В церкви есть такое учение, что Бог наказывает и учит человека с помощью болезней. От одного проповедника слышал, что болезни - это лекарство для нас. Но мне не понятно почему Иисус никому такого не говорил, а исцелял всех, кто к нему приходил?
И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех. Мф12:15
Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех. Мф15:30
Почему Он вообще никому за свое служение не сказал, что болезни людям идут на пользу?
Если болезни это лекарство, почему тогда в перечни даров Святого Духа есть Дары исцеления?
И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. 1Кор 12:28. Это, что значит, что Бог дает «лекарство» человеку в виде болезни, а кому-то дает дар исцеления, чтобы тот избавил его от «лекарства»? Тогда чему этот человек может «научится» через болезнь если ее снимут? И зачем вообще идти к врачам если Бог нас «учит» болезнями, зачем уклоняться от «уроков» Божьих?
Вспомните историю Иова, разве это Бог дал Иову болезни?
И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги. И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его. Иов 7, 5
Сатана поразил болезнями, а не Бог.
Болезнь - это смерть и страдания.
Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришёл для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Ин 10:10
Ваш отец — диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Ин 8:44
Мне конечно не известно как оно есть на самом деле, но у меня есть весьма сильные сомнение, что любящий Бог - Отец может давать людям болезни. Вы бы дали своему ребенку болезнь, чтобы таким образом его чему-то научить или заставить на себя обратить внимание?
7 Ответов
Подробные выдержки из Писания и святых отцов по этому вопросу можно найти в главе о болезнях алфавитного раздела.
Если бы наша жизнь ограничивалась материальным миром, тогда болезни действительно никак не могли бы быть благом. Но у нас-то цель - не прожить эту грешную жизнь в довольствии, а достигнуть Царствия Небесного. Многие святые не просто болели, а умерли от болезней - св. Никифор Прокаженный скончался от проказы, св. Филарет Черниговский умер, заразившись холерой.
Если проводить аналогию с земными родителями, то тут уместно такое сравнение: детям же часто приходится есть супы и каши, которые им не нравятся, а иногда пить горькие лекарства, хотя им бы хотелось питаться только, скажем, бургерами да сладостями. Это взрослые знают, что супы и каши полезны, а без лекарств ребёнок не поправится, а маленькие дети этого не понимают.
Вот, как это ни парадоксально звучит на первый взгляд, болезни для нашей духовной жизни - это аналог тех лекарств, которые мы даём детям. Как трёхлетний малыш не понимает, зачем всё это (у него и так горло болит, а ему ещё какой-то горький спрей прыскают!), так и мы не знаем путей Промысла Божия, направленных на исцеление нашей души (у меня и так всё наперекосяк, а тут ещё и болезнь нагрянула!).
Ещё пара моментов навскидку:
Иов был поражён болезнью исключительно по попущению Божьему. Без воли Божьей у нас и волос с головы не упадёт, а бесы даже в свиней не могли войти, пока Христос им не позволил.
Посредством всяких экстрасенсов оккультистов физическое здоровье бесы (опять же, по попущению Божьему и из-за того, что сам человек, обращаясь к магам, впускает в душу всю эту гадость) как раз обеспечить могут (впрочем, как правило, совсем ненадолго, но бывают и исключения). Но при этом человек губит свою душу для вечной жизни, и именно об этом в первую очередь речь, когда Господь говорит о человекоубийце искони.
Сказано Богом для нас: «живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?» Иез. 33:11
У Вас верное понимание, в Боге нет лжи, и Он не устраивает нам болезни. В Церкви нет такого учения, что Бог карает.
Бог - жизнодавец, Он поддерживает жизнь всего творения, злых и добрых, бесов и ангелов.
Другое дело, что человек отвернулся от Бога и повредил свою природу, стал смертен, и болезни тела это предвестники смерти.
Когда говорят, что Бог дал болезнь, то нужно помнить, что Он не поверг нас в страдания, но только попустил болезнь, ибо без воли Господа и волос человека не отпадает Мф. 10:29-30
Почему так, зачем? Бог свят, и Он призывает к святости людей, что есть правда и справедливость. Святость состоит в исполнении заповедей, их нарушение допустимо в обмен на отдаление от Бога.
И если человек нарушает закон, то правда Божия предусматривает возможность понять человеку все прелести такой дистанции - было весело в грехе, но болезнь это результат отдаления людей от Бога. Чем дальше от источника Жизни, тем больше проблем.
Как же тогда болезни детей и святых людей? Они результат их предыдущей греховной жизни, либо грехов родителей. Ведь сказано, что за вину отцов Бог попускает проблемы до 4-го колена Исх. 20:5 Дети не отвечают за грехи, но являются носителям сильно поврежденной родителями природы.
