Здравствуйте, у меня есть друг чьи воззрения на христианство и Церковь крайне враждебные, сам он не крещен и придерживается гностических убеждений, человеческим словом или в ходе диспута переубедить его не представляется возможным. Мне дорог этот человек и я бы не хотел, чтобы его душа после жизни отправилась на вечное осуждение. Как я могу молитвенно повлиять на то, чтобы Господь ниспослал ему веру?
7 Ответов
Приветствую! Я не думаю, что от нашей молитвы зависит спасение или погибель человека. Не стоит думать, что судьбы других людей в наших руках. Они в руках Божьих с учетом их свободной воли. Но если Вы чувствуете потребность в молитве о друге, то, конечно, можете молиться. Например, своими словами просить Бога об обращении к вере этого человека. И предать все в руки Божьи.
Оставьте свою затею, постарайтесь качественно вести собственную духовную жизнь, что может со временем стать примером для друга.
И потом, Ваши родители, жена, дети уже воцерквились? Они все молятся, держат пост, причащаются и исповедуются, следят за исполнением Божьих заповедей ? Эти люди намного важнее в очереди Ваших стараний.
Если друг когда-то в жизни своим поступком, или добрыми словами и наставлениями подтолкнул Вас ко Христу, к покаянию, то можно за него молиться в домашней молитве, записав его имя в помянник. В храме подавать за него записки о молитве недопустимо, так как он вне Церкви.
Домашние молитвы находятся в молитвослове, который можно при необходимости приобрести в храме.
В молодости мы склонны больше внимания обращать на душевное и меньше на духовное. С годами у нас становится меньше друзей, но зато с некоторыми появляется духовное единство во Христе, и это очень важно.
К сожалению, много примеров, когда плохое человеческое влияние уводило людей из Церкви или вообще лишало веры. А вот примеров обратных, когда под влиянием каких-то убедительных аргументов закоренелые атеисты приходили к Богу,- весьма немного. Дело в том, что для встречи со Христом нужно предваряющее действие божественной благодати. Оно является определяющим. Если мы думаем, что сами какими-то словами сможем кого-то убедить, то в нас говорит гордость.
Но Вы надеетесь на милость Божию и готовы ее испрашивать в молитве. Это хорошо. Поэтому посоветую Вам путь непрямой, но твердый. Постарайтесь сами вначале точно исполнять наши обязанности перед Богом и Церковью: внимательно и благоговейно читать ежедневное утреннее и вечернее молитвенное правило, неопустительно посещать воскресную литургию, регулярно (хотя бы раз в месяц) исповедоваться и причащаться с необходимой подготовкой, соблюдать все церковные посты, найдите себе духовного отца. Если Вы уже это делаете и имеете, то Вам хотя бы отчасти знакома человеческая немощь и божественная помощь, а также значение духовного руководства. Знаете Вы и власть верующего, который, как сын, может умолить Небесного Отца, хотя нередко для этого требуется длительное время. Если же Ваше участие в таинствах и молитвах достаточно эпизодическое, то от Вас потребуется большой внутренний труд для того, чтобы воцерковиться. Спрашивайте обо всем у своего духовного отца, в том числе и о том, как и сколько Вам молиться о спасении души Вашего друга.
Подумайте об этом и постарайтесь сделать, что можете. Во всяком случае, бессмысленные споры о вере точно надо прекратить. Научитесь жалеть своего друга как духовно слепого человека. Возможно, Вам помогут беседы прп. Макария Великого, чтобы понять великую разницу между христианином и людьми мира сего. Например:
5. Зачавшая во чреве жена внутри себя носит младенца своего во тьме, так сказать, и в нечистом месте. И если случится, наконец, младенцу выйти из чрева в надлежащее время; видит она для неба, земли и солнца новую тварь, какой никогда не видала; и тотчас друзья и родные с веселым лицом берут младенца в объятия. А если от какого-либо беспорядка случится младенцу умереть во чреве; то необходимо уже определенным на то врачам прибегнуть к острым орудиям; – и тогда младенец переходит от смерти к смерти, из тьмы во тьму. Тоже примени и к духовному. Приявшие в себя семя Божества имеют оное в себе невидимо, и по причине живущего в них греха, таят в местах темных и страшных. Посему, если оградят себя и соблюдут семя; то в надлежащее время породят оное явно, и наконец, по разрешении их с телом, ангелы и все горние лики с веселыми лицами приимут их. А если подъявший на себя оружие Христово, чтобы сражаться мужественно, расслабнет; то скоро предастся он врагам и, при разрешении с телом, из тьмы, обдержащей его ныне, пойдет в другую более страшную тьму и в погибель.
И вот еще большая цитата из пятой беседы:
1. У христиан – свой мир, свой образ жизни, и ум, и слово, и деятельность свои; инаковы же и образ жизни, и ум, и слово, и деятельность у людей мира сего. Иное – христиане, иное – миролюбцы; между теми и другими расстояние велико. Ибо обитатели земли, чада века сего уподобляются пшенице, всыпанной в решето земли сей, и просеваются среди непостоянных помыслов мира сего, при непрестанном волнении земных дел, пожеланий и многосплетенных вещественных понятий. Сатана сотрясает души, и решетом, то есть земными делами, просевает весь грешный род человеческий. Со времени падения, как преступил Адам заповедь, и подчинился лукавому князю, взявшему над ним власть, непрестанными обольстительными и мятущимися помыслами всех сынов века сего просевает, и приводит он в столкновение в решете земном.
