6 Ответов
Епископ Михаил Лузин:
Естество Божие — это вечная истина и правда, вечная жизнь, мир, радость и блаженство и все, что может быть названо благом. Значит, всякий, кто делается причастником Божеского естества, мудр, справедлив, всесилен противу козней диавола, греха и смерти. Что значит быть причастником Божеского естества? Как человеческая природа Богочеловека в воплощении стала причастною Божеского естества, так и верующие во Христа, по вере в Него и в искупительную смерть Его, делаются причастниками Его и Божеского естества Его. Следовательно, когда говорится, что верующий причащается Божеского естества, то речь идет не только о нравственном уподоблении Богу по Его таким или другим свойствам, о духовном и отвлеченном общении по мысли, но об истинном общении по естеству, которое начинается в возрождении (Ин.1:3) и совершается и пребывает постоянно и непрерывно в блаженной вечности (ср. Рим.8:29). Сюда принадлежат понятия: прославление плоти человека во Христе (Фил.3:21), созерцание Бога и участие в Его славе (1Кор. 13:12), уподобление Богу (1Ин.3:2), единение с Богом во Христе в приобщении пречистого Тела и Крови Его и здесь, на земле, и в жизни вечной (Ин.6:51-56; Мф.26:26-28).
Валерий, да, богословие, как и медицина, требует системного изучения. Вы задали сложный вопрос, понимание ответа на который требует многих знаний.
Что касается уважаемого профессора, то это хороший пример, попытка упрощенчества привела его к искажениям и официальному осуждению его учения.
Ещё хочу Вас предостеречь от вольного толкования терминов, которые в богословии имеют иной смысл, чем в обыденной жизни. Вы некорректно употребили термин «простота» по отношению к Богу. Подробнее: https://azbyka.ru/prostota
Возможно, затруднение понимания слов апостола Петра «…соделались причастниками Божеского естества» 2Пет.1:4, происходит из-за нехватки первоначальных знаний об Иисусе Христе и его учение изложенном в Евангелие, истолкованном многими богословами. А также недостатком практических действий соединяющих с Господом через Его Таинства в храме.
Это дело поправимо, никогда не поздно обратится к азам, чтобы устранить пробелы, можно конечно и самостоятельно, но в кругу единомышленников гораздо лучше. Например, дистанционный курс ПИК - содействие вхождению в веру и практику Православной Церкви, предназначен для людей без возрастных ограничений, независимо от статуса, образования и степени воцерковленности.
Вам с вашей серьезной профессией, требующей постоянного повышения квалификации, несомненно понятно как важны были когда-то полученные знания в медицинском университете.
Это то и значит, что написано: мы стремимся к соединению с Богом, к приобщению к Божественной природе (через энергии), и в конечном итоге к обожению.
Стать причастником Божеского естества - это значит: стать причастником Бога, соединиться с Богом по благодати, обожиться (заметим. что процесс обожения человека может длиться непрестанно - обожение не есть некий окончательный рубеж).
Эту фразу нельзя понимать в том отношении, что человек может соединиться с Богом по сущности. Последнее означало бы, что человек оказался бы обладателем и человеческих, и Божественных сущностных свойств, то есть враз стал бы и тварным, и нетварным, и ограниченным, и абсолютно беспредельным.
Все очень заумно и непонятно даже для меня с высшим медицинским образованием и 40-летним мед.стажем.Бог это не только любовь,но и простота.Я понимаю,что профессор А.Осипов только один раз рождается.Но надо учиться.С уважением доктор Филиппов В.Е.