5 Ответов
Бог есть Любовь, но Он еще и справедлив.
Всемирный Потоп был устроен в наказание грешникам, которые забыли Бога и отвратились от Него.
“Люди не покаялись, при всем том, что Ной по святости своей служил для современников образцом, а праведностью своей целых сто лет проповедовал им о потопе, даже смеялись над Ноем, извещавшем их, что искать спасения в ковчеге придут к нему все роды живых тварей, и говорили: “Как придут звери и птицы, рассеянные по всем странам?”” — говорит святой Ефрем Сирин.
Бог ждал покаяния людей, дал им проповедь Ноя, ожидая покаяния, но они продолжили грешить, забыв Бога.
Поэтому, Бог уничтожил первый мир.
Даже во время Великого Потопа вода поднималась 40 дней.
Для чего так? И этим самым наведя Потоп Бог проявлял милость к людям.
«Для чего так? Разве Бог не мог, если бы захотел, навести весь дождь в один день? Что говорю — в один день? В одно мгновение. Но Он делает это с намерением… По великой Своей благости, Он хотел, чтобы хотя бы некоторые из них вразумились и избегли всеконечной погибели, видя перед глазами у себя и смерть своих ближних и угрожающее им самим бедствие» — говорит св. Иоанн Златоуст.
Ему вторит и святитель Филарет: «Сорок дней начинающегося потопа были последним даром Божия долготерпения для некоторых грешников, которые уже при виде заслуженной казни могли почувствовать свою вину и воззвать к милосердию Божию».
В Потопе заключалось два важных дела для человечества, как учит св. Иоанн Златоуст:
1) “Отторгнуть от греха неисправимых грешников, каждодневно причиняющих себе новые раны и делающих язвы свои неисцелимыми”.
(Св. Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия.).
2) “Необходимо было истребить их и уничтожить весь род их, как негодную закваску, дабы они и для последующих родов не сделались учителями нечестия”.
(Св. Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия).
Поэтому, как проявление милость к падшему человечеству, и предохранение нового от научения злом от старого, Бог посылает Потоп на людей.
Поэтому, кающиеся во время Потопа получили прощение, не захотевшие каяться — справедливое наказание, а новое поколение получило возможность жить и не быть наученным злу.
Великий Потоп был благодеянием от Бога к падшему человечеству, равно как и наказанием.
Как говорит Писание, “И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время” (Быт.6:5)
Причина потопа — человеческое зло, достигшее такого размаха, что поставить ему пределы как-то иначе стало невозможно. Повествование о потопе говорит нам о том, что Бог любит мир — и именно поэтому совершает суд над грехом, который его оскверняет, разрушает и уродует.
Можно себе представить, насколько человеческое зло перешло все границы, чтобы человеколюбивому Богу пришлось идти на такие крайние меры. Но это еще не конец истории.
Бог, попустивший потоп, который погубил большую часть человечества, однажды вновь встретился с этими людьми. Вопрос, для чего? Христос, после Своей смерти сошел в ад и проповедовал там. По мнению некоторых богословов, для непокорных современников Ноя тогда появился второй шанс проявить свою свободную волю и последовать вслед за своим Спасителем. Свт. Иннокентий Херсонский рассуждает об этом так:
«Что другое могло быть предметом проповеди Спасителя, кроме спасения? Конец дела показывает и существо его. А концом проповеди во аде для самых упорных душ, каковы современники Ноя, долженствовало быть, по ясному свидетельству апостола, то, чтобы они, «суд прияв — во время потопа — по человеку плотию», «пожили теперь — после проповеди Христовой — духом». Те, кои ожили духом, не могли уже быть оставленными среди жилища смерти, и Победитель смерти, сошедши во ад один, долженствовал извести с Собою многих».
Если это действительно так, Бог потопил злодеев вовсе не для того, чтобы окончательно расправиться с ними; пройдёт время и Он сам спустится до глубин ада, чтобы забрать всех желающих с Собой.