Я болел ковидом, вследствие чего уже пропустил две воскресных и одну праздничную (на Сретение) Литургии. В принципе, на данный момент я неопасен для окружающих: сегодня 15-ый день после проявления симптомов, ПЦР уже отрицательный. Однако, меня беспокоит, что сохраняется мизерная вероятность того, что я все еще кого-то могу заразить: во-первых, до сих пор наблюдаются остаточные симптомы (тот же кашель, например), а во-вторых, ПЦР с вероятностью 0.3 мог оказаться ложноотрицательным в силу специфики этого анализа. Таким образом, я думаю о том, чтобы завтра снова смотреть трансляцию Богослужения вместо похода в храм, чтобы перестраховаться и никого не заразить, - тем более, что я не готовился ко Причастию. Тем не менее, 80-е правило VI Вселенского Собора отлучает от Церкви тех, кто не приходит на воскресные Литургии в течение трех седмиц. Являются ли мои "перестраховочные" соображения достаточным основанием для пропуска воскресной Литургии или, согласно канонам, это смертный грех в Очах Божиих?
Сразу оговорюсь, что я не собираюсь перекладывать ответственность на кого-либо за принятие решения: она полностью лежит на мне самом и я это осознаю. Но за совет я был бы благодарен, поскольку разрываюсь между двумя альтернативами. С одной стороны - пропустить уже третью (а с учетом Сретения - четвертую) Литургию, будучи, в принципе, официально здоровым. Тем более, накопилось много грехов и нужно было бы исповедоваться. С другой - остается незначительная, но все же вероятность того, что я заразен. С начала эпидемии я храню в голове мысль о Страшном Суде, о том, если Господь покажет мне огромную толпу людей и скажет: "это все те, кого ты заразил, кто погиб мучительной смертью из-за твоего нерадения, эгоизма и равнодушия. Ты знал, что смертельно опасен для них, но не предпринял ничего, чтобы защитить их от себя".
4 Ответа
Антон, здравствуйте!
Доброго вам вечера. Если есть риск, что вы болен и можете заразить других людей, то о каком храме может идти речь?
Если вы понимаете, что ваши симптомы не заразны и врач такого же мнения, то нужно идти, лень - грех, а особенно не идти на литургию.
Ваш же пример - вы говорите, что болен, благодаря вашим симптомам могут заболеть десятки людей, если это заразно. Бодрствуйте с утра, можете, если хотите как и говорили - посмотреть службу, помолиться и покаяться Творцу (дома).
Если вы и правда болеете, то лучше сделать так. Поправляйтесь и благодарите Бога за здоровье, ибо, как вы и сказали - поправка в здоровье идёт
Хорошего вам вечера и всего наилучшего!
Антон, не мучайте себя, и не рискуйте другими, пока не будет полной уверенности в прекращении болезни.
В храмах много пожилых людей, многие из них безвозвратно заболевают от Ковид.
Требования о посещении Литургии относится к обычным временам. Если человек на фронте, или болеет, или в морском походе, или в коммандировке, то это не говорит, что он бросил Бога и Церковь. В XIX веке при эпидемиях чумы так же ограничивали посещение храмов, и это принималось с пониманием.
Для спокойствия совести приведу выдержку из циркулярного письма управделами Московской Патриархии:
При появлении у священнослужителей или сотрудников признаков ОРВИ обязывать таковых оставаться дома до исчезновения этих симптомов.
В церковном каноне есть оговорка: кто без настоятельной нужды не придет в церковное собрание.
Благословите, отец Дионисий. Благодарю Вас за ответ. Я все же решил в прошедшее воскресенье остаться дома и смотрел трансляцию Литургии. Мне неспокойно на душе от совершенного поступка, т.к. врачи в один голос заявляют, что я больше не заразен, а остаточные симптомы не опасны для окружающих. По моим грубым подсчетам вероятность того, что я все еще мог быть заразным по состоянию на прошедшее воскресенье, обуславливалась одновременным стечением крайне маловероятных обстоятельств (ошибка ПЦР, ошибка врачей, затяжное течение и т.д.) и была равна примерно 2-3 из 1000, если не меньше. И все же я решил перестраховаться. Искренне надеюсь, что Господь не отлучил меня за это от Своей Церкви, и намереваюсь покаяться в этом на исповеди при первой же возможности.