Всем известно, что христианин должен искренне прощать грешника, потому что сами мы не без грехов. Конечно нужно прощать и для того, чтобы в сердце не было обиды. Но когда человек сделав что-то плохое, например бьёт, не попросив ни разу прощения и только смеётся с своих действий, и продолжает бить или просто издеваться, например, заставит работать в жаркую погоду в обед на огороде, когда можно работать вечером, как любить этого человека? А самое главное, как простить этого человека? Человек должен хотя бы раз попросить своего прощения за свой поступок и тогда можно простить. Но когда человек продолжает издеваться, причём годами, не попросив прощения ни разу, и что важнее выхода сбежать от этого человека почти нет, то как его простить? Многие конечно могут сказать, что нужно молиться за этого человека, чтобы он стал менее жестоким, но молитвы - это всё равно как просто произнести слова "пожалуйста, пусть этот станет человек добрее ", и как будто от этих слов он изменится...
5 Ответов
Начну с конца: если Вы не верите в действенность молитвы, то зачем задаете вопрос на религиозном ресурсе? Все здесь присутствующие, как и многие миллионы верующих на протяжении тысяч лет, твердо верят в силу молитвы, так как неоднократно эмпирически убеждались в этом на личном опыте. Поверьте: искренняя молитва - это не простое сотрясение воздуха. Бог слышит и помогает.
Что касается остального, то речь, судя по содержанию постинга, идет о муже? Если он такой тиран и реально подвергает опасности Ваше физическое и психическое здоровье, и жизнь с ним настолько для Вас невыносима, то Церковь вовсе не принуждает Вас продолжать совместное проживание. Коль скоро есть такая необходимость, то уходите и разводитесь: если муж бьет и издевается, то это не будет грехом.
О прощении. Замечательный богослов, убитый за Христа священник Даниил Сысоев неоднократно говорил, что прощение требуется только тогда, когда о нем просят. Не надо навязывать своего прощения тем, кто в нем совершенно не нуждается. Другой вопрос, что мстить за обиды мы в любом случае не должны, мы предоставляем это Богу. Но закоренелого обидчика, который и не думал раскаиваться в своем зле по отношению к нам, мы вправе избегать. При этом не желая ему самому зла, разумеется. Тем не менее для нас он становится "как язычник и мытарь" - человеком, от которого нужно дистанцироваться.
Если же Вы по каким-то причинам готовы продолжать жизнь с ним и дальше, то не стоит примешивать сюда христианское прощение: дело, очевидно, в том, что такая совместная жизнь для чего-то Вам лично необходима. Такое тоже бывает.
Вы описываете годами продолжающееся домашнее насилие. О каком прощении можно говорить в такой ситуации? Суть тут не в прощении как таковом, а в том, что насилие это будет продолжаться и дальше. Если даже он попросит прощения (что маловероятно), насилие продолжится и дальше. Надо бежать от этого, а не размышлять о том, как простить того, кто продолжает издеваться и бить.
Почитайте эту статью, она будет Вам полезна.
Есть ответ – «сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз» Мф.18:21-22.
А как прощать – зависит от ситуации и человека. Прощать нужно не только для того чтобы на сердце легко было, но и для того чтобы собственные грехи были прощены: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» Мф.6:14.
Грехи есть у каждого, но зачастую, человек находящийся продолжительное время под гнетом насилия, принимает роль «невинной жертвы», теряя реальную самооценку и видение собственных грехов.
... Человек должен хотя бы раз попросить своего прощения за свой поступок и тогда можно простить.
Прощение на словах – это поверхностное действие, которого недостаточно, оно может принести утешение на некоторое время, но если человек искренне не хочет изменить свои поступки, он вновь их будет повторять.
... Многие конечно могут сказать, что нужно молиться за этого человека, чтобы он стал менее жестоким, но молитвы эти всё равно как просто произнести слово ”пожалуйста пусть этот станет человек добрее” и как будто от этих слов он изменится…
Если не верить в силу молитвы, она и не будет действовать Мф.13:58. Другое дело, если верить, и при этом иметь в уме слова: да будет на все воля Твоя Лк.22:42, тогда Господь поможет понять, как поступить в данной ситуации.
Сейчас вы ждете от молитвы магических действий, помолился – и человек изменился, но другого менять сложно, надо начинать с себя. Меняться внутренне и внешне, вникая учению Христа, ведь от Него вы ждете помощи. А если даже вам и не удастся изменить внешнюю ситуацию, то Господь обещал блаженство плачущим сейчас, и радость в Веке будущем Лк.6:21
Конечно, православие учит нас прощать обидчика. Но при этом стоит учесть, что по-христиански простить – это не желать зла человеку, не лелеять обиду и жажду мести. Но это вовсе не значит, что нужно закрывать глаза на жестокое поведение человека, делать вид, что он ни в чем не виноват, как-то оправдывать его поведение. Простить – не значит сделать вид, что ничего не было и ничего страшного не происходит. Если человек упорствует в насилии, совершенно не желает исправляться, не видит за собой никакого греха, то его поведение – свидетельство того, что он не слышит обращенных к каждому из нас слов Господа нашего Иисуса Христа о любви. А «на неслушающих — Судия праведный, Который в день Суда строго взыщет с них, а мы получим мзду по своему труду» (Прав. Иоанн Кронштадтский).
Именно в этом дело прощения - оставить суд над человеком Богу, уповая, что Господь будет милостив ко всем нам, ведь все мы не без греха.
Вам нужно восстанавливать чувство собственного достоинства, осознать, что Вы, как и любой человек, имеете право не подвергаться насилию. И вырываться из этой ситуации.
Нужно понимать, что терпение бытового насилия - это вовсе не мужественное ради Бога терпение скорбей. Это - поощрение преступления. И поступать в такой ситуации нужно, как и в любой ситуации насилия, то есть принимать меры по его прекращению, вплоть до юридических. Например, разовые побои без существенного вреда для здоровья – это административное правонарушение. А побои, произошедшие более одного раза, тем более систематические, даже без нанесения увечий – это уже истязание, то есть уголовное преступление.