3 Ответа
Что является плодом, результатом жизни человека? Только любовь и деятельная вера. Усопшие уже не могут проявлять их, но мы можем помочь им в этом. Если мы творим дела веры и любви в их память, то их любовь продолжает умножаться на земле.
Подробнее: Поминовение усопших.
Вы просите у Бога милости для ушедшего в иной мир человека. Спасенные уже помилованы, но мы, живые, точно не знаем, кто спасен, а кто нет. Поэтому не молятся о упокоении только прославленных святых. А для людей, находящихся в аду, милость Божия нужна, как никогда, так как их мучения могут быть облегчены по молитвам живых.
Бог не станет милосерднее от наших просьб, но в сакральном мире все связано такими тончайшими связями, что не стоит пытаться осмыслить это грубым земным разумом. Усопшие нуждаются в наших молитвах — об этом свидетельствует весь опыт Церкви.
А тем, кто в Раю, наверное, радостно знать, что о них молятся. Я это так понимаю.
С уважением,
Механизма действия молитвы, как за усопших, так и за живых, нам понять не дано. Однако в Священном Писании есть заповедь о молитве друг за друга (Иак.5:16). Поэтому разобраться до конца почему это действует, находясь в этом мире, мы не можем. Приведу рассуждение свт. Иннокентия Херсонского:
Обыкновенно верят, что действие их состоит в облегчении внешней участи умерших. Если бы и сим оно ограничивалось, то польза молитвы была бы немалая. Она состояла бы в доставлении, так сказать, правосудию Божию возможности оказать грешнику помощь без нарушения законов справедливости. Ибо правосудие Божие, без нарушения законов справедливости, не может подать средств во второй раз тому, кто в первый раз отверг их; но если молятся за него, то Бог, принимая в расчет сии молитвы, вновь подает оные грешнику, без нарушения законов справедливости, ибо молитвы сии заменяют и уничтожают перед правосудием Божиим тот проступок грешника, по которому он отверг средства, в первый раз ему подаваемые.
Кроме того,
молитвы сии полезны и для нас. Нравственная польза их может быть больше пользы всех других молитв. Ибо с ними всегда соединяется мысль о смерти, которая сильнее всего действует на нравственность. Кроме того, здесь каждый молящийся представляет себе, что следствия греха гибельны и что они простираются в самую вечность. Такое представление чем чаще будет и живее, тем менее и реже будет действовать грех.