3 Ответа
Люди, не имеющие истинной веры могут совершать нравственные поступки. Как пишет святой Апостол Павел, сознание нравственного закона (Рим.2:14) свойственно и язычникам. Это не признак принадлежности именно к Церкви - это признак принадлежности к человеческому роду.
Другое дело, что мы неизбежно оказываемся перед вопросом - а что значит быть нравственным? Кто устанавливает тот нравственный закон, которому мы должны соответствовать? Без Бога само понятие нравственности повисает в воздухе - если мы должны поступать определенным образом, то кому должны? Соседям? Государству? Если (как это неизбежно в мире без Бога) той или иной группе людей, то почему именно этой, а не другой?
Объективный нравственный закон требует признавать реальность Законодателя - а значит, и постараться выяснить, что это за Законодатель и чего Он от нас хочет. Если мы не хотим задумываться о том, на чем основаны наши представления о нравственности и не хотим искать истину, нашей нравственности явно чего-то не хватает.
Без Бога человек не может ничего.
Может ли быть человек в определённую меру нравственным, не зная Истинного Бога? Может. Это называется естественным нравственным законом. Подробнее тут.
Смысл соблюдения заповеданных Христом нравственных норм как раз в Спасении. Самим Христом четко сказано, какие нравственные нормы и действия ведут к Спасению, а какие – нет.
Если же понимать нравственность как нормы, регулирующие отношения между людьми, тогда и содержание нравственности может меняться в зависимости от общества.
В основе нравственности - понятия добра и зла, справедливости, стремление к добродетели. Если добродетелью сделать не христианские нормы, а языческие представления о справедливости? Что тогда будет с нравственностью?
Есть шутка относительно «двойной морали»:
- Ты знаешь, в чём разница между добром и злом?
- Добро — это когда я украду чужой скот, а зло — когда у меня украдут.
И в истории множество примеров того, что для «общественной нравственности» нормой была жестокость.
Таким образом, конечно, человек может быть нравственным без Бога. Только что это будет за нравственность?
Христианские авторы нередко разделяют понятия моральность и нравственность для того, чтобы различить «общественную» нравственность (мораль) от идеальной нравственности, основанной на естественном нравственном законе.