4 Ответа
Мы спасаемся не собственной праведностью, но исключительно милостью Божией, получая от Него многоразличную помощь для исполнения Его же заповедей. Итак, не думайте о себе высоко, но просите Бога укрепить Вас в исполнении заповедей и не унывать. Читайте жития святых (в изложении свт. Димитрия Ростовского) и молитесь им, особенно если ощущаете в подвиге того или иного святого нечто сродное своим жизненным обстоятельствам.
Возможно, Вам пригодится такое наставление Георгия, затворника Задонского:
Уныние и грусть побеждаются размышлением о жизни будущего века, о блаженстве вечно веселящихся о Господе, которые здесь претерпели многие скорби и удостоились наследовать жизнь вечную. Они, наконец, совершенно избежали уныния; им не грустно там, где все объемлются радостью и торжествуют в неизреченном утешении!
А ныне для нас нужно терпение, чтобы благодушно переносить находящие уныние и грусть. Не терпят сего уклоняющиеся в обычаи языческих забав и гуляющие в пространстве своих веселостей: они играючи живут. Но решившиеся следовать путем истины здесь бывают оскорбляемы от любящих изнеженную жизнь и нимало не внимающих, чему поучает Слово Божие – Иисус Христос.
Поистине спасительно здесь терпеть скорби ради Господа, но ужасно там, где конца не будет, терпеть за нетерпение свое вечные муки...
Молимся: «Господи, даждь ми здесь терпение, великодушие и кротость» и «сподоби мя любити Тя от всея души и помышления, и творити во всем волю Твою».
Приезжайте в Кострому. Я служу в Ипатьевском монастыре.
Я не живу в России, так что наверное будет не так легко приехать. Просто хотелось обсудить один несколько личный вопрос, который может быть не стоило бы задавать здесь. Увидел, что Вы придерживаетесь настоящего Предания, не хотел уменьшить значения других людей которые здесь отвечают, но просто этот вопрос требует ответа священника. Слышал самые разные ответы разных священников на мой вопрос. Я понимаю, что я для Вас незнакомый человек, но из-за Вашей компетенции и опыта как священника и святоотеческой позиции, хотелось узнать Ваше мнение. Спасибо и простите.
Моя почта ev23@yandex.ru.
Спасибо.
Потеря надежды часто связана с маловерием, с отсутствием смирения и терпения.
Молите Бога о том, чтоб Он дал понять как и в чём проявляются эти изъяны, и старайтесь их исправлять.
И всегда находитесь в достойном соединении с Господом, непрестанно молитесь и причашайтесь.
Спасибо.
Есть настоящая греховность, а есть накрученная. Соответственно, два подхода к решению проблемы в каждом случае.
Если есть реальные тяжелые грехи, преступления конкретных заповедей Господа, то нужно прекратить их совершать. Осознать их пагубность, призвать Бога на помощь, понять что их провоцирует и действовать. Уныние и отчаяние обычно связаны с надеждой на самого себя, а не на Бога. Это большая ошибка, тут нужно менять мышление. Что касается повседневных грехов, которым нет числа, то нужно потихоньку работать над собой, каяться. Но до конца от них не получиться избавиться в этой жизни, надо это принять и смириться.
Есть еще мнимая греховность, на которую человек себя искусственно накручивает или это делает за него окружение. Чтобы отличить одно от другого, нужно а) внимательно изучать закон Божий, Св. Писание, и не верить тому, кто ищет грех в том, что не осуждает Господь в Своем Слове; б) воздержаться от искусственного накручивания себя на тему того, чего ты сам не совершал. Об этом хорошо говорит игумен Петр (Мещеринов):
Безусловно, христианин должен свои грехи видеть и в них не оправдываться. Но христианство, помимо самоукорения, требует правды и трезвости. Нужно видеть именно свои грехи, а не выдавленную из себя почти патологическую “ко всем грехам причастность”. Если я никого не убил, и мыслей у меня таких не было, если я не угонял самолёты, не брал заложников, не грабил банки и т. д. – я совершенно не должен видеть свою причастность к этим грехам, и убеждать себя в таковой. А если я всё же буду этим заниматься, то я вместо христианства окажусь (в пределе) в психиатрической больнице. […] Видение своего падения – это вовсе не вменение себе в грех того, чего я не делал и не мыслил, не “накручивание” себя на некую “всегреховность”. Как я уже говорил, видеть своё падение – совместное дело человека и Бога: только в свете благодати Святого Духа, пришедшей в душу, человек может увидеть и почувствовать правду о себе и о роде человеческом. И в этом же свете человек начинает точно видеть и свои действительные грехи.
Часто по этому поводу вспоминаются слова прп. Силуана Афонского: "Держи ум твой во аде и не отчаивайся". Подробнее об этом благочестивом устроении можно почитать в книге Ж.-К. Ларше "Преподобный Силуан Афонский".
Спасибо. Я прошу прощения если вопрос не к месту, но есть ли возможность связаться с Вами лично?