«Егда́ же изыдо́ста от воды́, Дух Святы́й нападе́ на ка́женика. А́нгел же Госпо́день восхи́ти Фили́ппа, и не ви́де его́ ктому́ ка́женик, идя́ше бо в путь свой ра́дуяся.
Фили́пп же обре́теся во Азо́те и проходя́ благовествова́ше градо́м всем, до́ндеже приити́ ему́ в Кесари́ю». (Деяния апостолов, глава 8, стих: 39-40)
Просмотрел разные переводы этого места, перечитал несколько раз толкования святых отцов на это место... и всё равно не понял, каким именно образом переместился Филипп? Это было какое-то мгновенное перемещение в пространстве, или это Филипп, став невидимым для евнуха, пошёл в Азот пешком?
4 Ответа
Самым правильным будет буквальное понимание этого места - Ангел перенёс св. ап. Филиппа. Перенёс не мгновенно, но очень быстро. Более того, в нескольких житиях святых можно найти эпизоды, когда они, предварительно связав молитвой, заставляли бесов переносить их в другое место. Одного в Иерусалим к святым местам, а другого в Киево-Печерскую Лавру. Ангелы и бесы, хоть и духи, но имеют возможность иногда воздействовать на материальный мир физически, в т.ч. и на человека. Они ограничены пространство-временными рамками, потому не могут делать это мгновенно, как Бог, но могут перемещаться с очень большой скоростью.
Потому в этом отрывке Священного Писания будет правильным видеть то, что написано: Ангел взял св. ап. Филиппа, как ребёнка на руки, и перенёс в другое место за очень короткий промежуток времени.
Да, Вы правы
Меня не переносил ангел с места на место, поэтому я тоже не понимаю точно происшедшего. Знаю лишь, что в священной истории такие события крайне редко, но случались по божественному промыслу. Например, вот подобный случай с прор. Аввакумом:
«И когда царь увидел, что они сильно настаивают, принужден был предать им Даниила, они же бросили его в ров львиный, и он пробыл там шесть дней. Во рве было семь львов, и давалось им каждый день по два тела и по две овцы; в это время им не давали их, чтобы они съели Даниила. Был в Иудее пророк Аввакум, который, сварив похлебку и накрошив хлеба в блюдо, шел на поле, чтобы отнести это жнецам. Но Ангел Господень сказал Аввакуму: отнеси этот обед, который у тебя, в Вавилон к Даниилу, в ров львиный. Аввакум сказал: господин! Вавилона я никогда не видал и рва не знаю. Тогда Ангел Господень взял его за темя и, подняв его за волосы головы его, поставил его в Вавилоне над рвом силою духа своего. И воззвал Аввакум и сказал: Даниил! Даниил! возьми обед, который Бог послал тебе. Даниил сказал: вспомнил Ты обо мне, Боже, и не оставил любящих Тебя. И встал Даниил и ел; Ангел же Божий мгновенно поставил Аввакума на его место» (Дан.14:30-39).
Подобным образом ангелы издалека перенесли апостолов и к Божией Матери перед ее Успением. Господь через ангелов заботится о любящих Его.
Мы не имеем больше того, что написано в Писании, так что при столкновении с подобными недоумениями актуальны слова блж. Феодорита Кирского: «крайнего неразумия дело – любопытствовать, как совершилось неизреченное».
Если сказано, что Филипп оказался в другом месте, значит, он переместился туда за мгновение. Свт. Иоанн Златоуст говорил:
Филипп получил от того великую пользу. Что он слышал о пророках, об Аввакуме, Иезекииле и прочих, увидел исполнившимся на себе, оказавшись прошедшим мгновенно далекий путь; «и оказался в Азоте», останавливается там, где ему и надлежало проповедовать.
«Ангелы и бесы, хоть и духи, но имеют возможность иногда воздействовать на материальный мир физически, в т.ч. и на человека».
Понятно. Спасибо. Но мыслей человека они «читать» не могут, и только считывают мимику человека и прочие подобные вещи?