боевым и положили мечи свои под головы свои”(Иез 32:27, перевод Септуагинты). “Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их.”(Исаия 14:9).
И , думаю, это еще не все, потому что не читал полностью Ветхий Завет.
Дмитрий, что вас смущает?
Вы сами нашли ссылки, что ад это не смерть, но молчание. Считаете это не мучение для существа, которое единственное говорящее? Попробуйте сами помолчать в одиночестве, обычные люди попавшие в одиночную камеру трогались умом.
И если в одиночке святые могли обратиться к Богу, и найти в этом утешение, то в аду это не получится. И как тогда?
Прочитайте внимательнее мой комментарий, и увидите, что там не только про молчание написано, но и про то, что души в аду спят. А на счет того, что ветхие люди отождествляли ад со смертью привожу следующие отрывки.
“Вот что сказал царь. В ту же минуту разрешенные Иудеи, избавившись от смерти, прославляли своего святаго Спасителя Бога. После того царь, возвратившись в город и призвав заведующего расходами, приказал в продолжение семи дней давать Иудеям вино и прочее потребное для пиршества, положив, чтобы они на том же месте, на котором ожидали себе погибели, в полном веселье праздновали свое спасение. Тогда они, бывшие перед тем в поругании и находившиеся близ ада или, лучше, нисходившие в ад, вместо горькой и плачевной смерти учредили пиршество спасения и, полные радости, разделили для возлежания место, приготовленное им на погибель и могилу. “(3Мак 6:28). Думаю, здесь и так ясно, что выражение “находившиеся близ ада” нужно воспринимать не в прямом, а переносном смысле. И, как видно из контекста, оно означает, что иудеи просто были на грани смерти.
“После этого царь, совершенно, как Фаларис, исполнившись безрассудства и почитая за ничто происходившие в нем душевные перемены в пользу Иудеев, подтвердил нечестивейшею клятвою и определил немедленно послать их в ад, изувеченных ногами и ступнями зверей”(3Мак 5:27–28). Здесь также видно, что словосочетание “послать в ад” — это метафора, ведь такая власть есть только у Бога. И это выражение означает ни что иное, как умертвить.
“А их супруги, вместо венков перевязанные по шеям веревками, в цветущем юношеском возрасте, вместо пиршества и наслаждения молодости, проводили остальные дни брака в плаче, ибо под ногами у себя видели открытый ад. Везены они были по подобию зверей под игом железных оков; одни прикованы были за шеи к корабельным скамьям, другие крепкими узами привязаны были за ноги. Кроме того, накрытые плотным помостом, они отлучены были от света, так что, со всех сторон окруженные тьмою, во все время плавания содержались подобно злоумышленникам.”(3Мак 4:7–8).А здесь подтверждается еще одно утверждение. Ад в древние времена также отождествляли с мраком, тьмой кромешной. Поэтому, юноши “видели открытый ад”, то есть мрак, поскольку не видели света.
Если все же до конца не поняли, то объясню еще раз. Ад в ветхозаветном понимании — это место, где души просто спали, а не терпели мучения. Вот здесь и несостыковка с новозаветным учением об аде.…
Дмитрий, конечно одной притчи о Лазаре и богаче уже достаточно.
Не всё, что сопровождало веру евреев помещалось в книги Ветхого Завета. Многое сохранялось устно через предание, по дороговизне книг, и этот источник знаний был существенной частью религиозной жизни, о чём можете прочитать в литературе самостоятельно.
Когда Христос рассказывал притчу о них, то слушатели не проявляли возмущения и непонимания о предстоящих бессонных муках для грешников в аду, о том, что Авраам имеет особое место и ложе в аду, где он не спит, где нет таких мучений, которым подвергся богач.
То есть, религиозные знания иудеев вмещали в себя этот аппарат об аде с неспящими людьми в качестве предания, Христос ничего нового этим для евреев не сказал. Иначе мы узнали о таких спорах, как по вопросу субботы. Таким образом, уже в ветхозаветный период обыватели знали об адских страданиях живых, с чем соглашались фанатичные фарисеи, когда Христос защитил их против саддукеев — Бог не мертвых, но живых Авраама, Иссака и Иакова.
К этому добавим Преображение Господне, когда перед апостолами предстал живой, не спящий, но бодруствующий пророк Моисей (Илия был взят на Небо, как я понимаю без посещения ада, о нём тут промолчу). Так отметим, что фарисей и апостол Павел, не выказывал нигде, что имелись иные представления об аде, о Преображении, о пробуждении из ада Моисея, что по его сильному теологическому образованию было бы известно, и мы имели бы его представления о сём, если бы существовали споры.
Предание Православной Церкви подтверждает, что мучения в аду имеются. Например, та же Феодра, красочно расписала нам эти мучения.
Предание Церкви это её знание, в которых Библия важная, но только часть. К преданию относят жития святых, архитектуру, гимнографию, богослужения, решения соборов, список не ограничен.
Нужно различать воздаяние после смерти и воздаяние после воскресения тела и его воссоединения с душой.
Какие мучения испытывают грешники до Страшного суда и воскресения?
Свт. Марк Ефесский упоминает здесь страх, угрызение совести, неизвестность будущего, лишение созерцания Бога. В своих «Ответах на вопросы латинян» святитель выражает мнение, что грешники «еще не терпят мучения в геенском огне, но как бы пред очами его имеют; по причине же видения и ожидания впасть в него, несомненно, горько страдают». Относительно вопроса о том подвергаются ли пленники ада всем мучениям одновременно, он говорит, что «поскольку эти мучения различны и равняются соответственно человеческим грехам, то для некоторых соответствуют все таковыя мучения, для иных же – некоторые из них; и для одних более тяжкия, а для других – более легкия». Невозможность удовлетворить своим греховным пожеланиям и страстям, приобретенным при жизни, и которые никуда не исчезнут, будут жечь души этих существ подобно пламени. В аду присутствуют мрак, теснота, долетающие отовсюду звуки воплей, души лишены возможности видеть друг друга, однако видят духов злобы в их адском безобразии. Грешники заняты сами собой, своим собственным мучением, и ужасные демоны издеваются над их мучениями.
Мы не видим здесь каких-либо особенных положительных наказаний со стороны Бога. Таково же и состояние обитателей ада в Ветхом Завете (возможно им было даже хуже до пришествия Спасителя). А вот все остальные описания мучений — огонь, червь неусыпающий и т.п., по всей видимости, относятся к реальности после Судного дня. Поэтому не вижу здесь противоречия между описанием ада в Ветхом Завете и в Новом Завете.
1.То есть вы хотите сказать, что Бог изменял ад по мере духовного развития человека или что? Не совсем понятно. Если иудеям времен эллинизма дано было бессмертие души, то выходит, что до этого душа была смертная??
2. Да, Бог основал церковь, которая потом разделилась на части. И вот здесь возникает вопрос: можно ли католическим ключом открыть правильное понимание Писания?
3. Геенна может служить синонимом ада только в том смысле, что грешники и там, и там будут терпеть мучения. Но, где в Библии написано, что геенна — это ад? Синонимы геенны, скорее, озеро огненное и огненная печь. Это то, что ожидает грешников после Страшного Суда, а не до него.