Посещаем с мужем воскресные литургии уже более полугода. Но все еще не решаемся исповедоваться и причаститься. Наблюдаем, как каждый раз на Литургии причащаются все прихожане храма. А это более ста человек. Неужели батюшка каждую неделю их успевает всех исповедать? Как победить в себе это стеснение?
3 Ответа
Светлана, с Днём воскресным!
Следует в первую очередь определиться: для чего и к кому Вы пришли в храм? Если к Богу, то какая Вам разница как и что батюшка успевает? Вы же не претендуете на его место? Это его служение, его “тайм-менеджмент”. Ваше служение: исполнение заповеди Божьей о Причащении (Ин.6:53–54). Каждый несёт ответственность за себя и отвечать будет за себя. Вас на Страшном Суде точно не спросят за то, как священник совершал Таинство Покаяния.
Не смущайтесь, Светлана, узнайте время совершения Таинства и смело приходите. Лучше не в воскресное утро, когда максимальное число причастников, а в субботу.
Однажды я со священником обсуждала отговорку «я ещё не готов исповедаться». И он сказал замечательные слова — «полной готовности к ПЕРВОЙ исповеди быть не может — слишком страшно».
Процесс подготовки к исповеди можно условно разделить на два этапа.
Первый — внутренний.
Это постепенное молитвенное покаянное осознание собственных грехов. Сначала вспоминаются самые яркие, тревожащие душу грехи. С обретением навыка духовной жизни — становятся очевидными такие, какие поначалу и грехами не считали. Этот путь каждый человек проходит наедине с Богом, и тут вопрос стеснения не стоит.
Стесняться мы начинаем на втором этапе — готовясь и приступая непосредственно к Таинству исповеди.
Исповедь дает нам возможность открыть уловленные грехи, в которых мы каемся, перед Богом — со свидетельством священника, после чего приступить к Таинству Причастия.
«Здесь завершается эта духовная ломка, окончательный духовный перелом, который делает человека достойным Божественного благодатного прощения чрез разрешительную молитву от священника. Ибо только Бог в Его чудодейственной помощи, подаваемой в таинстве (исповеди), силен действительно убелить, как волну, ищущую Его душу, Своим чудотворным прикосновением убить в душе грешника власть греха, дать обессиленной грехом душе успокоение и мир, и силу». (Гермоген Шиманский)
Надо, в первую очередь, как можно больше узнать для себя — зачем нужны исповедь и Причастие.
Понимание глубокого смысла этих таинств даёт силы решиться.
Мы ведь не будем слишком заботиться о стеснении, если потребуется обнажиться для спасения жизни. Мы просто сделаем это.
Так и здесь. Открыть свою душу надо для спасения жизни — Жизни Вечной.
Поэтому надо просто волевым усилием сделать первый шаг, невзирая на страхи, стеснение, искушения «потом», оценку того, что и как делает священник и прихожане, стыд, что придётся рассказывать батюшке что-то гадкое о себе — и так далее.
Необходимо осознать, что своими грехами мы прогневали Бога и нанесли серьезный ущерб своей душе. Только Бог может нас освободить от этого состояния. Когда человека “прижмёт” по здоровью, он не думает о стеснении, а бежит сам к врачу. Также и тут, но только мы чаще всего не сознаем, насколько тяжело наше духовное состояние. Попросите Бога дать Вам это осознание и отнеситесь к этому серьезно. Свт. Феофан Затворник пишет:
Как томимый жаждою от принятия прохладной воды чувствует прохладу и подкрепление, так и горящий в огне раскаяния получает в Таинстве покаяния окончательно услаждающую его горести и вместе укрепляющую силу.
Что особенно делает необходимым Таинство покаяния, так это, с одной стороны, свойство греха, а с другой свойство нашей совести. Когда мы грешим, то думаем, что не только вне нас, но и в нас самих не остается следов греха. Между тем, он оставляет глубокие следы и в нас, и вне нас на всем, что нас окружает, и особенно на небе, в определениях Божественного правосудия. В час греха решается там, чем стал согрешивший: в книге живота он внесен в список осужденных – и стал связан на небе. Божественная благодать не низойдет в него, пока на небе не изгладится он из списка осужденных, пока там не получит он разрешения. Но Богу угодно было небесное разрешение – небесное изглажение из списка осужденных поставить в зависимость от разрешения связанных грехами на земле. Итак, прими Таинство покаяния, чтобы сподобиться всестороннего разрешения и открыть в себя вход духу благодати. Совесть, теперь возочищенная, возвратившая нежность и чутье к нравственному порядку, не даст покоя, пока решительно не уверимся в прощении. Такова она в обыкновенном порядке нашей жизни: не дает она нам и на глаза показаться к тому, кого оскорбили, пока не уверимся, что он простил нас. В отношении же к Богу она еще разборчивее. Хотя в то время, когда человек возвышается до решительного обета, сходит на него некоторое уверение, что он теперь не противен Богу; но эта уверенность – своя и прочна быть не может, ее скоро поколеблет сомнение: «Да так ли, да не самообольщение ли это», а сомнение внесет тревогу внутрь, от тревоги же – расслабление. При этом жизнь не будет иметь ни твердости, ни стройности. Итак, надобно человеку услышать всепрощение от лица Божия, чтобы, окончательно успокоившись уверенностью в милости Божией, действовать потом решительнее и тверже в этой уверенности. Поди же исповедуйся – и получишь от Бога объявление о прощении.
Рекомендую Вам прочитать весь его труд о пути к спасению.