Искреннее покаяние исправляет ситуацию, приближает к Богу, даёт исцеление
Вадим, сегодня мы празднуем исцеление расслабленного. Но ведь у купели Вифезда было множество людей, а исцелил лишь одного (Ин. 5:2-15). А заканчивается история так:
Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. (Ин.5:14)
Только вдумайтесь: 38 лет болеть, а за грех может случиться даже нечто худшее. Поэтому совершенно напрасно Вы считаете, что Бог не может наказывать.
Бог дал каждому из нас свободную волю. Пока есть надежда, Он наказывает нас, чтобы через перенесение скорбей мы обратились к Нему за помощью.
Не знаю, есть ли у Вас дети. Но всякий родитель знает, что детей нужно наказывать. Конечно, наказания бывают разные, но в принципе без наказаний нельзя воспитать ребенка, который перестал слушаться и действует по страсти. Так же поступает и Бог.
Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны. Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей – для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности. (Евр.12:5-11)
Итак, думается мне, Вы сейчас нарисовали какой-то иллюзорный образ жестокого Бога, не желающего смягчить наше сердце через невольное перенесение скорби. Ваше мнение близко к учению радикальных харизматов. Почитайте об этом. Печально, что этой баптистской книгой мне - православному священнику - приходится дать совет верующему христианину прийти в себя. Однако надеюсь, что размышления об этом введут Вас в более глубокие отношения с Богом и родят необходимое смирение перед Его святой волей.
В церкви есть такое учение, что Бог наказывает и учит человека с помощью болезней.
Во-первых, далеко не все случаи болезни - это результат Божьего наказания. Многие из них связаны с естественными причинами. Во-вторых, не сами болезни или страдания способны исцелить человека, а их терпеливое перенесение, благодарение Богу, а также покаяние за прошлые грехи. Кроме того, бывает так, что болезнь или физическое ограничение избавляют человека от опасности впасть в грех.
Почему Он вообще никому за свое служение не сказал, что болезни людям идут на пользу?
Многие из исцеленных Иисусом как раз благодаря своей болезни пришли к Нему и уверовали. Смысл ведь не в самой болезни, а в результате. Если через болезнь человек обратился к Богу и стал добрым христианином, то спасительная цель (выздоровление души) достигнута и, поэтому, Иисус давал выздоровление тела.
Если болезни это лекарство, почему тогда в перечни даров Святого Духа есть Дары исцеления?
Потому что, сама по себе, болезнь - это недостаток, зло. И мы естественно стремимся к благу, здоровью. Но если даже для спасения жизни человека врачам иногда приходится идти на крайние меры и лишать человека частично здоровья (например, через ампутацию конечностей), то тем более, для спасения души человека, иногда требуется жертвовать его телесным здоровьем.
В одном из документов нашей Церкви есть такое утверждение, которое отвечает на Ваш вопрос:
Православное Предание не рассматривает болезнь и страдания как «плату» за наши грехи. Страдания являются следствием греховности человека и попускаются Богом, но они не обязательны для достижения спасения, ибо грех преодолевается покаянием и исполнением заповедей Божиих.
Что следует из этого текста? Сами по себе болезни и страдания - недостаток, который не является чем-то необходимым для спасения. От него можно и нужно стремиться избавиться с помощью достижений медицины. Если человек приносит покаяние в своих грехах добровольно и без напоминаний, то он и спасается через это без необходимости быть наказанным. Если же он не понимает по хорошему и не собирается исправляться, то Господь, по Своей милости, может попустить ему болезнь или иное несчастье ради того, чтобы отрезвить человека и направить на путь покаяния, хотя бы такими жесткими мерами. Свт. Иоанн Златоуст пишет о наказаниях Божьих:
Если Бог посылает наказания для того, чтобы грешников обратить к покаянию, то когда принесено покаяние, наказание поэтому самому излишне. Бог столь далек от желания наказывать нас, что часто даже тогда, как мы делаем достойное наказания и нуждаемся в сильном вразумлении, Он вразумляет нас только угрозой и устрашающими словами. Это ты можешь видеть на примере израильтян и города ниневитян: Бог не только не навел на них наказания, когда они принесли покаяние, но тотчас прекратил и угрозу. Он гораздо более нас самих желает, чтобы мы не терпели никакого зла, и никто из нас не щадит себя так, как Бог щадит всех нас.
В церкви есть такое учение, что Бог наказывает и учит человека с помощью болезней.
Такого учения в Церкви нет. Есть такое богословское мнение. И оно небезосновательно. Бог, действительно, может вразумлять человека, попуская ему болезни. Может и исцелять, также вразумляя.
Болезнь — это смерть и страдания.
В этом и кроется Ваше непонимание вопроса, Вы думаете только о земном. Промысл Божий о человеке - желание спасения всякому. И если ради спасения нужно вразумить небезнадежного грешника болезнью, то Бог вполне может попустить ее ему.
В рассмотрении данного вопроса также не стоит забывать, что болезнь может быть вполне естественным продолжением греха. Грех повреждает не только душу, но и тело. Это духовный закон. Можно привести простой пример - алкоголизм. Эта греховная страсть поражает человека в целом.