5 Ответов
Через святыню мы поклоняемся не самому веществу, но Богу, действующему во Своих святых. Греха же в поклонении святым нет. Если Вашу совесть тревожит, что Вы по ошибке воздавали недолжную честь какой-то вещи (например, останкам обычного человека), то исповедайтесь в этом. Однако важно, чтобы при этом Вы достоверно знали, что ошиблись. Иначе будет обычная мнительность, а это нехорошо.
Если человек желает поклониться христианской святыне, но его специально или ненамеренно ввели в заблуждение, в этом нет греха. Господь действует через предметы не по тому, что они истинные, а другие неистинные. Он видит веру и благоговение человека, и помогает ему через посредство какого-то почитаемого предмета или вообще без него. По этой причине, кстати, ошибочно говорить, что существуют иконы, которые творят чудеса. Свт. Феофан Затворник поясняет:
Иконы сии не содержат чудодейственной силы, а Господу угодно являть чудо от них, или в присутствии их, или для возбуждения веры, или в силу веры кем-либо проявляемой, или для того и другого вместе. Затем, высокое чествование сих икон уже последует естественно, как ради того, что Господу угодно было чрез эту икону явить милость Свою, так и потому, что чают и себе сподобиться подобной же милости пред сею иконою. Почему Господу угодно бывает так делать, – Его святая воля. Слепорожденного не мог разве Он исцелить словом. Но творит брение, – помазывает очи и посылает к Силоамскому источнику. Так и тут.
Поэтому вопрос о подлинности святынь, важный сам по себе, но он не имеет прямого отношения к действию Божию через них. Сам предмет - просто вещь, а действует Бог, когда хочет и через что хочет.
Наверное, грех, хоть и невольный. У меня тоже такое было: много лет назад мы с женой по незнанию зашли в «храм» секты Лурье и поклонились там лжемощам.
Лучше в этом покаяться, так как здесь проявилось наше с вами легковерие, которое тоже грех, и немалый. Именно благодаря ему разрастаются ереси, секты, атеизм и прочее зло.
С уважением,
По определению Седьмого Вселенского собора мы поклоняемся не дереву или холсту, не костям или остаткам плоти, а Тому, кто изображён на них или Кому они принадлежат. Если мы поклоняемся иконе с изображением главы святого Иоанна Крестителя, то мы кланяемся не предмету, а самому святому. Потому описанное Вами поклонение можно рассматривать именно, как поклонение священному изображению и греха здесь нет.
Другое дело молитва в храмах, не принадлежащих православным. Совместная молитва с еретиками и раскольниками является грехом. По правилам Вселенских соборов такой человек подлежит отлучению от Церкви, как сам себя причисливший к еретикам и раскольникам. Потому в такой молитве обязательно нужно покаяться и исповедоваться.
В храмы еретиков и раскольников можно заходить для поклонения подлинным святыням, которые были отняты у православных, только в то время, когда там не идёт богослужение.
Помощи Божьей Вам.
Правила действительно говорят только об отлучении от общения. Добавление, что как «сам себя причислил к еретикам и раскольникам», просто моё понимание почему так. Но не один я так думаю. https://azbyka.ru/o-sovmestnoj-molitve-s-eretikami «Совокупляющийся с блудницей – становится одно тело с блудницей. Молящийся с еретиком становится одним телом с еретической синагогой, не зависимо от того молится он в собрании еретиков или «частным образом» дома перед обедом. Общение с еретиками в молитве – духовное прелюбодеяние, единение во лжи и онтологическая измена Христу.» По моему очень правильно всё сказано.
«По правилам Вселенских соборов такой человек подлежит отлучению от Церкви, как сам себя причисливший к еретикам и раскольникам» . Так говорить некорректно, поскольку совместная молитва - это дисциплинарное нарушение и каноны не говорят нигде, что молитва с еретиком и раскольником причисляет православного автоматически к еретикам и раскольникам.