4 Ответа
Детальное описание антропологических элементов, эмоциональных и психосоматических проявлений в рамках христологии находится в соответствии с высказанным папой Пием XII в энциклике «Sempiternus Rex» (1951) положением о том, что в католицизме нет запрета «глубоко всматриваться в человечество Христа, даже согласно принципам и методам психологии». Духовно-практическим выражением такого подхода стало в католическом благочестии выделение сердца Иисуса в особый объект молитвенного созерцания и литургического почитания.
Поскольку этот культ имеет определенные основания именно в католическом подходе, то он зародился и стал популярным там. В Православии нет необходимости в подобных культах, соответственно, и в использовании специфически католических изображений, я также не вижу смысла. Зачем?
Этот культ появился у католиков. Окончательно утвердился в конце XIX века.
На мой взгляд, создание этого культа происходит от смерти богословия у католиков. Они духовное заменили душевным, чувственным.
Христиане поклоняются целостному Богочеловеку Иисусу Христу, не выделяя особенностей частей Его Тела. Об этом есть множество церковных соборных определений, которые католики когда-то сами обсуждали и утверждали.
Всё Тело Христово и Его Кровь христиане, и католики в их числе, принимают в Таинстве Евхаристии, не высматривая в нём Сердце, или ещё Что.
Удивительно, что логика католиков не привела их сегодня к поиску иных поводов для праздников - перста Господня, или ока Христова.
Культ сердца Иисусова вносит в поклонение Сыну Божию нечто страстное, неестественное. Как бы разделяет Его единство, уподобляясь несторианству. А разве пронзенные руки - не объект поклонения? И Его терновый венец с древности считается величайшей святыней. Но именно сердцу вне тела никогда раньше не поклонялись. Уверен, не надо начинать и сейчас, чтобы не впасть в ненужную экзальтацию.