Скажите, как православное христианство относится к донорству органов человека после его смерти?
В Украине утвердили новую форму водительских удостоверений, в которых будет указываться группа крови владельца удостоверения и согласие (или нет) на донорство органов в случае смерти в результате ДТП.
Можно ли православному христианину давать согласие на донорство?
4 Ответа
В "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви" говорится:
Церковь считает, что органы человека не могут рассматриваться как объект купли и продажи. Пересадка органов от живого донора может основываться только на добровольном самопожертвовании ради спасения жизни другого человека. В этом случае согласие на эксплантацию (изъятие органа) становится проявлением любви и сострадания. Однако потенциальный донор должен быть полностью информирован о возможных последствиях эксплантации органа для его здоровья. Морально недопустима эксплантация, прямо угрожающая жизни донора. Наиболее распространенной является практика изъятия органов у только что скончавшихся людей. В таких случаях должна быть исключена неясность в определении момента смерти. Неприемлемо сокращение жизни одного человека, в том числе через отказ от жизнеподдерживающих процедур, с целью продления жизни другого.
На основании Божественного Откровения Церковь исповедует веру в телесное воскресение умерших (Ис.26:19; Рим.8:11:1Кор.15:42–44, 52–54; Флп.3:21). В обряде христианского погребения Церковь выражает почитание, подобающее телу скончавшегося человека. Однако посмертное донорство органов и тканей может стать проявлением любви, простирающейся и по ту сторону смерти. Такого рода дарение или завещание не может считаться обязанностью человека. Поэтому добровольное прижизненное согласие донора является условием правомерности и нравственной приемлемости эксплантации. В случае, если волеизъявление потенциального донора неизвестно врачам, они должны выяснить волю умирающего или умершего человека, обратившись при необходимости к его родственникам. Так называемую презумпцию согласия потенциального донора на изъятие органов и тканей его тела, закрепленную в законодательстве ряда стран, Церковь считает недопустимым нарушением свободы человека.
Донорство выглядит как благородный поступок из любви к ближнему. Однако нередко важным мотивом для доноров выступает денежная прибыль или другие льготы. Такой человек руководствуется мирскими побуждениями, его поступок нельзя назвать проявлением чистой жертвенной любви.
Что касается посмертного донорства органов, то на Украине сейчас широко практикуется изъятие органов из умерших солдат без всякого их согласия. Известны случаи и криминального донорства - убийства или членовредительства с целью изъятия органов. Чисто теоретически можно допустить такую ситуацию и в случае ДТП, когда врач вместо оказания необходимой помощи умирающему изымает из него органы, а потом документально "доказывает", что помочь было нельзя. Поэтому вписывать согласие на посмертное изъятие органов в водительское удостоверение мне видится небезопасным для жизни.