4 Ответа
Почему в родословной Иисуса нет Бога как отца?
Есть: См. Лк.3:38 "Еносов, Сифов, Адамов, Божий".
Иисус Христос – Богочеловек, Бог и Человек.
Как Человек, Иисус имел свою родословную и не только по линии Матери Марии Мф.1:1-16, но и по линии нареченного отца Иосифа Лк.3:23-38 (это дает право считать своим отцом и отчима, т.е. того человека который воспитал). Родословная Иисуса Христа, в те времена была необходима, чтобы евреи ожидающие рождение Мессии из рода Давидова, могли в этом удостовериться.
Родословная Христа имеет очень важное значение для нашей веры. На первый взгляд, список почти незнакомых имён выглядит странно, и даже неуместно.
Однако, родословная раскрывает несколько аспектов.
1. Иисус Христос настоящий человек, он не имитация, не видение, не Ангел или сила Божия, как представляли позднее об этом еретики.
2. Родословная Христа - далеко не единственная родословная в Библии. Все значимые персонажи имели родословную, которую оставляли в библейских текстах. Родословная Христа говорит о Его статусе, объединяет Ветхий и Новый завет, крепко их связывает, и одновременно говорит нам, что Новый Завет это также Божие Откровение, это не личная выдумка апостолов Матфея или Луки.
3. Составители родословной - это учёные люди, хорошо знающие своих родственников, имеющие уважение среди них, иначе никто бы не открыл им такие интимные семейные подробности. То есть, составитеи имели настоящие познания в традициях еврейского народа, потому могли в своих книгах смело рассуждать о вопросах веры. Составители это настоящие евреи, это не греки, не римляне, но те кто изнутри знают сложно устроенную религиозную жизнь Иудеев, их историю. Да, апостол Лука не еврей, но его источник это несомненно глубоко уважаемый религиозный иудей. Он ученик апостола Павла, и наличие такого элемента в Евангелии от Луки это рука знающего.
4. В родословной Христа перечислены такие типы, как царь Манассия или Ахаз. Это богоборцы, призирающие веру отцов. Этот факт говорит, что Бог принимает на Себя грехи всех людей, и что Он настолько готов бороться за каждого человека, что не чурается быть Боговоплощенным от грешников, даже тех, кто отвернулся когда-то от Бога.
5. В родословной указаны женщины. У всех них, кроме Девы Марии, трудное прошлое - Фамарь жила в блуде; Рахав - блудом спасала евреев от врагов; Руфь - благочестивая, но не еврейка, что позор для мужа и детей. Это важное указание о том, что Господь спасает всех, и самое главное, что Он имеет корни вне еврейского народа, а значит Христос Бог не только избранных евреев, но и всех людей.
6. И как сказано выше, родословная прямо говорит нам об исполнении пророчеств о происхождении Мессии как обещанном Семени Авраама.
Вообще формулировка "Для чего Иисусу родословная" некорректна (Самому Господу Иисусу он точно не нужна), я бы поставил вопрос по другому: почему (для каких целей) в Евангелиях приводится родословие Иисуса Христа?
Тут нужно учесть, что родословия в иудейской традиции играли важную роль; особенно тщательно хранили и переписывали родословия священников и левитов.
У евангелиста Матфея родословие имеет целью доказать иудеям (Евангелие от Матфея было написано для иудеев) мессианское достоинство Иисуса. Потому в центре родословия Давид и фигурирует число 14, которое получается сложением числовых значений букв, входящих в имя Давид (4+6+4).
Кроме того, здесь упоминаются женщины, цель их упоминания видят по--разному. Одни считают, что упоминаются женщины-язычницы, другие в упоминаниях женщин видят идею, что Христос не гнушался наличием грешников среди своих предков, третьи видят идею промысла Божия, так как упоминания женщин всегда связаны с тем, что рождение последующего сына пошло вопреки ожидаемому сценарию (Рождение Фареса и Зары от Иуды - не норма, а отклонение и т.д.)
У евангелиста Луки родословие как раз доходит до Бога, так что здесь видят и мысль о том, что Христос - Сын Божий.
Еще относительно двух родословий Христа можно почитать в у митр. Илариона (Алфеева) параграф
3. Проблема двух родословных
Приведение евангелистами родословная имеет несколько целей. Во-первых, доказать происхождение Христа от Давида, что многократно выражаясь в пророчествах. Еп. Михаил (Лузин) пишет:
У писателей восточных вообще и в частности у еврейских было в обычае, при описании жизни какого-либо знаменитого лица, указывать и его родословную таблицу, как это видно из книг Моисея, Руфи, Царств и Паралипоменон. Но евангелист Матфей, помещая родословие Господа, без сомнения, имел особенную важную цель – показать, что Иисус Христос произошел именно от тех лиц, коим древле дано было обетование о происхождении от них Мессии, как это видно из дальнейших слов евангелиста. И помещенное в начале первого Евангелия, а вместе с ним целого состава новозаветных книг, родословие Господа составляет прекрасный переход от Ветхого Завета к Новому.
Во-вторых, родословная показывает Его полноценную человеческую природу:
Господь восприял на Себя совершенное человеческое естество, а потому и наименован сыном Давидовым, сыном Авраамовым, сыном человеческим, человеком, Адамом, Иаковом и Израилем.
Феодорит Кирский, блж. Сокращённое изложение божественных догматов, 14