Евангельское учение сравнивается с семенем, посеянным в сердце (притча о сеятеле) и с бисером, который нельзя метать перед свиньями. Но из посеянного лишь малая часть семян легла на добрую почву. Означает ли это, что любой, кто проповедует Евангелие, в большинстве случаев невольно становится метателеи бисера перед свиньями? Ведь и на слова Христа иудеи в основном реагировали как свиньи на бисер и на проповедь апостолов откликались далеко не большинство (проповедь ап. Павла в ареопаге). Возможно, что “метание бисера” подразумевает лишь конкретно-индивидуальные случаи общения с людьми, про которых ты уже знаешь, что они глумятся над Евангелием и все равно споришь на онлайн-площадках, в личных беседах с любопрением и полемическим пристрастием. Но и Христос знал, кто будет высмеивать Его слова. Поясните мне где мы, христиане, должны, а где не имеем права проповедовать Евангелие?
5 Ответов
Христиане проповедуют Евангелие примером своей христианской жизни. Этого достаточно для обычного мирянина, в любом месте, где он живет и участвует в Церкви.
Профессиональная проповедь находится в руках епископа и его священников. Епископ организует работу по проповеди Евангелия, при нём создаются миссионерские отделы по направлениям. Имея знания о Православии, имея талант к проповеди, или специальные знания, мирянин может обратиться в эти отделы, и оказать поддержку этой работе.
Самостоятельно проповедовать сторонним людям в некотором смысле бесполезно, так как Православие это огромный богословский и научный пласт, знание которого требует нескольких лет обучения. Неправильная проповедь будет иметь искажения в вере, что вредно для вас и для слушателей.
Нет четко прописанных норм — вот тут можно, а там нельзя. Поступайте по обстоятельствам. Важно помнить, что для проповеди нужны хорошие знания Священного Писания и учения Церкви. Иначе есть вероятность запутаться самому и запутать других. А если попадете на грамотных протестантов или сектантов, то и вовсе можете проиграть словесные баталии.
У апостола Павла есть такие слова:
Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем. Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому (Кол.4:5–6).
Так что, я думаю, что нужно поступать рассудительно, к каждому находить свой подход и не навязываться к тем, кто не готов или не хочет тебя слушать.
Здравстуйте, Юрий. Давайте я вам покажу пример на энциклопедии “Азбука Веры”.
Как хорошо, что материал собрали волонтеры в разместили в таком порядке, как здесь — Пять ступеней веры.
Я бы многим разослал статьи, которые описывают первые шаги на пути к Богу:
Но людям же, которые отвергают Бога, отвергают вышенаписанное и ни разу в церковь православную не приходили в жизни своей, то им нет смысла рассказывать о вещах, которые происходят внутри церкви. К примеру, рассказывать язычнику о Святынях в Церкви Христовой — это и будет метания бисера перед свиньями.
Но все мы должны брать пример с Апостолов и прововедовать с рассудительностью по мере своих сил и воможностей. Свидетельствуйте о Христе словом и делом, ведь сказано:
Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.
Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
— Евангелие по Матфею, глава 5
…
Итак, всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным;
а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным.
— Евангелие по Матфею, глава 10
…
И притча для вас:
О трех предметах не спеши рассуждать: о Боге, пока не утвердишься в вере; о чужих грехах, пока не вспомнишь о своих, и о грядущем дне, пока не увидишь рассвета. — свт. Николай Сербский
Юрий, на мирянах не лежит обязанность проповедовать, и даже такого права по умолчанию у них нет. Это обязанность епископов и священников, специально на то поставленных. Апостол говорит:
Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое! (Рим.10:14–15)
Тот же апостол пишет своему ученику епископу Тимофею:
проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. (2Тим.4:2)
Сам Господь говорит лично апостолам:
Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили. И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. (Мк.16:14–15)
Итак, миряне не призваны к организованной и систематической проповеди. На них лежит другая обязанность, более скромная, но тоже связанная с благовестием:
Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением. (1Пет.3:15)
Понятно, что и такой ответ требует достаточного знания вероучения Церкви. Если таких знаний нет, потрудитесь их добыть.
Я даже навскидку не могу вспомнить систематической проповеди мирян в Новом Завете, кроме такого печального примера (наряду с указанием общей заповеди не спорить без нужды):
Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих. Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины. А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии, и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит, которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру. (2Тим.2:14–18)
Наконец, согласно апостолу, спорить с еретиками в целом бессмысленно в силу их внутреннего духовного развращения, непонятного обычному человеку, но открытого Богу:
Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден. (Тит.3:10–11)
Что касается вероучительных споров, особенно в Интернете, то они мне представляются в целом бесплодными и лишь нарушающими душевный мир спорщиков. Так учит и апостол, вновь обращаясь к своему ученику Тимофею (заметьте, речь идет о клириках, а не о мирянах, которые в то время вовсе не проповедовали):
От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю. (2Тим.2:23–26)
Лишь в особых случаях, когда Господь касался сердца человека, несвященные проповедовали. Таких примеров много в житиях святых во время мучений.