9 Ответов
А в чем, простите, суеверие? Если опытно известно, что какой-то святой быстрее откликается на наши конкретные молитвы и Господь в данных случаях чаще исполняет его прошения,- то почему же избегать такого изволения Божия? То же касается и чтимых икон. Это общая вера Церкви. Например, прп. Амвросий Оптинский пишет:
В заключение вашего письма пишете, что вас заботит время трудного рождения, и заботит и страшит так, что эта преобладающая мысль мешает вам пользоваться всяким благом жизни, и поэтому желаете иметь какую-либо молитву себе в подкрепление. Есть православное предание, что в этих случаях прибегают к Божией Матери, по названию иконы, Феодоровской. Вымените или напишите себе эту икону, празднование которой бывает дважды в год: 14 марта и 16 августа. Если пожелаете, то можете накануне этих дней вечером совершать домашнее бдение, а в самый день – молебствие с акафистом Божией Матери. По усердию можете совершать это и в другое время, как пожелается. Можете ежедневно и сами молиться Царице Небесной, читая Ей не менее 12 раз в день «Богородице Дево, радуйся» хоть с поясными поклонами. Столько же раз читать и кондак Ей: «Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся».
Церковь не рассматривает святых, как единственных и как самодостаточных исполнителей молитв. Но как хадатаев перед Богом, которым можно молиться наряду с Богом. Если мы просим других людей помолиться за нас и наших близких, то странно было бы не просить об этом членов Церкви, достигших святости.
Некоторые из святых действительно имеют от Бога благодать помогать в тех или иных нуждах, но это вовсе не значит, что только в них.
Никаких специальностей нет. Наша задача - спасение, все святые это осуществили, а земные дела отстоят на втором плане.
Здесь правильно говорить о личных отношениях со святым. Обращаясь к ним, мы вспоминаем их жизнь, и отмечаем то, что они делали на земле.
В молитве к великомученику и целителю Пантелеймону, зная его жизненный путь врача, мы говорим примерно так: "Целителю Пантелеймоне, ты особо знаешь каково человеку в болезни, и как старание врача может оказать больному поддержку. И потому, прошу, моли Бога дать силы в болезни, а врачам терпения и старания в этом большом деле, окажи содействие в борьбе с напастью".
Ответ и помощь великомученника Пантелеймона, стоящего у Престола Божия, будет основываться на том, как сам просящий относится к Богу, каковы его намерия и старания в деле исправления своей грешной жизни.
И когда помощь сотоялась, то мы благодарим Бога и великомученика в деле врачевания: радуемся, и даже ликуем, искренне удивляемся, идём к Причастию, поём акафист, помогаем нищим. И вот всё это укрепляет связь с целителем, делает нас частью единого Богочеловеческого церковного организма.
Но эта же просьба может быть обращена к иному святому, с которым имеется молитвенная связь, например, чьё имя носим, или к тому, в чей храм ходим.
Еще такой момент: если хорошо известно, что Святой уже помогал в каком-то виде дел, то вера в то, что он опять в этом деле поможет, будет больше. Известно, что вера у людей очень разная, у Апостолов она была очень сильная, но и она менялась, они то изгоняли бесов, то не могли (Мф. 17:19). Поэтому если у Вас вера очень сильная, Вы считаете, что каждый Святой может в каждом деле помочь - это очень хорошо. Но другие люди читают про хорошо известные случаи, когда этот Святой помог, когда прп. Амвросий или кто-то другой рекомендует молиться именно ему и т.п., и тогда их вера увеличится и становится достаточной для чуда.
Также я помню где-то был в Житиях Святых эпизод, что человеку явился Святой и говорит: "Что ты молишься мне, я в этом не разбираюсь, молись вот ему" - и назвал другого Святого. Также в житии прп. Иоанна Многострадального ему Бог сказал, что у прп. Моисея Угрина благодать избавлять от блудной страсти больше, чем у Иосифа Прекрасного, которому прп. Иоанн первоначально молился.
Заметьте также: в этом житии Бог прп. Иоанну сказал помолиться прп. Моисею, а не просто исцелил от блудной страсти, т.е. Богу угодно, чтобы люди молились Святым, причем определенным.
Понятно, что можно просить помощи святых в любых хороших делах. Но не надо забывать, что святые - это тоже люди, личности со своими индивидуальными особенностями и склонностями.
Допустим, у вас есть три хороших друга, и каждого их них вы можете попросить о любой помощи: хоть мебель перетащить, хоть до получки одолжить. Но можно предположить, что друга-врача логичнее попросить о лечении, друга-автослесаря - о ремонте автомобиля, а друга-полицейского - о защите.
По этой же причине св. вмч. Пантелеимона чаще всего просят об исцелении (он сам был врачом), св. мч. Вонифатия - об избавлении от пьянства (он сам в земной жизни этим страдал), свв. Петра и Февронию - о семейном благополучии (в этом мире они были образцовой христианской семьей) и т. д.
С уважением,
Интересная вещь получается - прп.Амвросий Оптинский говорит одно, а о.Георгий Максимов в приведенной выше чтецом Сергием Федоровым ссылке - прямо противоположное. То ли о.Георгий не разбирается в теме, то ли несогласен с православной практикой деления святых по категориям помощи... Что думать и что делать неофиту - непонятно.
Когда-то у меня с близким человеком был примерно такой разговор:
— Как думаешь, а почему святому Николаю молятся особенно в бедах?
— Ну, я не знаю.
— А я думаю, что то, чем он занимался при жизни, тем он занимается и после смерти.
Насколько я могу понимать, то у человека после смерти — его привычки, желания, которые у него при жизни накопились, они остаются. А если эти желания совпадают с Божьей волей, то Бог дает разрешение творить дела добра. Ведь у Бога все живы.
Однако, если вы, как бы это смешно не звучало, "не тому святому помолились", то не думайте, что он вам не поможет. Он на небесах передаст вашу просьбу Богу и другим святым и Бог поможет вам.
И могу еще добавить, что в конце концов даже тот человек, который ни одного святого угодника не знает — он может помолиться Богу и Бог услышит молитвы его и поможет человеку.