Здравствуйте. В православной теологии принято учение о том, что Моисеев закон не актуален для христиан. Но тут у меня появляются вопросы. Я сам недавно был жидовствующим, но перешёл обратно в православие. Благодаря «мессианскому иудаизму» я узнал, что кто-то вообще считает закон Моисея актуальным. В православии также закреплено, что не соблюдая заповеди и не каясь в грехах, а также не участвуя в исповеди человек не спасётся. Какие заповеди из Моисеева закона нужно соблюдать, а какие не актуальные? Что за критерии существуют для оценки актуальности заповедей и почему Моисеев закон неактуален. Если будет возможность, то порекомендуйте ещё статьи пожалуйста. Заранее спасибо.
С уважением р.Б. Даниил.
2 Ответа
Закон Моисеев был установлен Богом для плотских потомков Авраама, Исаака и Иакова. Он давал систему обрядовых и нравственных предписаний, посредством которых верующий мог исполнить волю Божию. Впрочем, закон не давал спасения сам по себе, но лишь укреплял в еврее веру в Бога и грядущего Мессию. При этом, конечно, никому не возможно было безупречно исполнить все предписания закона, но всегда бывали недостатки и грехи - в малом и большом. Поэтому апостол и говорит:
«все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона» (Гал.3:10).
Он ссылается на книгу Второзакония:
«Проклят [всякий человек], кто не исполнит [всех] слов закона сего и не будет поступать по ним! И весь народ скажет: аминь» (Втор.27:26).
Ясно, что сейчас никто не может исполнить множество обрядовых предписаний закона, связанных с храмом и священством. Например, о принесении первенца в храм, ежегодной десятине на храм, ежедневной жертве и частных жертвах по случаю, обете назорейства, принесении пасхального агнца, обрядах дня очищения, очищении пеплом рыжей телицы и проч. Новоиудеи обходят эти предписания как неисполнимые, но фактически они их нарушают, т.к. закон не предписывает для них исключений и поставляет нарушителей под проклятие и отлучение от народа Божия.
Мы же, христиане, спасаемся не исполнением обрядовых предписаний закона, а верой во Христа, Который взял на себя иго закона и исполнил его за нас, понеся на Себе наше проклятие. Вера эта должна породить в нас любовь к Богу и созданным по Его образу ближним, которая реализуется через исполнение заповедей Божиих.
Таким образом, нравственные предписания закона остаются для нас в полной силе и даже углублены Новым Заветом, а обрядовые предписания не исполняются, но имеют значение как указывающие на тайны Христа и Нового Завета.
Введением в православное толкование обрядовых предписаний закона может стать эта статья. Более полно данный вопрос раскрывается здесь и здесь. Если желаете, почитайте святоотеческие толкования, например у св. Кирилла Александрийского: в "Глафирах" на соответствующие книги и в трактате «О поклонении и служении в духе и истине".