8 Ответов
Елена, если бы существовал безусловный общецерковный запрет на прикосновение женщины, “во время ежемесячного женского недомогания”, к святыням, этот запрет не мог бы не затрагивать вопроса о ношении нательного Креста. Разве Крест — не святыня? Однако общецерковных канонов, запрещающих женщине носить в продолжении этого времени крест, не существует.
Другой пример. А разве для женщины, “в эти дни”, существует запрет пить воду из источника (озера, реки, расположенных рядом колодцев) в случае, если вода в нём была освящена (скажем, в День Богоявления)? Но ведь это тоже святыня.
Что касается возможности прикасаться к молитвослову, это вправе делать (с благою целью) даже те грешники из христиан, которые закоренели во грехе.
Во времена Ветхого Завета ритуально нечистой женщина считалась и в послеродовой период (Лк.2:22), однако разве Богородице воспрещалось воспитывать в этот период Самого Бога, носить Его на руках, кормить, одевать???
Конечно, можно! Неужто вы откажетесь от молитвы по причине естественных, не от вас зависящих физиологических процессов? У православного молитва вообще, по большому счёту, не должна останавливаться. Молитвослов, Библию, духовную литературу — всё это можете спокойно брать и читать. От принятия внутрь святой воды и просфор лучше отказаться.
Замечу, что у Церкви нет однозначной позиции по тому, как стоит вести себя женщине в период обычного женского недомогания. Авторитетнейшие святые Отцы, эрудированные богословы отвечали на этот вопрос по-противоположному. Устоявшаяся же современная традиция такова: ходить в храм можно (поскольку современные средства гигиены защищают от прямого пролития крови), прикладываться к святыням и причащаться — нельзя, за исключением опасности смерти.
Елена, для того, чтобы ответить на Ваш вопрос в соответствии с учением Церкви, а не местными традициями и суевериями, необходимо рассмотреть церковные каноны и соборные постановления.
Единственное, что они предписывают:
Архиерейское Совещание 2–3 февраля 2015 года закрепило практику, когда женщина должна воздержаться от причащения в дни очищения: «Каноны запрещают причащаться в состоянии женской нечистоты (2‑е правило святого Дионисия Александрийского, 7‑е правило Тимофея Александрийского). Исключение может быть сделано в случае смертной опасности, а также когда кровотечение продолжается длительное время в связи с хроническим или острым заболеванием» (Документ: «Об участии верных в Евхаристии»).
Всё остальное — частные мнения.
Для более глубокого изучения вопроса рекомендую пройти по ссылкам: Осквернение, Нечистота.
Здравствуйте, Елена! Всегда тоже такой вопрос интересовал, ведь если нельзя прикладываться к святыням, то получается и нательный крест нужно снимать… Но ведь это абсурд, неужели женщина во время дней очищения перестаёт быть христианкой? Абсолютно точно нельзя причащаться, а всё остальное — из области суеверий, я читала.
Нательный крестик — святыня особого рода, именно символ и знак того, что носящий — христианин. Нательный крест не снимается никогда. А вот, к примеру, наперсный крест священники снимают, отправляясь по естественной надобности. Вы же не вешаете иконы в нужнике, хотя, по вашей логике, почему бы и нет: ведь не перестаёте же вы быть христианкой, посещая указанное место.
Так же, например, и Евангелие напрестольное и Евангелие, которое у вас дома — не одно и то же. Напрестольное символизирует Самого Христа, и касаться его могут только священнослужители. Домашнее же может взять — конечно, с должным почтением — любой, кому надобно, хоть иноверец.
На мой взгляд, сравнивать женщину «в эти дни» с нужником — по меньшей мере: странно. Из того, что священник, как вы отмечаете, снимает наперсный крест перед походом в нужник, не следует, будто женщина «в эти дни» уподобляется нужнику. Не следует искать сходства женщины с нужником и на том основании, что священник, в сравнении с мирянами, наделен особыми полномочиями. Женщина-христианка (даже “в эти дни”) — член Церкви Христовой, а нужник, даже если он и расположен возле церкви, членом Церкви не является.
P. S. Относительно Евангелия (которое вы отличаете от того, что находится дома), отмечу, что к нему прикасаться можно — тогда, когда оно выносится для поклонения и целования верующими.
Что касается нательного крестика. Да, это святыня особого рода, но она не оскверняется от того, что соприкасается с женщиной «в эти дни»; почему же «должны» оскверняться все прочие святыни?
Понятие “ритуальная нечистота” нет в Православии. Такое понятие было в иудаизме, но ритуальных запретов в Христианстве нету.
“Вам не следует отделяться от тех, у кого месячные, ведь даже кровоточивая женщина не была укорена, когда коснулась края одежды Спасителя; она скорее была сочтена достойной получить отпущение всех своих грехов”.
(Сирийская Дидаскалия).
Запрет женщине был дан на Причастие во время месячных, но по причине того, что в древние времена не было средств гигиены, а входящая женщина пачкала кровью пол храма.
Поэтому, св. Григорий Богослов, все же разрешая женщине причащаться в этот период, предупреждает ее, что если она воздержится по благочестию, то сделает доброе дело:
«Не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь, ибо нельзя ей ставить в вину то, что дано от природы, и от чего женщина страдает помимо своей воли. Ведь мы знаем, что женщина, страдающая кровотечением, подошла сзади к Господу и прикоснулась к краю одежды Его, и немедленно недуг оставил ее. Почему же, если она с кровотечением могла коснуться одежды Господа и получить исцеление, женщина во время месячных не может войти в церковь Господню?..
Нельзя в такое время и запрещать женщине принимать Таинство Святого Причастия. Если она не осмелится принять его из великого почтения, это похвально, но, приняв его, она не совершит греха… И месячные у женщин не грешны, ибо происходят от их естества…
Предоставьте женщин собственному уразумению, и если они во время месячных не осмелятся подходить к Таинству Тела и Крови Господних, следует их похвалить за благочестие. Если же они… захотят принять это Таинство, не следует, как мы сказали, им в этом препятствовать».
(Св. Григорий Богослов).
Данная традиция хранится в Православной Церкви, хоть и ситуация с гигиеной поменялась. Женщины не причащаются во время месячных.
А прикасаться к священным предметам, равно как и ходить на службы, приступать к Таинству Исповеди женщине с месячными не запрещено.
— От принятия внутрь святой воды и просфор лучше отказаться—
В Типиконе сказано: “Да будет известно всем: отлучающие себя от святой воды по той причине, что уже вкусили пищу, не доброе творят, ибо благодать Божия дана на освящение миру и всей твари. Так же и кропим ею всюду, и во всяких нечистых местах, и даже под ногами нашими. И где же разум у тех, кто не пиет ее по причине вкушения пищи”.
Получается, что “во всяких нечистых местах, и даже под ногами” можно, а женщине в некоторые дни нельзя. Не буду проводить мысль дальше…
Все запреты подобного рода — попытка возврата в Ветхий Завет. В Новом Завете ветхозаветный обрядовый закон уже не действует, но в сознании части христиан он ещё довлеет, к сожалению.