5 Ответов
Одно другому не мешает, при правильном отношении. Совсем жить без обрядов и ритуалов мы и не сможем, потому что мы люди. В ритуалах, к которым мы так привыкли, что и не замечаем, проходит наша повседневная жизнь, включая ее религиозную сторону. Просто в Церкви обряды упорядочены и это имеет основание в Библии. Ветхий Завет наполнен описанием обрядов (см.: Лев. 8 глава). В Новом Завете, главное Таинство Евхаристии, также имеет внешнюю обрядовую сторону (1Кор.10:16–17). Сам Иисус Христос молился, стоя на коленях, это тоже обряд (Лк.22:41) Впоследствии в истории это все усложнялось и развивалось, но суть осталась та же.
«Любовь к Богу порождает красоту и человечность обряда, воспринимаемого, как цветы, приносимые к ногам Божиим. Вера есть любовь и суть христианства – влюбленность в своего Бога и Господа и тем самым ощущение, что на земле осталось и живет Его Тело – Церковь. Как же могут эти ощущения не выразить себя во внешних действиях, которые мы называем обрядами?»
- С.И. Фудель.
Живая и непосредственная вера — если она есть — неизбежно проявляет себя в обрядах. Во-первых, потому что обряд — это язык, на котором люди говорят о самом важном, и во всех человеческих культурах важнейшие события в жизни — заключение брака, рождение младенца, погребение усопшего — окружены обрядами.
Любое общее проявление веры — например, общая молитва — неизбежно предполагает какую-то согласованность, сложившуюся форму, обряд — который возникает даже в тех религиозных общинах, которые говорят, что выступают против обрядов.
Но самое главное, в Священном Писании Бог требует, чтобы мы проявляли Свою веру в определенных обрядах — например, во время Исхода из Египта от людей требовалось не только верить в своем сердце, но и совершить определенный обряд — принести в жертву агнца, помазать его кровью косяки дверей, приготовить и съесть его определенным образом.
В Новом Завете сам Господь Иисус устанавливает, по крайней мере, два обязательных для спасения обряда — Крещение и Евхаристию.
Та вера, которую Бог заповедует — и которую Он примет — связана с совершением заповеданных Им обрядов.
Попробую ответить на Ваш вопрос так как я его понял. А понял я его так, как часто слышал от людей в такой формулировке: “Бог у меня в душе, зачем же мне в Церковь ходить?”.
1. Вера в христианского Бога прекрасна, но очевидно, что вера неразрывно связана с верностью и доверием.
2. Доверие предполагает, что мы зная из Откровения Божия, выраженного в Священном Писании и Предании, что путь спасения Господь наш Иисус Христос устроил в Церкви, будем следовать ему. Ибо если это не так, то какова наша вера? Поэтому, будем доверять словам Писания о необходимости церковных Таинств, прежде всего, Таинства Евхаристии, для спасения.
3. Верность же предполагает, что мы не только доверяем словам, но и подтверждаем их делами, непосредственно участвуя в Таинствах и обрядах Церкви.
4. Собственно это почти идентичные понятия, обряд это то как внешне оформлено то или иное Таинство на практике. Обряды, конечно, меняются со временем, они отличаются в разных Автокефальных Церквях, и даже на соседних приходах, но суть их не меняется. Они призваны соединять нас с Богом, помогать нам идти по пути Спасения и освящать все аспекты нашей жизни.
5. Вот собственно и вся аргументация. Можно только добавить психологический аргумент важности участия в Таинствах общины, священника и Церкви в противовес индивидуальному общению с Богом.
Попробую пояснить это на конкретном примере таинства, например, Покаяния. Дело в том, что покаяться в грехах Богу в присутствии постороннего человека гораздо сложнее, чем наедине.
Здесь и момент стыда перед незнакомым, а еще хуже знакомым, священником. Если человек на это идет значит ему действительно чрезвычайно опротивил его грех и он на самом деле хочет с помощью Божией побороть его.
И момент лукавства и самооправдания. Себя обманывать легко, а как это сделать в присутствии человека, кто принял уже тысячи исповедей и легко почувствует нашу фальшь?
Здесь и сакральный аспект, потому что Христос дал власть вязать и решить не самим людям, а священству в лице своих учеников, апостолов и рукоположенных ими последователей. Апостольское преемство незыблимо сохраняется в Православной Церкви.
Здесь и немаловажный момент послушания, первый человек Адам разорвал свою связь с Богом непослушанием, а теперь каясь в смертном грехе священнику мы, несмотря на трудности этого, проявляем своё послушание и любовь к Богу, давшему нам именно такой способ примирения с Собой.
Здесь и важный момент подтверждения общине, что мы примирились с Богом и Церковью, Которую Он стяжал Своею кровию, особенно при совершении публичных грехов”.
6. Подобно этому можно разложить каждое таинство и обряд.
7. Часто в ответ на эти рассуждения раздаются возгласы с конкретными примерами недостойного поведения на таинствах священнослужителя, какими-то несовершенствами обрядовой стороны самих таинств, недостатков общины и в целом церковного устройства и т.д.
8. К сожалению, не будем отрицать, да, такое бывает. Но мы же не отказываемся от врачебной помощи при встрече с плохим доктором, необорудованной грязной больницей или неудачным медицинским протоколом лечения? Несовершенство нашего мира и людей в нём порождает такие эксцессы, но при адекватном подходе, мы не начинаем лечиться сами, а ищем оснащенную больницу и в ней хорошего профессионального врача, который применит к нам эффективные современные методы лечения.
Также и в духовных болезнях (грехах и страстях) не следует отказываться от сути и проверенных методов духовного лечения (таинств и обрядов), надо просто найти хорошую больницу (приход и общину), и врача (священника) в нём.
9. Также подчеркну, что всё вышесказанное не отменяет индивидуального аспекта. Христианство проповедует и утверждает Бога как Личность, с Которым христианин вступает в личные отношения со всеми их атрибутами. Таинства и обряды не должны заменять этих личных отношений (молитвы, прошения, общения, благодарения, покаянного чувства и проч., включая даже приличествующих эмоциональных проявлений наших чувств), а дополнять их.
P.S. Разумеется всякая аналогия несовершенна и не учитывает множества аспектов, но искренне надеюсь, саму суть, я смог этой аналогией подчеркнуть.