5 Ответов
Добрый день. Общим способом определения богоугодности дела является его непротиворечие закону Божию и церковным правилам, а также соответствие их духу. Если с этим все нормально, то мы вправе поступить так, как считаем нужным и полезным (выбрать ту или иную профессию, выбрать вуз, вступить в брак с определенным человеком и т.п.). Если есть сомнения, то посоветоваться с опытными и мудрыми людьми. Наш выбор - это сфера нашей ответственности, и я полагаю, что богоугодными могут быть разные варианты.
Но иногда, в ситуации сложного выбора, нам хочется не только поступить богоугодно, но и не ошибиться, избежать плохих последствий неправильного выбора. Здесь требуется рассуждение, совет и усердная молитва. Равноапостольный Николай Японский дает такой совет:
Если после молитвы, после серьезных размышлений Вы не чувствуете тяготы, печали, отвращения к делу, а чувствуете себя легко, с улыбкой, с легким сердцем помышляете о предлагаемом Вам деле, то – явный признак, что оно не против воли Божией.
Свт. Феофан Затворник пишет:
Как волю Божию узнавать? Многое в жизни определяется прямыми заповедями. В таком случае нечего раздумывать, а прямо делать. Когда же бывает, что хотя заповедь Божия ясна, а приложение ее неясно, тогда не избежать вопроса: как быть? Иногда это решается бывшими опытами своими, иногда опытами других, иногда спросом у живущих добре, иногда наведениями и умозаключениями от известного из слова Божия, иногда молитвою, по действу коей Бог полагает на сердце, как поступить. Последнее было бы надежнее всего. Но не всегда наше внутреннее таково, чтобы в нем ясно слышалось сердцем внушение Божие. – У отцов есть правило: помолись до трех раз, и куда склонится сердце, так и делай.
Наверно не все стоит оценивать по этому принципу. Есть простые бытовые дела, например, пойти в магазин за хлебом. При всем том, что это дело не противоречит заповедям Божьим, вряд ли стоит оценивать его с позиции богоугодности. Просто пошел, просто за хлебом и все. А вот если пошел за хлебом, чтобы принести его больной соседке, которая сам пойти не в силах, то это дело, несомненно, богоугодное.
Боюсь, универсального рецепта здесь нельзя найти. Один и тот же поступок для одного человека может оказаться хорошим, а для другого - плохим. По мере воцерковления, чтения святых отцов и опытного ощущения добра и зла Вы будете это лучше понимать:
Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла. (Евр.5:13-14)
Но хороший совет всегда полезен.
Елена, такое понимание называется рассуждение или различение. Это относится к людям высокой меры духовного возраста. Главный путь различения, доступный всем (если оба варианта поступка точно по Евангелию) - спросить совета у специалиста в конкретном деле. Также в целом нужно стараться максимально поступать взвешено, по логике, максимально рационально, избегать крайностей и не торопиться и не искать своего, и тогда Бог увидит это и Вас поправит, если вы свернете с пути. Уже если не торопиться, это отсечет множество вариантов действия по страсти. Например, свт. Феофан Затворник пишет, что "иные пять лет ждали и не исполняли помысла".
Слишком общие слова. Не зная, о чем конкретно речь, сложно судить. Вы пишете, что дело прямо не противоречит Заповедям. А как противоречит?
Посоветуйтесь об этом с опытным, умным священником, или хотя бы с верующим, воцерковленным другом. Перед самим делом, если оно действительно не содержит в себе зла, помолитесь Святому Духу "Царю Небесный...". А если есть обоснованные сомнения в том, что дело действительно хорошее, то лучше от него воздержаться.
С уважением,
Спасибо