Добрый день!
Читая о христианстве я часто сталкивался с тезисом, что христианин - это также и творческая, всесторонне развитая личность со своими стремлениями, потребностями, желаниями и мечтами. Однако вместе с тем, читая Евангелие, я натыкаюсь на такие слова, которые вызывают смущение: "...кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною" (Мк. 8:34). Изучая толкования на данный стих, я в свою очередь сталкиваюсь уже с противоположным тезисом, в соответствии с которыми христианин - это тот, кто должен отречься от себя, "от своей естественной воли и стремлений" (толкование Архиеп. Аверкия (Таушева)), от своих желаний в пользу воли Божьей, таким образом "ненавидя" собственную жизнь. В соответствии с этим у меня закономерно возник вопрос, каким образом понятие всестороннего развития может сочетаться с понятием полного самозабвения? Ведь в соответствии с такой логикой, тут уже следует отрекаться не то, чтобы от обычных мечт и желаний, а и в целом "от естественной воли". Возникает ощущение, что спасение могут наследовать одни лишь монахи, ибо они не обременяют себя мирскими стремлениями, в отличии от тех, кто вынужден жить в миру и много трудиться для обеспечения себя и своих семей. Подскажите пожалуйста, коим образом следует разуметь данные слова, и как их воплотить в жизнь? И не грешно ли христианину в таком случае к чему либо стремиться, что выходит за рамки веры (например, об успешном образовании или устройстве на хорошую работу)?
Спаси Господи!
1 Ответ
Здравствуйте! "Отвергнуться себя" - это жить в согласии с Божьим законом, сделав его главным руководством, а не свою волю. Это также значит не стремиться настаивать на исполнении своей воли, желаний в том случае, когда мы видим, что это несогласно с волей Божией. Свт. Феофан Затворник пишет:
Можно это выразить и так: брось свои интересы и преследуй одни интересы Господа. Это исполнишь, когда будешь всегда творить угодное Ему. Как же это сделать? Смотри внимательно за тем, что в тебе внутри и что около тебя во вне, и строго определив как угодно Господу, чтобы ты поступил в таком и в таком случае, внешнем или внутреннем, поступай так, не жалея себя и не вмешивая сюда своих расчетов, с полным самоотвержением. Скажешь: определить это мудрено. Нет, не мудрено. У нас есть заповеди ясные и определенные; они выражают все, что угодно от нас Господу. Остается только сделать применение их к данному случаю, а это не представляет больших трудностей. Достаточно иметь здравый смысл. Не догадаешься - спроси у духовного отца своего или у другого кого, чье слово уважаешь, и поступи по указанию. Но всячески лучше изощрять свое рассуждение посредством чтения слова Божия и отеческих писаний, чтобы всегда иметь решителя с собою.
Это само по себе не исключает наших житейских устремлений и планов. Вопрос лишь в цели и приоритетах. Св. Феофан поясняет:
Дух Христов не пресекает удовлетворения естественных потребностей человеческих, не гонит непременно из семьи и общества. Он допускает и гражданские службы, и воинствование, и торгование, и научность, и художественность, но все сие обращает в средства к преспеянию в духе, к стяжанию благ неземных, к угождению Богу, изгоняя бесщадно из всего этого лишь то, что противно такому направлению. Бывает, что он иных совсем отрешает от семьи и общества, но это не исключительная его принадлежность, а высшее и совершеннейшее его проявление, в истинном своем виде достояние немногих избранных.
Спаси Господи вас за вразумительный ответ!