В Новом Завете есть такие слова:
"Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает" (Рим. 14:22).
"Сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех" (Рим. 14:23).
У всех нас в жизни бывают ситуации, когда мы сомневаемся как поступить по христиански и, уже после принятия какого-то решения, можем быть неуверены, поступили ли мы морально оправдано. В связи с этим у меня вопрос: Если мы делаем нравственный выбор, пребывая в сомнении, неуверены, что поступаем по Евангелию (даже если искренне стремимся сделать правильный выбор), мы обязательно грешим, по словам Апостола, или же для этого должны быть ещё какие-то условия?
Приведу пару примеров для иллюстрации.
Приведу пару возможных ситуаций, для иллюстрации того, о чем я.
1. Новоначальный христианин думает, что совершает грех, если не исполнит какое-то «бабушкино предание». Пока ему не объяснят, что это не обязательно исполнять, нарушение бредового, но безобидного "предания" будет для него грехом (раз он убежден что его нужно обязательно исполнить)?
2. Христианин во время боевых действий, не знает оправдано ли морально в них участвовать (в конкретной ситуации). Его совесть неспокойна, он неуверен, правильно ли будет участвовать в этом (впрочем, у него нет твердых оснований считать обратное, что участвовать будет грехом). Но выбор делать надо, его уже призвали на фронт. Грешит ли он, воюю, с этой внутренней неуверенностью относительно своего выбора?
2 Ответа
Я бы вспомнил и предложил иную мысль - где твоё богатство, там твоё сердце Мф.6:21
От обратного можно разуметь - сомнения говорят об отсутствии сердечной привязанности к тому, что требует решения.
Таким образом, прекращение сомнений прекратится после изменения внутреннего настроя к исследуемому предмету.
- Грех - это нарушение заповедей Божьих, а не бабушкиных преданий. В целом греховность или праведность определяется не тем, что кто-то сказал, а тем, что заповедал Господь. И поскольку Судья - Бог, а не бабушки, то греховность определяет Он, а не бабушкины верования.
- Убийство на войне в любом случае является грехом, независимо от того, что думает об этом воюющий. Он может сомневаться или не сомневаться, но убивая он нарушает заповеди Божьи.