Правильно ли я понимаю слова Апостола Иоанна, что если даже человек не ощущает любви к ближнему, а скажем, наооборот, испытывает неприязнь или раздражение, но тем не менее ведет себя по отношению к нему так, как заповедал Христос, то это и есть любовь?
Что мы любим детей Божиих, узнаём из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его. (1Ин.5:2)
4 Ответа
Христианский писатель К. Льюис так отвечает на этот вопрос:
Христианская любовь к ближним не обязывает нас восхищаться ими. Одни люди могут нам нравиться, а другие – нет. Важно понять, что наши симпатии и антипатии не грех и не добродетель, как отношение, скажем, к еде. Это просто факт. А вот как мы претворяем наши склонности или неприязнь в жизнь, может стать либо грехом, либо добродетелью.
Симпатия к определенным людям облегчает нам милосердие. Следовательно, мы должны всемерно поощрять в себе природное свойство любить людей (как поощряем мы нашу склонность к физическим упражнениям или к здоровой, натуральной пище) не потому, что в этом и заключается любовь, а потому, что это помогает нам любить. С другой стороны, нам надо постоянно следить, чтобы наша приязнь к одним людям не сказалась на нашей любви к другим, не толкнула нас на несправедливый поступок. Ведь бывает и так, что наша склонность вступает в конфликт с нашей любовью к тому человеку, к которому мы эту склонность питаем. Например, ослепленная любовью мать может в силу своей естественной нежности избаловать собственного ребенка: свое пылкое чувство к сыну или дочери она удовлетворяет (не сознавая того) за счет его (или ее) благополучия в будущем.
Но хотя естественную симпатию к другим и следует поощрять в себе, это не означает, что для развития в своей душе любви мы должны всячески разжигать в себе симпатию. Некоторые люди наделены холодным темпераментом. Возможно, в этом их несчастье; но это не больший грех, чем плохое пищеварение. Однако такой темперамент не освобождает их от обязанности учиться любви. Правило, которое существует для всех нас, очень ясно: не теряйте времени, раздумывая над тем, любите ли вы ближнего; поступайте так, как если бы вы его любили. Как только мы начинаем делать это, мы открываем один из великих секретов: ведя себя по отношению к человеку так, как если бы мы его любили, мы постепенно начинаем любить его. Причиняя вред тому, кто нам не нравится, мы замечаем, что от этого он не нравится нам еще больше; сделав же по отношению к нему добрый жест, чувствуем, что наша нелюбовь стала меньше.
Еще добавлю, что именно в этой ситуации и можно сказать, что это истинная любовь. Т.к. можно испытывать чувство любви, например, основанное на блудной страсти, и, руководствуясь им, помогать человеку, а как только блудная похоть ослабнет, то помощь прекращается, брак распадается и т.п. Т.е. если есть любовь к врагам, жертва ради их чем-то своим, к кому есть раздражение, неприязнь и т.п., тогда только можно про себя думать, что я достиг, прикоснулся к истинной любви. А в других случаях это не видно и не очевидно.
Это можно назвать любовью лишь в социальном смысле, либо самым началом правильного отношения к ближнему.
Если же по заповеди, то мы всякому человеку должны искренне желать спасения и быть готовым ему помочь. Внутри не должно быть ни раздражения, ни неприязни.
Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром. (Рим.12:19-21)
Это выше человеческих сил и требует божественной помощи и великого труда с нашей стороны. Но потом, как говорят святые отцы, такое отношение к ближнему обращается в навык.