2. Как пшеница в решете у просевающего бьется, и взбрасываемая непрестанно в нем переворачивается: так князь лукавства земными делами занимает всех людей, колеблет, приводит в смятение и тревогу, заставляет приражаться к суетным помыслам, гнусным пожеланиям, земным и мирским связям, непрестанно пленяя, смущая, уловляя весь грешный род Адамов. И Господь предсказал Апостолам будущее на них восстание лукавого: «сатана просит вас, дабы сеял яко пшеницу: Аз же молихся» Отцу Моему, «да не оскудеет вера» ваша (Лк.22:31–32). Ибо сие слово и определение, изреченное Создателем Каину явно: «стеня и трясыйся», в тревоге «будеши на земли» (Быт.4:12), служит втайне образом и подобием для всех грешников; потому что род Адамов, преступив заповедь и соделавшись грешным, принял на себя втайне сие подобие. Люди приводятся в колебание непостоянными помыслами боязни, страха, всякого смущения, пожеланиями, многообразными всякого рода удовольствиями. Князь мира сего волнует всякую душу нерожденную от Бога, и как пшеницу, непрестанно вращающуюся в решете, разнообразно волнует человеческие помыслы, всех приводя в колебание, и уловляя мирскими обольщениями, плотскими удовольствиями, страхованиями, смущениями.
3. И Господь, показывая, что последующие обольщениям и хотениям лукавого, носят на себе подобие Каинова лукавства, и обличая их, сказал: «вы похоти отца вашего хощете творити, он человекоубийца бе искони, и во истине не стоит» (Ин.8:44). Посему, весь грешный род Адамов втайне несет на себе оное осуждение: стеня и трясясь, будете тревожимы в решете земли сеющим вас сатаною. Как от одного Адама распространился по земле весь род человеческий; так одна какая-то страстная порча проникла во весь грешный род человеческий, и князь злобы один в состоянии сеять всех непостоянными, вещественными, суетными, мятежными помыслами. И как один ветер может приводить в колебание и кружение все растения и семена; и как одна ночная тьма распростирается над целою вселенною: так князь лукавства, будучи некою мысленною тьмою греха и смерти, каким-то сокровенным и жестоким ветром, обуревает и кружит весь на земле человеческий род, непостоянными помыслами и мирскими пожеланиями уловляя человеческие сердца, тьмою неведения, ослепления и забвения наполняет всякую душу нерожденную свыше, и мыслью и умом непреселившуюся в иной век, по сказанному: «наше» же «житие на небесех есть» (Фил.3:20).
4. Сим-то истинные христиане отличаются от всего человеческого рода; и как сказали мы выше, велико расстояние между христианами и прочими людьми. Пoелику ум и разумение христиан всегда заняты мудрствованием о небесном, по общению и причастию Святого Духа созерцают вечные блага; пoелику рождены они свыше от Бога; в самой действительности и силе сподобились стать чадами Божиими; многими и долговременными подвигами и трудами достигли постоянства, твердости, безмятежия и покоя, не рассеиваются и не волнуются уже непостоянными и суетными помыслами: то сим самым выше и лучше они мира; потому что ум их и душевное мудрствование пребывают в мире Христовом и в любви Духа, как и Господь, рассуждая о таковых, сказал, что прешли они «от смерти в живот» (Ин.5:24). Поэтому, отличие христиан состоит не во внешнем виде и не в наружных образах, как многие думают, что в этом вся разность, и что самые христиане различаются между собою внешним видом и образом. И вот они и умом и разумением уподобляются миру: у них, как и у всех прочих людей, то же колебание и неустройство помыслов, те же неверие, смятение, смущение, боязнь. Хотя отличаются они от мира наружным видом и мнениями, также некоторыми внешними заслугами, однако же, в сердце и уме связаны земными узами, не приобрели сердцу своему упокоения от Бога и небесного духовного мира; потому что не взыскали и не уверовали, что сподобятся сего от Бога.
5. Обновлением ума, умирением помыслов, любовью и небесною приверженностью ко Господу от всех людей в мире отличается новая тварь – христианин. Для того было и пришествие Господне, чтобы истинно уверовавшие в Господа сподобились сих духовных благ. Христианам принадлежат и слава, и красота, и небесное неизглаголанное богатство, приобретаемое трудом, потами, испытаниями, многими подвигами, но не иначе, как при Божией благодати...
Ответ на вопрос: молиться усердно. Вспомните Лк. 18:2-8 и другие места Священного Писания, где Бог обещает нам помощь за наше усердие в молитве к Нему.
С уважением,
И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. (Мк. 9.24)
И сказали апостолы Господу: умножь в нас веру. (Луки 7.5)
Вот такими молитвами можно молиться Богу об умножении веры. Кроме того можно молиться самим апостолам, распространителям веры, Ангелам Хранителям.
Но самое важное - это самому стараться не грешить и исполнять заповеди, быстро каяться, если не получается. Вообще, жить христианской жизнью. Спорить же точно не надо, по слову апостола Павла:
От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю. (2Тим.2:23-26)
Если слово о вере в ответ рождает раздражение, то лучше оставить увещевание и только молиться. При случае же интереса и вопросов, прежде мысленно помолившись Богу, отвечать с рассуждением, спокойно, не в пылу страсти. Знаю людей, которые десятилетиями отвращались и раздражались, а потом пришли к покаянию и вере. Так что не унывайте и сами твёрдо стойте в вере.
Помощи Божией Вам.
Молиться за такого человека можно и нужно, вспомним последнюю молитву из помянника за живых:
Отступи́вшия от Правосла́вныя ве́ры и поги́бельными ересьми́ ослепле́нныя, све́том Твоего́ позна́ния просвети́ и Святе́й Твое́й Апо́стольстей Собо́рней Це́ркви причти́.
Просите Господа со смирением и старайтесь показывать ему пример благочестивой христианской жизни, и, возможно, Бог смягчит его сердце.