Каков смысл испытывать человека, коль Бог не подвластен времени, и обладает всезнанием? Все ответы и исходы любых действий будут известны за тысячелетия до начала этих действий (если не при сотворении мира).
Если брать в пример притчу об Иове, разве Бог, обладая всезнанием не знал исхода этой притчи до ее начала? Разве Бог не знал что Адам и Ева ослушаются его? Бог всеведущ, то есть он знал и допустил падение Люцифера?
В вышеуказанных примерах и прослеживается парадокс: Бог сам создавал существ, изначально зная исход всей их жизни, то есть наказывать или награждать за что-либо не имеет смысла, ведь Бог уже знает что есть что.
5 Ответов
Всеведение Божие в этом контексте очень примитивно можно представить в виде камня, который стоит перед былинным богатырем на развилке трех дорог и на котором написан исход каждого из путей. Куда бы не пошел богатырь, исход тот, что написан на камне, но выбор куда идти делает богатырь. Также и Бог – знает исход любого нашего пути, куда бы мы не пошли и что бы не сделали. И Бог дал человеку свободу воли, а посему не вмешивается в выбор. При таком понимании, где учтена воля человека, не возникает никакого парадокса.
Так Бог создавал нас не из любопытства, а из "избытка любви". Если мы хотим с кем-то поделиться благами, то что с того, что большинство откажется, это их выбор.
Наказывают и награждают исходя из выбора человека, само по себе предвидение этого выбора ничего по сути не меняет.
Например, Вы предложите группе людей по миллиону долларов от щедрого сердца. Какая разница, знаете ли Вы заранее об их выборе или нет? Один опоздает, другой Вам не поверит, третий пунктуально приедет. От Вашего знания их выбор не зависит.
Испытание человека нужны вовсе не для того, чтобы Бог что-то узнал, а чтобы человек получил повод к особой заслуге, как это было с Иовом. Что касается Адама и Евы, Люцифера, то, как учит Церковь,
Бог так устроил о человеке, чтобы по причине его греха гораздо больше засияла благость Божия, через ниспослание Единородного Сына Своего в долину этой земли, чтобы Он, восприняв плоть от Пречистой Девы по действию Святого Духа, искупил человека и ввел его в Свое Царство гораздо в большей славе, чем какую он имел в раю, к посрамлению дьявола. Поэтому этот грех не воспрепятствовал Богу сотворить человека.
Бог сам создавал существ, изначально зная исход всей их жизни, то есть наказывать или награждать за что-либо не имеет смысла, ведь Бог уже знает что есть что.
Знание чего-либо не мешает проявлению свободы в действии. Знают ли власти, что преступники продолжат совершать преступления? Вполне возможно. Означает ли это, что преступников не следует наказывать за совершенные действия? Нет, не означает.
Бог испытывает людей не ради Себя, а ради них самих, чтобы они получили награду за исполнение заповедей. В отношении грешников - наоборот, чтобы они обнаружили свою злобу и нечистоту и были безответны на суде.
С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка. (Иак.1:2-4)
Прп. Марк Подвижник учит об этом так:
Бог искушал Авраама, то есть, к его же пользе посылал ему скорби, не для того, чтоб узнать, каков он: ибо Знающий все прежде бытия знал его, но чтоб дать ему повод к совершенной вере (к познанию ее и утверждению в ней).
Бог пребывает в вечности и Он не причина наших действий во времени. То что Вы называете всезнанием, называется Божественным предведением, оно не упраздняет свободы.
Различие в наших знаниях и в Божественных заключаются в том, что Он видит не только действия, но вместе и их причину.
Он предвидит что мы совершим действия по своей воле. Он предвидит, что, если захотим, то совершим, вместо одних другие действия, которые также Он предвидит. Получается, что предпочтения в действиях разумных существ (людей и ангелов) это их выбор.
Так как Бог вне времени, Он не то что предвидит и знает, а Бог сразу видит то, как разумные существа делают свои дела.